Информация по результатам проведенного контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности (результативности) бюджетных средств, направленных в 2019-2021 годы на финансирование социальных контрактов»

29.04.2022

 

Объекты мероприятия:

 

  • министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области;
  • ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области»;
  • ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску»;
  • ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Заларинскому району»;
  • ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Иркутскому району»;
  • ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нукутскому району».

 

1. Учитывая высокую значимость механизма социального контракта при достижении национальной цели «Снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации», а также в соответствии с приоритетами, озвученными 15.01.2020 г. в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, начиная с 2021 года механизм социального контракта распространен на все субъекты Российской Федерации (кроме г. Москвы).

 

Социальный контракт – это соглашение, которое заключается органами соцзащиты с гражданами и семьями, доход которых по независящим от них причинам ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

 

Малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

 

2. Начиная со вступления в силу Закона Иркутской области от 11.03.2019 № 16-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» (далее – Закон № 16-ОЗ) размер ГСП на основании СК начал устанавливаться в СК по соглашению сторон с учетом содержания конкретной программы социальной адаптации.

 

До вступления в силу Закона № 16-ОЗ виды ГСП на основании СК не выделялись. После его принятия установлено 7 видов ГСП и предельные размеры выплат по каждому виду.

 

Законом Иркутской области от 02.04.2021 № 24-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» внесены изменения в часть 2 статьи 4, которыми предусмотрено изменение размеров и видов ГСП на основании СК (4 вида ГСП) (вступил в силу 16.04.2021).

 

После вступления в силу Закона № 24-ОЗ размеры ГСП изменены, в том числе с целью приведения положений федерального законодательства (Правил предоставления и распределения субсидии № 296).

 

3. В приоритетном порядке на 2021 год предусмотрено оказание ГСП на основании СК гражданам, проживающим в семьях с детьми (по поиску работы, по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации).

 

4. Оказание (предоставление) ГСП, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов РФ, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов РФ (часть 2 статьи 5 Федерального закона № 178-ФЗ).

 

5. В 2019 – 2020 годах оказание ГСП на основании СК отдельным категориям граждан осуществлялось за счет ОБ (2019 год – 138 425,1 тыс. р., 2020 год – 151 932,7 тыс.р., 2021 год – 39 719,6 тыс. р. (до заключения соглашений с ФБ)).

 

С 2021 года, оказание ГСП на основании СК предусматривается с привлечением субсидии из ФБ на основании 2-х соглашений, в том числе за счет средств резервного фонда Правительства РФ (общий объем средств по 2-м соглашениям составил 1 047 324,4 (ФБ – 827 386,2; ОБ – 219 938,2)).

 

6. Начиная с 2021 года согласно пункту 17 Правил предоставления и распределения субсидии № 296 орган социальной защиты населения вносит в ЕГИССО информацию об оказании ГСП на основании СК.

 

Вместе с тем, результаты проверки показали, что в целях учета ГСП на основании СК органами социальной защиты населения в Иркутской области до настоящего времени надлежащим образом не налажена работа по внесению информации в ЕГИССО. Причинами является технические недоработки ЕГИССО.

 

7. В целом по результатам проверки отмечается необходимость доработки (пересмотра) нормативной правовой базы Иркутской области в части оказания ГСП на основании СК, учитывая, что на федеральном уровне внесены изменения в ГП РФ «Социальная поддержка граждан», утвержденную постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296, а также разработаны Методические рекомендации по оказанию ГСП на основании СК (приказ Минтруда России от 03.08.2021 № 536).

 

8. По результатам проверки установлено, что получатели ГСП на основании СК признавались малоимущими, без подтверждения сведений о заработной плате либо ее отсутствии. Лишь отдельными заявителями в добровольном порядке прикладывались справки о доходах с места работы. Кроме того, при оценке материального состояния граждан, обратившихся за ГСП на основании СК, не оценивалась имущественная обеспеченность заявителей.

 

В ходе контрольного мероприятия произведена выборочная проверка сведений об имуществе, отраженных в заявлениях гражданами при подаче документов на получение ГСП. По итогам указанной проверки, с учетом сведений полученных из Управления Росреестра по Иркутской области по запросу КСП, установлено 2 факта недостоверных сведений об имуществе, принадлежащих гражданину (его семье), что влечет необходимость возврата выплаченной ГСП.

 

9. В нормативных правовых актах Иркутской области, регулирующих ГСП на основании СК, не определено понятие трудной жизненной ситуации.

 

Обращаем внимание, что согласно пункту 26 Методических рекомендаций № 536 (приказ Минтруда и социальной защиты населения от 03.08.2021) органам социальной защиты населения в целях повышения эффективности (реализации индивидуального подхода) составления ПСА рекомендуется разработать систему профайлинга (типологизации) граждан с учетом различных трудных жизненных ситуаций.

 

В правовых актах отдельных субъектов РФ установлены перечни трудных жизненных ситуаций, перечни причин возникновения трудных жизненных ситуаций (Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Алтайский край, Приморский край, Липецкая область).

 

10. Полагаем, что Правительству Иркутской области необходимо продолжить работу по разработке правовых актов, необходимость принятия обусловлена:

 

  • пунктом 5 Правил № 296 в части перечня возможных оснований для досрочного расторжения СК (потеря трудоспособности гражданина, потеря дееспособности гражданина, стихийные бедствия и иные основания), разработанные с учетом Методических рекомендаций (приказ Минтруда России от 03.08.2021 № 536);
  • пунктом 12 Правил № 296 — перечень причин, являющихся уважительными в случае неисполнения гражданином мероприятий ПСА (устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ);
  • пунктом 10 Методических рекомендаций № 536 в части порядка оценки межведомственной комиссией долговых обязательств заявителя (семьи заявителя) перед кредитными организациями.

 

Кроме того, согласно пункту 10 Методических рекомендаций № 536 органы государственной власти субъектов РФ при установлении порядка назначения ГСП на основании СК утверждают: порядок образования межведомственной комиссии, создаваемой в целях рассмотрения социального контракта, а также программы социальной адаптации и содействия в ее реализации. Однако, указанный порядок в Иркутской области не утвержден.

 

11. Проверкой установлены отдельные случаи принятия в 2021 году решений о назначении ГСП ранее проведения заседания МВК (ОГКУ УСЗН по Нукутскому району, ОГКУ УСЗН по г. Иркутску). По пояснениям Учреждений допущены технические ошибки (опечатки) при оформлении протоколов в связи с большим потоком заявителей.

 

12. По данным Федерального статистического наблюдения «Сведения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств бюджета субъекта РФ» (форма № 1-соцконтракт) за 2018 – 2019 годы отмечается ежегодный рост численности граждан, получивших ГСП на основании СК, в 2020 году в связи с коронавирусной инфекцией (COVID-19) численность граждан получивших ГСП снизилась.

 

Рост численности граждан в 2021 году в сравнении с предыдущими периодами связан с выделением федерального финансирования на эти цели

 

13. В проверяемом периоде часть СК прекращена до истечения срока действия (в 2019 году – 35, в 2020 году — 34, в 2021 году – 33). Причинами досрочного прекращения являются:

 

  • невыполнение мероприятий, предусмотренных ПСА,
  • добровольный отказ от оказания ГСП на основании СК,
  • смерть получателя,
  • переезд на постоянное место жительства за пределы Иркутской области.

 

14. По оперативным данным 2021 года Минсоцразвития оценка эффективности проведена по 253 завершенным СК. В соответствии с проведенной оценкой доход увеличился у 67,1 % граждан (контрольный показатель соглашения – 65,0 %). В 2022 году продолжена оценка эффективности СК, заключенных в 2021 году, так как в связи с Правилами № 296 оценка проводиться по истечении 4 месяца после завершения срока реализации СК.

 

15. В Иркутской области эффективными признаются оконченные социальные контракты, по результатам реализации которых семьей (одинокого проживающим гражданином) выполнены мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

 

Однако согласно рекомендациям Минтруда № 506н, эффективными СК признаются в случае изменения материального положения семьи (одиноко проживающего гражданина) по окончании срока действия социального контракта.

 

16. При оценке эффективности оказания ГСП на основании СК Минсоцразвития и органами социальной защиты населения не учтены рекомендации пункта 2 Приказа Минтруда № 506н. При этом, результаты оценки эффективности оказания ГСП на основании СК в субъектах РФ рекомендовано применять при:

 

  • разработке и реализации нормативных правовых актов субъектов РФ в сфере социальной защиты населения и региональных социальных программ;
  • принятии управленческих решений по вопросам оказания ГСП малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, иным категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке;
  • формировании бюджетов субъектов РФ.

 

17. Расчет сводного индекса, установленного в Приказе Минсоцразвития № 244-мпр, не основан на рекомендациях Приказа Минтруда № 506н.

 

С августа 2021 года в Методических рекомендациях № 536 выделен раздел VI Оценка эффективности оказания ГСП на основании СК. Согласно пункту 49 Методических рекомендаций № 536 оценка эффективности оказания ГСП на основании СК состоит из двух этапов:

 

  • первичная оценка выполнения гражданином обязательств, предусмотренных СК;
  • оценка эффективности оказания ГСП на основании СК с точки зрения повышения доходов гражданина и преодоления им бедности.

 

Согласно пункту 50 Методических рекомендаций № 536 форму и порядок подготовки, рассмотрения и утверждения соответствующего заключения рекомендуется устанавливать нормативным правовым актом субъекта РФ.

 

Однако в приказ Минсоцразвития области от 16.12.2013 № 244-мпр не внесены соответствующие изменения в части приведения оценки эффективности оказания ГСП на основании СК в соответствии с рекомендациями Минтруда РФ № 536.

 

Полагаем, что рекомендованная оценка эффективности в Методических рекомендациях № 536 направлена на более комплексную оценку, учитывающую совокупность условий.

 

18. ОГКУ УСЗН по результатам оценки реализации социальных контрактов давали заключение об эффективности проведенных мероприятий ПСА, основываясь на критерии выполнения ПСА.

 

В заключениях указывалось, что получатели ГСП вышли из ТЖС (у них увеличились доходы, поступление продукции и товаров и пр.). Однако, как правило, документального подтверждения увеличения доходов не содержат.

 

19. Целью оказания ГСП на основании СК является повышение качества жизни малоимущих граждан за счет собственных активных действий по получению постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение заявителя (семьи заявителя).

 

Вместе с тем, граждане после окончания ГСП на основании СК продолжают являться получателями различных МСП:

 

  • ОГКУ УСЗН по городу Иркутску — из 48 получателей ГСП продолжают получать различные МСП 18 граждан, или 37,5 % (у 7 семей не закончен срок действия СК, у 5 семей не наступил срок проведения эффективности заключения СК, общее количество МСП 38)
  • ОГКУ УСЗН по Иркутскому району — из 32 получателей ГСП продолжают получать различные МСП 16 граждан, или 50,0 %
  • ОГКУ УСЗН по Заларинскому району — из 18 получателей ГСП продолжают получать различные МСП 10 граждан, или 55,5 %
  • ОГКУ УСЗН по Нукутскому району — из 32 получателей ГСП продолжают получать различные МСП 17 граждан, или 53,1 %

 

20. Социальный контракт является одной из адресных МСП малоимущих граждан (наравне с другими МСП) и устойчивый эффект с причинно-следственной связью между его реализацией и ростом доходов на короткой временной перспективе (сразу после окончания срока действия СК, ПСА) не однозначно прослеживается и не позволяет сделать вывод о выходе семьи (одиноко проживающего гражданина) из ТЖС именно за счет реализации СК.

 

21. При наличии соглашения от 10.11.2021 № 149-09-2021-290 в нарушение статьи 27 Закон Иркутской области от 23.07.2008 № 55-оз «О бюджетном процессе Иркутской области», пункта 3 Положения о порядке и сроках разработки проекта закона Иркутской области о внесении изменений в закон Иркутской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 19.04.2012 № 220-пп), без соблюдения принципа полноты отражения доходов и расходов (ст. 32 БК РФ) при наличии соглашения от 10.11.2021 № 149-09-2021-290 не учтены объемы его финансирования при корректировках в декабре 2021 года Закона Иркутской области от 16.12.2020 № 114-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (т.е. в областном бюджете не учтена субсидия из федерального бюджета).

 

22. С 2021 года плановая численность граждан, которым предполагалось предоставить в 2021 году ГСП на основании СК, в разрезе муниципальных образований Иркутской области установлена распоряжением Губернатора Иркутской области от 11.05.2021 № 148-р, исходя из предельного процентного распределения по софинансируемым из федерального бюджета направлениям социальных контрактов.

 

В ходе проверки установлено, что процентное соотношение по численности ГСП на основании СК в разрезе муниципальных образований области не по всем мероприятиям соблюдалось. При этом, итоговые показатели численности в целом по Иркутской области, установленные в распоряжении Губернатора Иркутской области, соответствует «единому» соотношению.

 

Так, например, у 22-х муниципальных образований области превышены пороговые значения по направлению ГСП на развитие ЛПХ (не более 20 %), из них:

 

  • Заларинский район – 43,5 % (73 СК),
  • Зиминский район – 47,4 %, (45 СК),
  • Черемховское РМО – 66,5 %, (103 СК) и пр.

 

В 7-ми муниципальных образованиях превышены предельные значения по иным мероприятиям (не более 30,0 %), из них:

 

  • город Иркутск – 31,3 % (244 СК),
  • Катангский район – 45,2 % (14 СК),
  • Мамско-Чуйский район – 50,0 %(34 СК) и пр.

 

23. Законом № 73-ОЗ установлены условия, порядок назначения и выплаты ГСП. В ходе проверки установлены отдельные случаи несоблюдения требований Закона № 73-ОЗ.

 

Основной причиной допущенного несоблюдения установленных требований является возросшая административная нагрузка на ОГКУ УСЗН, которые не располагают достаточными кадровыми и материальными ресурсами для обеспечения качественного сопровождения заключения и реализации СК, как приоритетной адресной МСП.

 

В связи с чем, рекомендуем кадрово усилить управления социальной защиты населения специалистами, обладающими соответствующими профессиональными компетенциями в целях выполнения посланий Президента России и обеспечения эффективного сопровождения реализации социальных контрактов на территории Иркутской области.

 

24. Установленное в 2019 – 2020 годы в Законе № 73-ОЗ направление ГСП на основании СК на приобретение инвентаря для осуществления деятельности по сбору и сдаче пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, всеми проверенными ОГКУ УСЗН не оказывалась (направление не востребовано).

 

25. В 2019 – 2021 годах наиболее популярными мероприятиями по направлению ведение ЛПХ является приобретение сельскохозяйственных животных (КРС, свиней, птицы и пр.).

 

26. В период с 2019-2021 годы наиболее популярным направлением по профессиональному обучению является обучение в сфере услуг салонов красоты (мастера маникюра (педикюра), наращивания ресниц и пр.).

 

При выборочной проверке личных дел получателей ГСП установлено, что не во всех случаях образование получено в организациях, имеющих лицензию, при этом ОГКУ УСЗН безосновательно признавали надлежащее выполнение мероприятий ПСА и целевое использование средств ГСП в части обучения.

 

27. Оказание ГСП в 2019 – 2020 годах на приобретение инструментов для осуществления любых видов ремонтных работ, изготовления мебели с целью самообеспечения семьи по ряду случаев была направлена для покупки строительных материалов, расходных материалов для инструмента, которые не относятся к инструментам и, соответственно, носят характер нецелевых расходов. При этом, данные расходы утверждены в ПСА учреждениями (ОГКУ УСЗН по Нукутскому району, ОГКУ УСЗН по Иркутскому району, ОГКУ УСЗН по городу Иркутску), в связи с чем не представляется возможным признать осуществление нецелевых расходов со стороны получателей ГСП.

 

28. В ходе проверки выявлены случаи предоставления гражданами товарных чеков (в качестве подтверждения целевого расходования средств ГСП) от индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность, что требует дополнительной правовой оценки компетентными органами.

 

29. Проверкой установлено, что указанные гражданами в заявлениях сведения о доходах (заработная плата и пр., кроме МСП), в отдельных случаях сведения об имуществе, иные объективные обстоятельства не подтверждались ими документально (справка с места работы 2-НДФЛ и пр. документы из состава пункта 4 части 1 статьи 8 Закона № 73-ОЗ). При этом, ОГКУ УСЗН дополнительная проверка указанных сведений не проводилась, в том числе не проводилось комиссионное обследование, несмотря на то, что согласно подпункту «к» пункта 4 части 1 статьи 8 Закона № 73-ОЗ, пункт 32, 33 Административного регламента акт комиссионного обследования является одним из обязательных документов, подтверждающий наличие иных объективных обстоятельств, не зависящих от получателя ГСП, обуславливающих наличие у него дохода ниже ВПМ для семьи (ВПМ для одиноко проживающего гражданина), либо, в случае отсутствия таких документов.

 

30. При назначении ГСП на основании СК граждане признавались малоимущими (критерием является среднедушевой доход семьи, обусловленный объективными обстоятельствами, не зависящими от них самих (инвалидность, безработица, потеря кормильца, уход за ребенком от 1,5 до 3 лет и пр.). Однако имущественное положение граждан не оценивалось для совокупности признания их малоимущими.

 

31. Порядок расчета среднедушевого дохода в целом Учреждениями соблюдался.
Вместе с тем, установлены случаи включения в состав семьи лиц, не предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ (племянники, тёти, внуки, сын, проходящий срочную военную службу). Включение указанных лиц приводило к расчетному снижению среднедушевого дохода и, соответственно, возникало основание для признание заявителей малоимущими с последующим предоставлением ГСП.

 

32. По ОГКУ УСЗН по Заларинскому району установлено, что протоколом заседания МВК принято решение об утверждении ПСА по получателю М.Е.Г., в размерах, не соответствующих Закону № 73-ОЗ, действовавшему в редакции на дату принятия решения.

 

В нарушение пункта 2 части 2 статьи 4 Закона № 73-ОЗ Учреждением назначена ГСП на основании СК в первый месяц действия СК в сумме 70,0 тыс. р. (вместо — не более 54,39 тыс. р. (с учетом индексации)), что в дальнейшем привело к переплате ОГКУ Центром соцвыплат получателю М.Е.Г. в размере 15,61 тыс. р.

 

33. При проведении проверки должностными лицами КСП области проведены выездные осмотры отдельных получателей ГСП на основании СК, о чем составлены соответствующие акты. В целом все сведения, представленные заявителями для предоставления ГСП на основании СК о материально-бытовом положении, составе семьи подтверждены осмотром. Все получатели ГСП на основании СК удовлетворены мерой социальной поддержки и хотели бы получать ее в дальнейшем.

 

34. КСП рекомендует Минсоцразвития усилить контроль за финансовой деятельностью подведомственных учреждений, в том числе ОГКУ Центр соцвыпплат, поскольку в ходе проверки установлены факты нарушений требований Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», статьи 219 БК РФ и пр.

 

Также выявлена необходимость приведения учетной политики ОГКУ Центр соцвыплат в соответствии с требованиями действующего законодательства (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

 

С целью достоверного отражения фактов хозяйственной жизни (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ) усматривается необходимость проведения обязательной инвентаризации кредиторской задолженности, начисленных сумм пособий и иных социальных выплат, в том числе на основании отчета «Финансирование выплатных организаций по МСП», а также в рамках договоров о доставки через почтовые отделения и банковские учреждения.

 

35. В ходе проверки выявлены отдельные случаи непредоставления получателями ГСП ежемесячных отчетов о ходе исполнения ПСА. Однако социальными контрактами предусматривается обязанность получателя ГСП взаимодействовать со специалистом Учреждения, осуществляющим сопровождение контракта, ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять отчет о ходе исполнения программы с приложением документов, подтверждающих исполнение мероприятий.

 

36. КСП выявлен случай, когда заявителем не указана информация о том, что ее сын является индивидуальным предпринимателем и, соответственно, мог иметь доход, учет которого мог бы повлиять на расчет среднедушевого дохода.

 

Установлено, что получатель ГСП приобретала оборудование и материалы в ООО «Светлана» (ИНН 8503006162) на общую сумму 58,6 тыс. р. При этом, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 18.03.2022 № ЮЭ9965-22-66788958 генеральным директором с 27.02.2020 является ее сын.

 

В ходе проверки получателем ГСП подано заявление о возмещении неправомерно полученной суммы социальной поддержки в размере 168,0 тыс.р.

 

Отчет по результатам проведенного контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области, Правительство Иркутской области, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Копии отчета направлены в прокуратуру Иркутской области, Управление Федерального казначейства по Иркутской области. Представления о выявленных нарушениях и недостатках направлены в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области», ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску», ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Заларинскому району», ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Иркутскому району», ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нукутскому району». Для дачи уголовно-правовой оценки должностных лиц ОГКУ УСЗН, а также получателей ГСП в правоохранительные органы направлены материалы по фактам, имеющим признаки злоупотребления, мошенничества и др. уголовных составов.