Члены Президиума Совета контрольно-счетных органов Иркутской области приняли участие в обучающем семинаре по контрактной системе

26.05.2016

Члены Президиума контрольно-счетных органов Иркутской области приняли участие в семинаре-совещании для муниципальных заказчиков Иркутской области на тему «Практика применения Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Практические рекомендации по устранению типичных нарушений в сфере закупок», который состоялся 23 мая 2016 года в здании Правительства Иркутской области. В работе совещания приняло участие более 170 человек.
 
Семинар состоялся в соответствии с подпунктом 2.2.2 пункта 2 Решения координационного совещания по обеспечению правопорядка в Иркутской области от 22 марта 2016 года, утвержденного распоряжением Губернатора Иркутской области от 11 апреля 2016 года № 47-р. Предложение о проведении мероприятия включено в решение по предложению Контрольно-счетной палаты Иркутской области.
 
С приветственным словом к участникам семинара обратился министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области Максим Авдеев. О нормировании в сфере закупок рассказала начальник отдела методологического обеспечения министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Оксана Недорубкова. О планировании закупок — начальник отдела программно-аналитического сопровождения и мониторинга министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Екатерина Винокурова.
 
Подробно о практике применения законодательства, регулирующего отношения в сфере закупок, и о типичных нарушениях законодательства сообщил заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Александр Кулиш. Заместитель руководителя службы государственного финансового контроля Иркутской области Олег Массель доложил о полномочиях по рассматриваемому вопросу и о мероприятиях, проводимых службой.
 
О практике применения административной ответственности за нарушение Федерального закона № 44-ФЗ отчитался начальник отдела внеплановых проверок и административной практики в сфере закупок службы государственного финансового контроля Иркутской области Алексей Филёв.
 
Председатель Контрольно-ревизионной палаты Шелеховского района, член Президиума Совета контрольно-счетных органов Иркутской области Людмила Рогачева рассказала о работе контрольно-счетных органов в сфере аудита закупок, приводя, в том числе, данные совместного заседания Президиума Союза муниципальных контрольно-счетных органов и Отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, которое состоялось в апреле 2016 года в республике Хакасия.
 
Докладчик отметила, что среди основных недостатков и нарушений, выявленных в 2015 году, можно назвать отсутствие информации о закупках в плане-графике; неверный выбор и применение метода расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, отсутствие обоснования выбора метода, игнорирование приоритетного метода анализа рынка; отсутствие документов, подтверждающих обоснование начальной (максимальной) цены контракта и другие ошибки. Контроль закупок, осуществляемых в рамках Закона № 223-ФЗ муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, показал, что большинство закупок – около 90% – происходит в отсутствие конкуренции. При этом затраты превышают затраты на закупку аналогичных товаров, работ, услуг по Закону № 44-ФЗ.
 
Так, КСП Иркутской области в 2016 году установлено, что областным государственным автономным учреждением «Региональный лесопожарный центр Иркутской области» за счет доходов от иной приносящей доход деятельности приобретена 1-комнатная квартира в г. Иркутске, стоимостью 3,5 млн. рублей. Приобретение квартиры осуществлено способом прямых закупок (с единственным поставщиком). При этом положение о закупках, товарах, работ и услуг для нужд Центра в части предельного объема прямой закупки изменено накануне заключения данного договора. Квартиру лесопожарный центр передал сотруднику безвозмездно. Позднее заключено дополнительное соглашение и предусмотрена оплата в размере 700 тыс. рублей. Материалы проверки КСП области направлены в прокуратуру и следственные органы, в настоящее время квартира стоимостью 3,5 млн. рублей возвращена в областную собственность.
 
Также докладчиком рассматривался ряд иных вопросов, связанных с оценками рисков неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств в сфере закупок.
 
В свою очередь, член Президиума Совета контрольно-счетных органов Иркутской области, председатель Контрольно-счетной палаты города Усолье-Сибирское Елена Налетова остановилась на вопросе обоснованности и эффективности осуществления закупок. Об эффективности закупок будут свидетельствовать их результаты и достижение целей, для выполнения которых осуществлены данные закупки.
 
Так, администрацией города заключен муниципальный контракт на выполнение работ по текущему ремонту квартир на сумму 234 тыс. рублей при начальной (максимальной) цене 349 тыс. рублей, экономия составила 115 тыс. рублей. Контракт был заключен для реализации основного мероприятия «Текущий ремонт квартир ветеранов ВОВ» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» на 2015-2018 годы. В числе целевых показателей предусмотрен «Количество отремонтированных квартир, в которых проживают ветераны Великой Отечественной войны», значение которого на 2015 год установлено равным 8. Ремонт был проведен в 8 квартирах, при этом установлено, что в 4 квартирах проживают ветераны, не относящихся к категории ветеранов ВОВ. Изменения в мероприятие и целевой показатель не были внесены. Также подробно и на конкретных примерах докладчик осветила вопрос обоснованности закупок.
 
Относительно эффективности осуществления закупок были отмечены допускаемые заказчиками нарушения требований законодательства в части неиспользования мер обеспечения исполнения обязательств и неприменения мер ответственности по исполнению контрактов (невзыскание неустойки), которые ведут к недополучению средств в доходную часть бюджетов. Выявляются случаи просрочки оплаты заказчиками за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. При этом в случае направления поставщиком требования заказчику об уплате неустоек оно повлечет дополнительную нагрузку на бюджет области или муниципалитета.
 
Поводя итоги совещания, министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области Максим Авдеев отметил, что подобные мероприятия планируется проводить на регулярной основе, так как участники отметили актуальность поднятых тем.