КСП области проверила эффективность использования бюджетных средств на создание мест накопления ТКО

18.05.2023

 

Контрольно-счетная палата Иркутской области провела контрольное мероприятие «Проверка эффективности планирования, законности и результативности использования бюджетных средств в 2019-2021 годах, истекшем периоде 2022 года на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реализацию мероприятий регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» в части закупки контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов», результаты которого 18 мая 20223 года рассмотрела Комиссия по контрольной деятельности Законодательного Собрания Иркутской области.

 

В проведении контрольного мероприятия параллельно принял участие 21 контрольно-счетный орган муниципальных образований с охватом проверками 80 местных администраций.

 

Как показало контрольное мероприятие, нормативные правовые акты Иркутской области, регулирующие отношения в сфере обращения с ТКО, вызывают замечания, не актуализированы, содержат ряд недостатков. Так, Порядок накопления ТКО, утвержденный в 2016 году постановлением Правительства Иркутской области № 780-пп, с 2019 года не корректировался, несмотря на изменяющееся в это период законодательство.

 

С 2019 года из областного бюджета местным бюджетам предоставлялись субсидии на мероприятия по созданию мест накопления ТКО, полномочия по созданию которых на органы местного самоуправления возложены Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» в рамках так называемой «мусорной реформы». За 4 года предоставлено субсидий в сумме 744 931,7 тыс. р. Получили субсидии в 2019 году 72 муниципальных образования, в 2020 – 110, в 2021 году – 63, в 2022 году – 71 муниципальное образование. За 4 года финансирования мероприятия потребность в создании контейнерных площадок, оснащении их контейнерами не исключена. Недостаточность контейнерной инфраструктуры и инфраструктуры для накопления КГО является одной из причин захламленности таких мест. Контрольное мероприятие выявило нарушения и недостатки как у министерства, предоставлявшего субсидии, так и в деятельности муниципальных образований. В частности содержание контейнерных площадок органами местного самоуправления не осуществляется надлежащим образом, информирование населения не осуществляется вообще.

 

Кроме этой субсидии в 2021 и 2022 годах за счет средств федеральной субсидии в рамках Федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» 21 муниципальному образованию выданы субсидии на закупку контейнеров для раздельного накопления отходов в общей сумме 62 643,8 тыс. р. Из 3 349 единиц приобретенных контейнеров для раздельного накопления ТКО на момент проверки не были установлены на контейнерные площадки 1 804 контейнера (54,5%). Наибольшее количество неустановленных контейнеров, которые хранятся на складах третьих лиц, выявлено в г. Усолье-Сибирское – 658 единиц. Кроме этого отдельные муниципальные образования за счет субсидии, предназначенной для закупки контейнеров для раздельного накопления, закупили контейнеры для смешанных отходов в количестве 455 единиц на сумму 10 852,3 тыс. р. Выявлен факт приобретения вместо контейнеров урн для раздельного накопления ТКО в количестве 25 единиц на сумму 776,8 тыс.р., которые не могут быть размещены на площадках. Допущенные нарушения влияют на достоверность отчетности о реализации Регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», показатели которого, в свою очередь, влияют на показатели одноименного федерального проекта. Выявлены и другие нарушения и недостатки. В целом отмечено, что система раздельного накопления и сбора ТКО в Иркутской области отсутствует, что является следствием недостаточной деятельности министерства, муниципальных образований, региональных операторов. При этом на территории Иркутской области, и, в частности, в зоне «Юг» функционирует ряд организаций по приему, обработке, утилизации вторичных ресурсов (пластика, стекла, металла, бумаги), взаимодействие с которыми не налажено.

 

Объем проверенных финансовых средств составил 870 752,9 тыс. р.

 

Выявлено нарушений бюджетного законодательства на 41 814,5тыс. р. Принят ряд мер реагирования. С презентацией по результатам контрольного мероприятия можно ознакомиться по ссылке.