КСП Иркутской области приняла участие в коллегии Счетной палаты Российской Федерации

10.11.2020

image1449715142640КСП Иркутской области приняла участие в работе коллегии Счетной палаты Российской Федерации (ВКС), которая состоялась 10 ноября т.г. под руководством Алексея Кудрина.
 
В ходе коллегии рассмотрены итоги совместного контрольного мероприятия «Проверка результативности мер государственной поддержки, направленной на осуществление и развитие региональных и местных авиаперевозок» (с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации).
 
Аудитор Лариса Мулярова рассказала, целью и предметом совместного контрольного мероприятия являлась оценка организации и проблем авиасообщения с удаленными и труднодоступными районами страны. Здесь имеется много проблем, в том числе связанных с наличием на федеральном уровне пробелов и недостатков правового регулирования отношений по организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом, по осуществлению государственного регулирования цен (тарифов) на перевозку пассажиров, багажа и грузов воздушным транспортом местными авиалиниями.
 
Нужно подчеркнуть, что федеральное законодательство не содержит таких понятий как труднодоступные и удаленные местности и не определяет перечень таких местностей. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242 не может применяться как правовой акт, определяющий перечень удаленных и труднодоступных местностей в разрезе регионов Российской Федерации, поскольку регулирует иные отношения.
 
В силу географических особенностей Иркутской области, имеющей значительную протяженность территории с юга на север, единственным видом транспорта в Катангском районе, отнесенном к районам Крайнего Севера, является авиационный.
 
Горная Тофалария (Нижнеудинский район) относится к приравненным к районам Крайнего Севера местностям с ограниченным сроком завоза грузов, где единственным видом транспортного сообщения является воздушный транспорт.
 
Нахождение Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов в приравненных к районам Крайнего Севера местностях предопределяет повышенную потребность населения в доступных воздушных перевозках в силу расположения их в северных труднодоступных территориях, где отсутствуют другие виды транспортного обеспечения.
 
Как верно отмечено в отчете Счетной палаты, авиаперевозки по местным и межмуниципальным маршрутам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях носят социальный характер и, в большинстве, не являются коммерчески привлекательными для региональных авиакомпаний, что требует от региональных властей решения вопросов о регулировании тарифов и субсидировании таких перевозок в целях обеспечения ценовой доступности услуг воздушного транспорта для населения.
 
Однако отсутствие на федеральном уровне общих правил и критериев в Иркутской области приводит к неравным условиям в организации транспортного сообщения. Государственное регулирование тарифов на авиаперевозки в г. Бодайбо и населенные пункты Тофаларии Нижнеудинского района не осуществляется. Перевозки воздушным транспортом в г. Бодайбо не субсидируются, что не обеспечивает доступность для населения авиаперевозок. А организация авиаперевозок между районным центром г. Нижнеудинском и населенными пунктами Тофаларии в нарушение федерального законодательства без учета разграничения полномочий возложена на органы местного самоуправления муниципального района, где предоставление субсидий авиаперевозчику, не основанное на экономически обоснованных тарифах, ежегодно влечет неправомерное использование средств регионального бюджета в объеме 51,0 млн. рублей.
 
Имеющиеся в Иркутской области 7 аэропортов в разной степени имеют проблемы, в том числе связанные с неудовлетворительным состоянием наземной инфраструктуры аэропортов. Частные организации, являющиеся операторами аэропортов не способны решать такие глобальные проблемы, в том числе влияющие на безопасность полетов.
 
В федеральных программах не предусмотрена модернизация аэропорта в п. Ербогачен Катангского района, являющегося социально значимым для районов Крайнего Севера. Единственный аэропорт, расположенный в районе Крайнего Севера в районном центре, имеет здание в деревянном исполнении и грунтовую взлетно-посадочную полосу, подверженную размыванию при неблагоприятных погодных условиях, вследствие чего работа вынужденно прекращается до 2 месяцев в периоды межсезонья. Та же проблема в аэропорту в г. Бодайбо.
 
Следует отметить, что нарастающий пассажиропоток в аэропортах северных территорий свидетельствует о востребованности маршрутов и необходимости решения имеющихся там проблем.
 
Обоснованно Счетная палата отметила, что деятельность аэропортов необходимо синхронизировать с деятельностью авиатранспортных организаций. Регламент работы аэропортов, утверждаемый операторами аэропортов, не синхронизирован с маршрутной сетью региональных авиакомпаний (период, назначение, частота рейсов), на что местные авиаперевозчики указывают как на фактор, негативно влияющий на уровень доступности услуг воздушного транспорта для населения, проживающего в удаленных и труднодоступных районах области.