Контрольно-счетная палата Иркутской области обращает внимание на необходимость охраны объектов культурного наследия

24.05.2024

photo_2024-05-23_11-29-33

Вопросы сохранения и охраны объектов культурного наследия, в том числе деревянного зодчества, обсудили в Иркутской области. В регионе состоялось заседание Совета законодателей Сибирского федерального округа, в котором приняла участие аудитор Контрольно-счетной палаты Иркутской области Жанна Чиркова.

 

В Иркутской области расположено около двух тысяч объектов культурного наследия, рассказал на совете председатель Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников. Также в регионе расположены 28% памятников деревянного зодчества России. По словам спикера, необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу в этой сфере, создавать привлекательные условия для инвестиций в реставрацию объектов культурного наследия, готовить квалифицированных реставраторов.

 

«Для решения проблем в сфере сохранения объектов культурного наследия, конечно, необходимо разрабатывать региональные программы по сохранению объектов культурного наследия. При этом важен комплексный подход и слаженное взаимодействие всех министерств и других задействованных в этом вопросе структур. Это поможет входить регионам в федеральные программы и проекты», – сказал Александр Ведерников.

Как отметил руководитель Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Виталий Соколов, в 2020 году в регионе принята Концепция сохранения объектов культурного наследия – памятников деревянного зодчества. За последние два года в государственный реестр внесено более 600 объектов, историко-культурные экспертизы в отношении которых проводятся за счет областного бюджета.

 

Контрольно-счетная палата Иркутской области поднимала вопрос о недостаточности мер, направленных на обеспечение физической сохранности объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Иркутской области, ещё в 2018 году. Кроме того, в 2023 году палата провела контрольное мероприятие, которое показало, что существенных сдвигов в решении данной задачи не произошло.

 

«Архитектура объектов культурного наследия является неотъемлемой частью исторического облика городов, наличие таких объектов порождает культурнопознавательный туризм. Однако неудовлетворительное состояние отдельных объектов, которые зачастую расположены в историческом центре города Иркутска, негативно влияет на туристическую привлекательность региона», – сообщает КСП по итогу проверки.

В частности, в ходе проверки выяснилось, что в Иркутской области до сих пор не установлен порядок определения очередности по включению объектов культурного наследия в мероприятия государственной программы для проведения ремонтных и восстановительных работ. В 2023 году Губернатор Иркутской области утвердил перечень приоритетных объектов культурного наследия для проведения работ по их реставрации, включающий шесть наиболее значимых, которые уже длительное время требовали внимания. При этом данные объекты отсутствуют в региональном проекте новой государственной программы, работы не обеспечены финансированием, ни по одному объекту нет подготовленной проектной документации.

 

В Реестре государственной собственности Иркутской области находится 144 объекта культурного наследия. Большинство из них – в оперативном управлении учреждений образования, здравоохранения и культуры. За 2021 – 2022 годы отреставрированы только 8 объектов, что составляет только 4% от общего числа ОКН, находящихся в государственной собственности Иркутской области.

 

По итогам мероприятия Контрольно-счетная палата Иркутской области отмечает, что сегодня необходим принципиально иной подход для сохранения объектов культурного наследия. В первую очередь, нужно разработать и утвердить комплексную госпрограмму, которая позволила бы объединить средства бюджетов всех уровней и внебюджетные источники для максимально эффективного использования средств, делать проекты экономически жизнеспособными и сохранять исторический облик городов. Вовлечение в хозяйственный оборот объектов культурного наследия может базироваться на изучении и анализе накопленного опыта и применении механизмов, успешно реализуемых в других регионах России.

NFlBzQrDsZ8