Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности (эффективности) использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятия по строительству и реконструкции объектов муниципальной собственности Иркутской области в сфере культуры и архивов в 2022-2023 годах, истекшем периоде 2024 года», проведенного на основании пункта 7 раздела II плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2024 год (Отчет от 07.05.2024)

27.05.2024

 

Объекты контрольного мероприятия: министерство строительства Иркутской области, администрация муниципального образования город Иркутск, ее структурные подразделения, муниципальное казенное учреждение культуры «Дом Европы», администрация Черемховского районного муниципального образования, ее структурные подразделения.

 

Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, в целях реализации мероприятий по строительству, реконструкции объектов культуры и архивов утверждено постановлением Правительства Иркутской области от 13.04.2016 № 215-пп. Согласно пункту 2 Положения № 215-пп исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на предоставление субсидий, является министерство строительства Иркутской области. Субсидии предоставляются МО Иркутской области, включенным в рейтинг министерством культуры Иркутской области (пункты 5, 8, 10 Положения № 215-пп).

 

Распоряжениями министерства культуры и архивов Иркутской области от 04.06.2021 № 56-131-мр, от 03.06.2022 № 56-127-мр, от 06.07.2023 № 56-162-мр утверждены рейтинги МО для предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, в целях реализации мероприятий по строительству, реконструкции объектов культуры и архивов на 2022-2024 года — 30 объектов муниципальной собственности, на 2023 — 2025 года — 35 объектов муниципальной собственности, на 2024 — 2026 года — 35 объектов муниципальной собственности.

 

Рейтинг МО Иркутской области представляет собой перечень МО, на территории которых планируется реализация мероприятий по строительству, реконструкции объектов культуры и архивов. Рейтинг формируется на трехлетний период министерством культуры Иркутской области исходя из критериев оценки. Критерии оценки, предусмотренные в п.8(1) Положении № 215-пп, не обеспечивают рациональность и эффективность использования бюджетных средств, достижимость ключевых целей, а определяют только место в Рейтинге.

 

Критерии отбора, предусмотренные в п.4 Положения № 215-пп, не позволяют сформировать рейтинг с учетом потребностей МО. Рейтинг необходимо формировать с учетом наличия критериев, позволяющих оценить потребность и готовность МО реализовать мероприятия по строительству, реконструкции объектов культуры и архивов, одним из таких критериев может быть критерий — наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части оценки достоверности определения сметной стоимости строительства (реконструкции) объектов.

 

В 2022 году в областном бюджете министерству строительства Иркутской области предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий органам местного самоуправления на софинансирование расходным обязательств по строительству (реконструкции) объектов муниципальной собственности в сумме 119 575,1 тыс. р., из которых исполнено 94 367,8 тыс. р. или на 78,9% от утвержденных назначений. В 2023 году предусмотрены аналогичные расходы в объеме 482 318,2 тыс. р., из которых исполнено 315 841,2 тыс. р. или 65,5% от утвержденных назначений. В 2024 году в областном бюджете по 3-м РП, реализация которых осуществляется в рамках ГП «Развитие культуры», предусмотрены средства на строительство 3-х объектов культуры в сумме 193 340,6 тыс. р., по состоянию на 01.04.2024 кассовое исполнение отсутствует.

 

В 2023 году в областном бюджете министерству строительства Иркутской области предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 76 615,0 тыс. р. на предоставление иных межбюджетных трансфертов на строительство школы искусств в г. Тулуне Иркутской области. Средства в сумме 76 615,0 тыс. р. предоставлены Государственной корпорацией развития «ВЭБ. РФ» по соглашению от 11.09.2023 № 06-04-62. В 2023 году строительство школы не начато, кассовые расходы отсутствуют, в связи с чем, существуют риски, что объект не будет введен в эксплуатацию в сроки, установленные в Соглашении № 06-09-62 (01.11.2024).

 

Министерство строительства Иркутской области не выполняет должным образом свои бюджетные полномочия, предусмотренные статьей 158 БК РФ:

 

  • в отступление от пунктов 10, 13 Положения № 215-пп в составе заявки, предоставленной МО для получения субсидии на реконструкцию здания культурно-досугового центра, принят завышенный расчет начальной максимальной цены контракта (НМЦК) на сумму 3246,2 тыс. р., что повлекло формирование завышенного объема субсидии на реконструкцию объекта в сумме 2 110,0 тыс. р. В связи с тем, что при заключении муниципального контракта расчет НМЦК выполнен корректно, завышенный расчет объема субсидии не привел к необоснованным расходам областного бюджета;
  •  

  • с несоблюдением подпункта «ж» пункта 1 постановления Правительства РФ № 680, пунктов 2, 3 постановления Правительства РФ № 1315 за счет средств областного бюджета излишне увеличено финансирование по объекту реконструкции здания культурно-досугового центра в сумме 32 231,3 тыс. р., в ходе реконструкции объекта стоимость строительных ресурсов увеличена более, чем на 30%.

 

МО в нарушение положений статьи 79 БК РФ, Положения о порядке принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, в отсутствие правового акта (решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций) в 2023 году осуществлены расходы на реализацию мероприятий по строительству сельского клуба в сумме 63 190,8 тыс. р.

 

МО не выполняло должным образом свои бюджетные полномочия, установленные статьей 158 БК РФ, в части результативности использования бюджетных средств. По муниципальному контракту оплачены земляные работы по выемке грунта под пожарные резервуары на сумму 467,4 тыс. р. При этом, по контракту, заключенному на завершение работ по строительству объекта, строительно-монтажные работы по устройству противопожарных резервуаров не предусмотрены. Средства, израсходованные в 2023 году на земляные работы по выемки грунта, использованы неэффективно (результативность использования бюджетных средств не достигнута).

 

Учреждение культуры, не соблюдая должным образом полномочия получателя бюджетных средств, установленные статьей 162 БК РФ, в нарушение постановления Правительства РФ от 13.09.2016 № 913, постановления Правительства РФ от 20.03.2023 № 437, в отступление от проектной документации без правовых оснований оплачена плата за размещение отходов на период строительства в сумме 1 244,9 тыс. р., что на 507,8 тыс. р. больше, чем предусмотрено проектной документацией и действующим законодательством. Средства в сумме 330,1 тыс. р. подлежат возврату в областной бюджет (507,8*65%).

 

Учреждение культуры в 2023 году на основании Распоряжения администрации города Иркутска от 15.06.2023 № 031-10-152/23 «Об изменении существенных условий муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции объектов капитального строительства» подписано дополнительное соглашение, согласно которому цена контракта увеличена с 145 498,6 тыс. р. до 238 733,1 тыс. р. или на 64,1%, что не соответствует специальным нормам, предусмотренным в пункте 8 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ), пунктах 2, 3 постановления Правительства РФ № 1315, подпункте «ж» пункта 1 постановления Правительства РФ № 680, пунктом 14 Методики № 841/пр (отклонение – 49 584,9 тыс. р.).

 

Кроме того, при внесении изменений Учреждение культуры в муниципальный контракт не соблюдены положения частей 1.3 — 1.6 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, предусмотренные частью 65.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ, в части условия предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновение новых обязательств подрядчика, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта.

 

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и в Правительство Иркутской области.

 

В администрацию Черемховского районного муниципального образования направлено представление, в министерство строительства Иркутской области и администрацию города Иркутска направлены информационные письма.