Комиссией по контрольной деятельности Законодательного Собрания Иркутской области 18.05.2023 рассмотрены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ результативности мер, направленных на повышение качества и доступности услуг транспорта Иркутской области, в том числе путем установления межмуниципальных маршрутов и проведения конкурсов на право осуществления регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам в 2022 году»

19.05.2023

 

В ходе экспертного мероприятия были рассмотрены результаты деятельности регионального министерства транспорта по реформированию организации транспортного обслуживания пассажиров автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении.

 

Как показал проведенный анализ, в настоящее время, спустя 7 лет после начала транспортной реформы и почти год после вступления в полную силу Федерального закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров…» на более чем 100 маршрутах продолжается осуществление перевозок на основании соглашений, заключенных по правилам, действовавшим до принятия закона.

 

Задача по определению необходимой транспортной модели, а именно отнесению маршрутов к регулируемым или нерегулируемым, выбору оптимального соотношения этих двух видов перевозок без ущерба для качества и доступности перевозок, до настоящего времени не решена.

 

Из 368 маршрутов, числящихся по состоянию на январь 2023 года в Реестре маршрутов, только 14 маршрутов осуществлялись по регулируемым тарифам на основании контрактов, а остальные перевозки фактически являются перевозками по нерегулируемым тарифам.

 

Наличие большого количества маршрутов перевозок по нерегулируемому тарифу негативным образом влияет на качество и доступность транспортного обслуживания населения. На маршрутах с нерегулируемым тарифом зачастую более высокие тарифы на перевозку, отсутствие системы безналичной системы оплаты проезда, проездных билетов, перевозчики чаще допускают нарушения расписания движения, осуществляют длительные стоянки в ожидании пассажиров и т.д.

 

В целом, как показало проведенное исследование, существующая маршрутно-транспортная сеть региона устарела и требует значительных преобразований.

 

При исследовании организации уполномоченным органом регулярных перевозок было проанализировано проведение открытых конкурсов за период с 2016 по 2022 год, в ходе которых установлены нарушения и недостатки, связанные с несоблюдением сроков проведения конкурсов, укрупнением лотов в отсутствии обоснования технологической и функциональной взаимосвязи каждого конкретного маршрута перевозок с остальными маршрутами и пр.

 

В ходе анализа размещения закупок на выполнение транспортных работ установлены многочисленные ошибки при расчете начальной максимальной цены контрактов, выявлены случаи проведения закупок в отношении маршрутов, которые отнесены к маршрутам по нерегулируемым тарифам, объединения закупок и т.д.

 

Все выявленные нарушения при организации конкурсных процедур были направлены в Управление ФАС по Иркутской области, а основные итоги проведенного экспертно-аналитического мероприятия и ряд рекомендаций КСП области направлены для рассмотрения и принятия решений в Правительство Иркутской области.

 

С презентацией по результатам контрольного мероприятия можно ознакомиться по ссылке.