Информация по результатам проведенного контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности (эффективности) использования бюджетных средств, выделенных на реализацию ПП «Оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям Иркутской области в сфере культуры и архивного дела» ГП «Развитие культуры на 2019 — 2024 годы» в части реализации мероприятия по приобретению, строительству, реконструкции, в том числе выполнение проектных и изыскательских работ объектов муниципальной собственности Иркутской области в сфере культуры и архивов»

13.05.2022

 

Объекты мероприятия:

 

  • министерство культуры и архивов Иркутской области;
  • министерство строительства Иркутской области;
  • администрация районного муниципального образования «Усть-Удинский район»;
  • администрация Молькинского муниципального образования;
  • администрация Зиминского городского муниципального образования;
  • Зиминское городское МКУ «Дирекция единого заказчика-застройщика» (встречная проверка);
  • администрация Костинского муниципального образования – администрация сельского поселения;
  • администрация муниципального образования Балаганский район;
  • МКУ ДО «Балаганская детская музыкальная школа» (встречная проверка);
  • администрация Писаревского сельского поселения.

 

1. Постановлением Правительства Иркутской области от 06.11.2018 года № 815-пп утверждена государственная программа «Развитие культуры» на 2019-2024 годы. В состав госпрограммы включены три подпрограммы, в том числе «Оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям Иркутской области в сфере культуры и архивного дела» в рамках которой реализуется основное мероприятие «Приобретение, строительство, реконструкция, в том числе выполнение проектных и изыскательских работ объектов муниципальной собственности Иркутской области в сфере культуры и архивов».

 

2. Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, в целях реализации мероприятий по строительству, реконструкции объектов культуры и архивов утверждено постановлением Правительства Иркутской области от 13.04.2016 № 215-пп.

 

3. В соответствии с пунктами 5, 6, 7, 8 Положения № 215-пп министерство культуры и архивов Иркутской области формирует рейтинг муниципальных образований получателей субсидии, а исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на предоставление субсидий является министерство строительства Иркутской области (пункт 2 Положения № 215-пп).

 

4. Большинство МО, включенных министерством культуры и архивов Иркутской области в рейтинг, не включаются в госпрограмму и в распределение субсидий на строительство (реконструкцию) для реализации запланированных в рейтинге объектов по причине не соответствия условиям предоставления субсидий, предусмотренным Положением № 215-пп (в основном по причине отсутствия проектной документации, прошедшей государственную экспертизу). Таким образом, процедуры отбора муниципальных образований в рейтинг неэффективны, поскольку не направлены на достижение результата. Практика включения МО в Рейтинги без дальнейшей реализации мероприятий путем отражения в госпрограмме, является систематической.

 

Так, в 2018 году министерством строительства отказано 5 МО из 13 МО, включенных в рейтинг (38,5%); в 2019 году отказано 23 МО из 25 МО (92%); в 2020 году отказано 32 МО из 33 МО (97%) и в 2021 году отказано 24 МО из 30 МО (80%).

 

5. При соблюдении муниципальными образованиями условий предоставления субсидий (объекты имели положительные заключения государственной экспертизы проектной документации и достоверности сметной стоимости) и принятии министерством строительства положительных решений о предоставлении субсидий (от 12.08.2020 № 59-465-мр, от 17.08.2021 № 59-658-мр), объекты строительства муниципальной собственности в сфере культуры и архивов по 6 МО в госпрограмму не включены и субсидии фактически не предоставлены, что не направлено на решение целей и задач госпрограммы и вопросов муниципальных образований в сфере культуры. Расчетный объем субсидий составляет 969 365,5 тыс. р.

 

6. Согласно отчету об исполнении областного бюджета за 2020 год (форма 0503117) в областном бюджете министерству строительства Иркутской области предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 408 880,8 тыс. р. на предоставление субсидий МО, из которых исполнены 313 195,0 тыс. р., или 76,6% от утвержденных назначений (субсидии предоставлены на строительство 10 объектов).

 

В 2021 году в областном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий МО в сумме 266 507,2 тыс. р., из которых исполнено 245 102,4 тыс. р. или 92,0% от утвержденных назначений (субсидии предоставлены на строительство 5 объектов).

 

7. В 2018 — 2019 годах министерством строительства Иркутской области сроки приятия решений о предоставлении субсидии, установленные пунктом 11 Положения № 215-пп, не соблюдались. Так, распоряжение министерства строительства о предоставлении муниципальным образованиям Иркутской области субсидий из областного бюджета принято 27.09.2018 № 318-мр, с нарушением сроков на 14 рабочих дней. Распоряжение от 18.09.2019 № 59-399-мр принято с нарушением сроков на 23 рабочих дня.

 

8. Министерством строительства Иркутской области в 2019 году допущено нарушение порядка предоставления межбюджетных трансфертов органам местного самоуправления (пункт 13 Положения № 215-пп) в сумме 36 555,9 тыс. р., в том числе:

 

  • на сумму 30 088,6 тыс. рублей неверно рассчитан объем субсидии на строительство дома культуры на 150 зрителей по адресу: г. Зима, ул. Лазо, 20 «А». Объем субсидий определен в сумме 131 469,4 тыс. р., следовало – 161 558,0 тыс. р.;
  • на сумму 6 289,7 тыс. р. неверно рассчитан объем субсидии на строительство дома культуры на 150 мест с физкультурно-оздоровительным комплексом на 20 человек, расположенного в с. Молька. Объем субсидий определен в сумме 100 825,1 тыс. рублей, следовало – 107 114,8 тыс. р.;
  • на сумму 177,6 тыс. р. не обеспечено софинансирование стоимости реализации мероприятия на строительство дома культуры на 150 мест с физкультурно-оздоровительным комплексом на 20 человек, расположенного в с.Молька. Из объема субсидии необоснованно исключены расходы на проведение строительного контроля.

 

10. Допущены нарушения статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ, пункта 6.4 приказа Минэкономразвития № 567, Порядка № 841/пр выраженное в некорректном расчете НМЦК открытого аукциона на общую сумму 43 501,6 тыс. р., в том числе:

 

  • Зиминским городским муниципальным казенным учреждением «Дирекция единого заказчика-застройщика» в сумме 31 225,3 тыс. р. (следовало 170 788,4 тыс. р., сформировано 139 563,1 тыс. р.), выраженное в некорректном (заниженном) расчете НМЦК открытого аукциона на строительство объекта «Дом культуры на 150 зрителей»;
  • администрацией Молькинского МО в сумме 788,0 тыс. р. выраженное в неверном расчете НМЦК на строительство объекта дома культуры на 150 мест с физкультурно-оздоровительным комплексом на 20 человек (следовало 102 057,7 тыс. р., сформировано 101 269,7 тыс. р.). Допущенное нарушение формирования НМЦК не привело к необоснованным расходам областного и местного бюджетов;
  • МКУ ДО «Балаганская ДМШ» в сумме 9 211,1 тыс. р., выраженное в формировании завышенной стоимости выполнения строительных работ по объекту при формировании НМЦК, что привело к необоснованным расходам областного бюджета в сумме 344,3 тыс. р. В ходе проверки в адрес Мэра МО «Балаганский район» выдано Предписание от 24.03.2022 № 23/3 согласно, которому средства в сумме 344,3 тыс. р. подлежат возврату в доходы областного бюджета в срок до 23.05.2022 года;
  • администрацией Костинского МО в сумме 7 565,8 тыс. р., что в последующем привело к необоснованным расходам областного и местного бюджетов, в связи с чем, на сумму 2 137,4 тыс. р. субсидия муниципальному образованию должна быть уменьшена при пересмотре объема субсидии в связи с необходимостью уточнения стоимости муниципального контракта по итогам пересчета в установленном порядке стоимости строительных ресурсов за 2021 год;
  • администрацией Усть-Удинского района в сумме 139,8 тыс. р., выраженное в неверном расчете НМЦК на строительство объекта (следовало 28 666,3 тыс. р., сформировано 28 806,15 тыс. р.). Допущенное нарушение формирования НМЦК не привело к необоснованным расходам областного и местного бюджетов.

 

10. В 2021 году ЗГМКУ «Дирекция единого заказчика-застройщика» в нарушение части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ, пункта 1.3 муниципального контракта от 07.05.2019 № Ф.2019.237012 приняты и оплачены работы по облицовке наружных стен фасадными панелями «Краспан» не предусмотренные контрактом в сумме 4 721,7 тыс. р., что привело к дополнительным расходам бюджетных средств в сумме 967,4 тыс. р. По муниципальному контракту фасад объекта должен быть выполнен из облицовочного кирпича.

 

11. В 2021 году ЗГМКУ «Дирекция единого заказчика-застройщика» в рамках выполнения муниципального контракта от 07.05.2019 № Ф.2019.237012 на строительство объекта капитального строительства «Дом культуры на 150 зрителей, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Зима, ул. Лазо, 20 «А» оплачены временные здания и сооружения в сумме 1 641,2 тыс. р., из них затраты в сумме 379,7 тыс. р. не подтверждены, фактически допущено нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 306.4 БК РФ). В ходе проверки в адрес мэра Зиминского городского МО выдано Предписание от 23.03.2022 № 23/2-Прп, средства в сумме 349,3 тыс. р. (92%) возвращены в доходы областного бюджета.

 

12. Администрацией Молькинского МО в 2019 году допущено нарушение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации — пунктов 18.2.8, 18.2.5 Приказа Минфина РФ №85н в сумме 81 545,9 тыс. р., выраженное в отражении расходов местного бюджета на строительство объекта культуры по разделу/подразделу 0501 «Жилищное хозяйство» (следовало 0801 «Культура»).

 

13. Администрацией Молькинского МО в 2021 году допущено нарушение положений части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ, выраженное в приемке товара (оборудования) не соответствующего условиям контракта № М.2019.1 в сумме 39,9 тыс. р. (принято оборудование Ballu Machine SlimLine 80-50, по факту 70-40). Учитывая, что стоимость поставленной и смонтированной на объекте приточно-вытяжной установки Ballu Machine SlimLine 70-40 меньше стоимости оборудования, предусмотренного контрактом (80-50) на 39,9 тыс. р., средства в сумме 39,1 тыс. р. подлежат возврату в доходы областного бюджета (98%).

 

14. В рамках строительства объекта МКУ ДО «Балаганская ДМШ» заключен контракт от 03.07.2019 № 1 с ООО «Ангара-Стройконтроль» в сумме 192,7 тыс. р. на осуществление строительного контроля. В ходе исполнения контракта заказчиком заключено дополнительное соглашение от 16.12.2019 к контракту, согласно которому цена увеличена до 600,0 тыс. р. или на 311,4%. Учреждение в нарушение части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ допущено изменение существенных условий контракта в сумме 388,0 тыс. р.

 

15. Администрацией Усть-Удинского района в 2020 году в рамках выполнения муниципального контракта от 02.07.2018 № Ф.2018.287029 на строительство объекта «Библиотека имени В.Г. Распутина» допущено нарушение статьи 158 БК РФ, статей 702, 743, 746, 753 ГК РФ, пункта 4.33 МДС 81-35.2004, пунктов 4.1, 4.4 муниципального контракта в сумме 251,0 тыс. р., выраженное в отсутствии расшифровки принятых и оплаченных непредвиденных работ. Средства в сумме 238,5 тыс. р. (95%) подлежат возврату в доходы областного бюджета.

 

16. Администрацией Писаревского сельского поселения в 2021 — 2022 годах допущены нарушения статьи 158 БК РФ, статей 702, 743, 746, 753 ГК РФ, пункта 2.8 муниципального контракта от 01.06.2020 № 1, выраженные в оплате фактически невыполненных работ при строительстве культурно-досугового центра Писаревского сельского поселения, что повлекло нецелевое расходованию бюджетных средств в сумме в сумме 2 001,9 тыс. р., в том числе за счет средств областного бюджета 1 941,8 тыс. р. (ст. 306.4 БК РФ).

 

17. Администрацией Писаревского сельского поселения заключен муниципальный контракт от 09.06.2020 № 2 с ООО «БКД СТРОЙ» на осуществление строительного контроля за ходом работ на объекте «Строительство культурно-досугового центра». Цена контракта на осуществление строительного контроля составила 612,6 тыс. р.

 

Учитывая принятые, оплаченные, но фактически не выполненные на объекте работы в сумме 2 001,9 тыс. р. администрации Писаревского сельского поселения рекомендовано взыскать штраф с ООО «БКД СТРОЙ» в сумме 183,6 тыс. р. (доходы местного бюджета).

 

Отчет по результатам проведенного контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области, Правительство Иркутской области. Представления о выявленных нарушениях и недостатках направлены в адреса администраций Молькинского МО, Усть-Удинского района, Костинского МО и Писаревского сельского поселения». Для дачи уголовно-правовой оценки материалы проверки администрации Писаревского сельского поселения (строительство культурно-досугового центра Писаревского муниципального образования, Тулунского района Иркутской области) направлены в Следственное управление Следственного комитета РФ по Иркутской области.