Депутаты Законодательного Собрания Иркутской области рассмотрели использование средств, направленных на оплату проектных работ

13.04.2016

Члены комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания Иркутской области рассмотрели результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности использования средств областного бюджета, направленных на оплату проектных работ, услуг по проведению экспертизы в строительстве в 2015 году».

Как сообщила председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ирина Морохоева, мероприятие показало, что в Прингарье не обеспечена качественная и своевременная подготовка нормативных правовых актов, регламентирующих инвестиционную деятельность в регионе, осуществляемой в форме капитальных вложений. Отсутствует четкая увязка и стратегия проведения предпроектных, проектно-изыскательских работ с дальнейшим строительством объектов. Ежегодно устанавливаются факты, когда проектная документация остается невостребованной, строительство объектов в дальнейшем не производится или производится со значительными разрывами по времени, что приводит к неоднократным корректировкам проектно-сметной документации, дополнительным тратам бюджетных средств или их потерям. В качестве одного из вариантов, который бы способствовал созданию эффективной системы планирования и контроля бюджетных инвестиций, представляется целесообразным рассмотреть вопрос включения в закон об областном бюджете отдельного приложения, включающего все бюджетные инвестиции, осуществляемые в финансовом году.

На 01.01.2015 по результатам 44 проектно-изыскательских работ не созданы объекты строительства (незавершенного строительства), не принято решение об их использовании. По мнению КСП области, целесообразно провести с участием профильных министерств инвентаризацию объектов для уточнения необходимости и возможности дальнейшего строительства или проектирования, и принятия решения в соответствии с установленным законодательством о списании объектов (прежде всего проектно-изыскательских работ), которые утратили актуальность и не соответствуют техническим требованиям.

В части 15 объектов дорожного строительства, по которым средства областного бюджета в 2015 году направлены на оплату проектно-изыскательских работ и услуг по экспертизе, расходы на проведение капитального ремонта в государственную программу Иркутской области «Развитие дорожного хозяйства» на 2014-2020 годы» не включены и решения о дальнейшем использовании проектной документации до 2020 года не приняты.

Из 5 объектов социального и коммунального назначения, которые проектировались в 2015 году, по 2 объектам одновременно с проектно-изыскательскими работами предусмотрены и осуществляются расходы по их строительству. По 3 объектам проводились проектно-изыскательские работы.

Не завершены проектно-изыскательские работы в 2015 году по 3 объектам «Культурно-просветительского центра им. СВТ Иннокентия в п. Анга Качугского района», «Центр по профилактике и борьбе со СПИД» и «Проектно-изыскательские работы по строительству объектов внутренней и внешней инфраструктуры на прилегающей к особой экономической зоне туристско-рекреационного типа территории». По объектам «Центр по профилактике и борьбе со СПИД», «Проектно-изыскательские работы по строительству объектов внутренней и внешней инфраструктуры на прилегающей к особой экономической зоне туристско-рекреационного типа территории» расходы на строительство предусмотрены в рамках государственных программ на 2015 год. Однако строительство не осуществлялось и средства областного и федерального бюджета не использованы, так как на проектную документацию не получены заключения государственной экспертизы (документация передана на экспертизу в декабре 2015 года). Средства федерального бюджета на строительство объектам «Центр по профилактике и борьбе со СПИД» возвращены в федеральный бюджет.

Как показали проверки, включение в государственные программы объектов капитального строительства, по которым бюджетные ассигнования планируются одновременно на проведение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, приводит к увеличению или срыву сроков строительства, невозможности осуществления строительства, перераспределению или сокращению значительных объемов средств областного и федерального бюджета. И, как следствие, создает риски удорожания объектов, в том числе за счет увеличения сроков строительства, дополнительных расходов на консервацию или хранение недостроенных объектов, дополнительных расходов на корректировку проектной документации в связи с ежегодно меняющимися техническими условиями.

По информации муниципальных образований Иркутской области в 2013-2014 году за счет средств местных бюджетов разработана и прошла в установленном порядке государственную экспертизу проектно-сметная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт по 132 объектам социального, коммунального назначения и дорожного хозяйства. В государственные программы Иркутской области по информации профильных министерств включено строительство 30 объектов, или 22,7 %. Следует отметить, что ряд объектов, на которые разработана проектная документация, не относится к компетенции Иркутской области.

Также в ходе анализа отмечены недостатки, которые оказывают существенное влияние на результаты проектно-изыскательских работ (некачественная подготовка проектной документации, несвоевременное оформление земельных участков, неудовлетворительная работа подрядных организаций, финансирование работ в 3-4 квартале финансового года).