Проверка средств на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий

30.03.2022

ccb4e23c8aa216f1e96d31ab209c036b_XLРезультаты контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в целях возмещения затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий» аудитором Контрольно-счетной палаты Иркутской области Юрием Гамзулиным представлены депутатам на заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрании Иркутской области.
 
Как рассказал аудитор, согласно годовым отчетам за 2019 – 2020 годы об исполнении мероприятий государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2019 – 2024 годы в рамках основного мероприятия «Поддержка реализации инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий» подпрограммы «Развитие промышленности в Иркутской области» по итогам конкурсов на предоставление субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат, на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий предоставлены субсидии:
 
в 2019 году 11 предприятиям на общую сумму 290 500 тыс. рублей. В результате реализации данных инвестиционных проектов было создано 454 рабочих места, привлечено 1,9 млрд. рублей внебюджетных инвестиций на реализацию проектов по модернизации и развитию промышленного комплекса;
 
в 2020 году – 11 предприятиям на общую сумму 46 078,8 тыс. рублей, в результате реализации данных инвестиционных проектов в 2020 году было создано 227 рабочих мест, привлечено 1,2 млрд. рублей внебюджетных инвестиций на реализацию проектов по модернизации и развитию промышленного комплекса.
 
В соответствии с пунктом 6 Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 11.09.2017 № 595-пп (далее – Положение № 595-пп) субсидии предоставляются при условии реализации на территории Иркутской области инвестиционного проекта, направленного на достижение показателей социально-экономического развития Иркутской области. Срок реализации инвестиционных проектов составляет от 1 года до 7 лет.
 
В 2019 году министерство, не выполняя должным образом свои бюджетные полномочия, установленные статьей 158 БК РФ, в отступление от положений пункта 6 (3) Положения № 595-пп, при отсутствии факта соблюдения условия по приобретению в рамках инвестиционного проекта оборудования (год выпуска оборудования не ранее трех лет, предшествующих году представления документов) предоставило субсидии на общую сумму 100 694,7 тыс. рублей 4 предприятиям (ООО «Иркутский масложиркомбинат», АО «Братский завод металлоконструкций», ООО «Гарантия» и АО «Фармасинтез»).
 
В нарушение положений пунктов 6, 20(2) Положения № 595-пп министерством в декабре 2020 года представлены субсидии 5 предприятиям в завышенном размере на общую сумму 6 484,9 тыс. рублей, в том числе: ООО «Гарантия» на 2 911,1 тыс. рублей; ООО «Белур» на 198,2 тыс. рублей; ООО «Спецпромкомплект» на 185,9 тыс. рублей; ООО «Сибэкотерм» на 3 185,3 тыс. рублей и ООО «Новый бетон» на 4,4 тыс. рублей.
 
Двумя предприятиями ООО «Белур» и ООО «Новый бетон» излишне предоставленная субсидия возвращена в бюджет области в размере 202,6 тыс. рублей.
 
Целевые показатели по основному мероприятию «Поддержка реализации инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий» подпрограммы «Развитие промышленности в Иркутской области» в целом достигли плановых значений в большем размере, за исключением показателя «Количество создаваемых рабочих мест (в том числе высокопроизводительных) на промышленных предприятиях» по итогам 2019 – 2020 годов.
 
Согласно отчету о проведении ежегодной оценки эффективности использования (представления) субсидий из областного бюджета за 2019 год министерством дана низкая оценка эффективности использования субсидий по 4 предприятиям (ООО «Ангарская Швейная Фабрика» (93,75 %), ЗАО «РЕАКТИВ» (95,50 %), ООО «Новасиб» (71,73 %), ООО «Центр Строительных материалов» (88,96 %)). В 2020 году низкая эффективность использования субсидий отражена по 4 предприятиям (ООО «Гарантия» (74,26 %), ООО «Байкалэкопродукт» (87,61 %), ООО «Сибэкотерм» (76,32 %), ООО «Экспромэнерго» (31,89 %)).
 
Анализ отчетов за 2019 – 2020 годы министерства и предприятий (инвестиционные проекты которых реализованы в 2019 – 2020 годы) показал следующее.
 
Согласно отчету министерства за 2019 год высокая оценка эффективности использования субсидий сложилась по 3 предприятиям: АО «Братский Завод Металлоконструкций», ООО «Иркутский завод гусеничной техники» и ООО «Иркутский масложиркомбинат».
 
По 2-м предприятиям ООО «АРНИКА-ПРОМ-СЕРВИС» и АО «Братский Завод Металлоконструкций», инвестиционные проекты которых завершены в 2020 году, оценка эффективности использования субсидий – высокая.
 
Согласно отчетам АО «Фармасинтез» за 2019-2020 годы исполнение показателей результативности использования субсидии составило: по показателю «Доля создаваемых рабочих мест от общей численности занятых на предприятии» – 14,7 % (или 57,4 % от плана); по показателю «Размер собственных средств в стоимости реализации инвестиционного проекта» – 755 063 тыс. рублей (или 101,9 % от плана); по показателю «Освоение выпуска новых видов продукции» – 1 ед. (или 33,3 % от плана).
 
По состоянию на 01.01.2021 не достигнуты значения следующих плановых показателей: «Доля экспорта в объеме выпуска новой продукции», «Срок бюджетной окупаемости субсидии» и «Срок экономической окупаемости инвестиционного проекта». По пояснению предприятия показатели будут достигнуты по результатам реализации инвестиционного проекта в 2022 году.
Объем проверенных финансовых средств составил 336 578,8 тыс. рублей. Выявлено нарушений бюджетного законодательства на сумму 110 996,7 тыс. рублей. Рекомендовано к возврату (взысканию) в бюджет соответствующего уровня – 6 484,9 тыс. рублей.
 
По итогам обсуждения рекомендовано министерству экономического развития и промышленности Иркутской области принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, отмеченных в отчете Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 28.01.2022 № 13/1-КМ.
 
Более подробно с отчетом можно ознакомиться по ссылке, с материалами к выступлению — здесь.