О мониторинге хода реализации экологического законодательства в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, расположенных в Иркутской области

23.01.2020

1561353421_0000Согласно плану деятельности на 2020 год КСП Иркутской области в рамках совместных со Счетной палатой РФ экспертно-аналитических и контрольных мероприятий будет осуществлять мониторинг хода реализации экологического законодательства в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, расположенных в Иркутской области, в том числе, в рамках мероприятий национального проекта «Экология».
 
Как сообщила аудитор КСП области Лариса Мулярова, ответственная за данное направление, в Совете Федерации обсуждены вопросы ликвидации последствий негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности предприятий «Усольехимпром» и «Усолье-Сибирский силикон». Информация об этом размещена на портале электронного журнала «Эковестник».
 
22 января 2020 года в Совете Федерации прошло совещание «О мерах по ликвидации последствий негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности предприятий «Усольехимпром» и «Усолье-Сибирский силикон». Выбор технологии по обезвреживанию опасных отходов является ключевым вопросом.
 
Заместитель председателя Комитета СФ Елена Зленко сообщила, что в адрес Председателя Совета Федерации поступило обращение директора Новосибирского института органической химии им. Н.Н. Ворожцова Сибирского отделения РАН Елены Багрянской по вопросу ликвидации последствий негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский силикон».
 
По словам сенатора, в целях решения указанной проблемы нужно учитывать следующее. В настоящее время сформирована законодательная база, направленная на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который был дополнен главой «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде».
 
Елена Зленко обратила внимание, что до недавнего времени отсутствовало специальное нормативно-правовое регулирование обращения с чрезвычайно опасными (I класс опасности) и высокоопасными (II класс опасности) отходами, что не позволяло осуществлять контроль со стороны государства за ведением безопасного сбора, накопления, транспортирования, обработки, обезвреживания и размещения таких отходов.
На указанную проблему обращено внимание на Государственном Совете РФ, состоявшемся 27 декабря 2016 года. Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» указанный пробел был ликвидирован.
 
Законодательство предусматривает создание федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, соблюдение которой является обязательным условием осуществления деятельности по обращению с подобными отходами опасности для всех участников обращения с такими отходами. Федеральная схема включает, в том числе, сведения об образовании опасных отходов и обращении с ними, сведения об операторах, сведения об объектах, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание и размещение опасных отходов, включая схему потоков таких отходов от источников их образования до указанных объектов.
 
Кроме этого определяется федеральный оператор по обращению с такими отходами. Вводятся особенности обращения с опасными отходами. Устанавливается, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых образуются такие отходы, осуществляют обращение с ними самостоятельно или передают их федеральному оператору.
 
Сенатор указала, что в рамках национального проекта «Экология» реализуется федеральный проект «Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I — II классов опасности», предусматривающий создание семи межрегиональных производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию этих отходов, создание единой государственной информационной системы учеты и контроля за обращением с такими отходами. Реализация данного проекта и существующих норм законодательства позволит избежать образования новых объектов накопления опасных отходов, снизить накопленный вред окружающей среде.
 
Елена Зленко отметила, что необходимая законодательная база для решения указанных в обращении проблем сформирована, поэтому представляется целесообразным уполномоченным федеральным органам исполнительной власти совместно с Правительством Иркутской области провести работу по включению объектов, расположенных на территории промышленной площадки ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский силикон» в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде с последующим определением источников финансирования. При этом важнейшим вопросом, требующим решения, является выбор технологии по обезвреживанию опасных отходов. 
 
В ходе заседания Елена Зленко поручила Главе Российского экологического общества рассмотреть возможность организации общественно-экспертного сопровождения реализации мероприятий по ликвидации объектов накопленного экологического вреда в Иркутской области.
 
В совещании также приняли участие председатель Комитета СФ Алексей Майоров, руководитель Росприроднадзора Светлана Родионова, руководитель направления «Экология и охрана окружающей среды» Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов, члены Совета Федерации, представители Минприроды России, МЧС России, Роспотребнадзора, Генпрокуратуры России.