Объекты мероприятия: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области (далее – ТФОМС, или Территориальный фонд).
Основные выводы по результатам оперативного анализа исполнения
бюджета ТФОМС за январь-март 2024 года
За январь-март 2024 года доходы бюджета ТФОМС исполнены на 25 % от годового плана (поступило 15 952 215,7 тыс. р. при годовом плане 63 780 680,2 тыс. р.). Основным доходным источником являлась субвенция из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступившая в объеме 15 741 668,1 тыс. р. (или 25 % от годовых назначений), удельный вес которой в общем объеме доходов составил 98,7 %.
На 01.04.2024 показатели уточненной сводной бюджетной росписи по расходам превысили на 1 429 319,3 тыс. р. показатели, утвержденные Законом о бюджете ТФОМС на 2024 год. Внесение изменений в сводную бюджетную роспись осуществлено в соответствии со ст. 6 Закона о бюджете ТФОМС и обусловлено включением остатков неиспользованных средств 2023 года в сумме 1 357 143,8 тыс. р.; распределением на 2024 год иных межбюджетных трансфертов в соответствии с распоряжениями Правительства РФ на общую сумму 72 175,5 тыс. р. (из них на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала – 71 415,4 тыс. р., на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров – 760,1 тыс. р.) и перераспределением бюджетных ассигнований между группами видов расходов целевой статьи расходов «Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации» по разделу 01 00 «Общегосударственные вопросы» (на 17 566,7 тыс. р. увеличены расходы на выплаты персоналу и на эту же сумму уменьшены расходы на закупку товаров, работ и услуг).
Расходы бюджета ТФОМС за январь-март 2024 года составили 13 720 515 тыс. р., или 21 % от утвержденных сводной бюджетной росписью годовых бюджетных назначений (65 209 999,5 тыс. р.).
Из них средства в объеме 12 317 839,9 тыс. р. (или 89,8 %) направлены на организацию обязательного медицинского страхования на территории Иркутской области, в том числе:
- 1 318 799,5 тыс. р. – на оплату оказанной в декабре 2023 года медицинской помощи за счет остатка субвенции 2023 года, возвращенного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) в январе 2024 года на те же цели;
- 225 618,9 тыс. р. – на возмещение территориальным фондам ОМС других субъектов РФ затрат по оплате стоимости медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами Иркутской области.
На софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала за первый квартал 2024 года направлено 6 662 тыс. р., что составляет 9,3 % от годовых назначений (71 415,4 тыс. р.).
Расходы на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения в первом квартале 2024 года не осуществлялись. Согласно уточненной 31.01.2024 сводной бюджетной росписи бюджета ТФОМС на эти цели на 2024 год предусмотрено 760,1 тыс. р.
В связи с распределением из бюджета ФФОМС иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение вышеуказанных расходов бюджета ТФОМС КСП области рекомендует Минздраву области совместно с Территориальным фондом принять необходимые меры по внесению соответствующих изменений в государственную программу Иркутской области «Развитие здравоохранения».
В первом квартале 2024 года не осуществлялись расходы на реализацию мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
Согласно уточненной 31.01.2024 сводной бюджетной росписи бюджета ТФОМС на реализацию данных мероприятий предусмотрено 259 376,8 тыс. р., из них 22 469,2 тыс. р. – за счет остатков 2023 года. План мероприятий на 2024 год (в редакции от 06.03.2024) предусматривает приобретение 9 единиц медицинского оборудования для 5 медицинских организаций (ОГАУЗ «Иркутская городская клиническая больница № 10», ОГБУЗ «Иркутская городская поликлиника № 11», ОГАУЗ «Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница», ОГБУЗ «Иркутская городская клиническая больница № 1», ОГБУЗ «Иркутская городская больница № 6») на общую сумму 81 637,5 тыс. р. Бюджетные ассигнования в объеме 177 739,3 тыс. р. (68,5 % от годовых назначений), предусмотренные на реализацию данных мероприятий, не распределены.
На начало 2024 года средства нормированного страхового запаса, предоставленные ТФОМС медицинским организациям в 2023 году в рамках реализации Плана мероприятий 2023 года, в полном объеме не использованы 4 учреждениями. Остаток средств на 01.01.2024, образовавшийся на лицевых счетах указанных учреждений, составил 54 080,5 тыс. р. На дату подготовки настоящего заключения 4 ед. медицинского оборудования на общую сумму 33 161,5 тыс. р. поставлены и оплачены медицинскими организациями. Доставленный в ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» рентгеновский аппарат на сумму 20 919 тыс. р. не смонтирован, поскольку больницей не подготовлено помещение для его размещения.
Объем кредиторской задолженности медицинских организаций, работающих в системе ОМС, с начала года увеличился на 1 742,5 млн. р. (на 01.01.2024 – 1 660,5 млн. р., на 01.04.2024 – 3 403 млн. р.). Просроченная кредиторская задолженность на начало 2024 года у областных государственных учреждений отсутствовала, на 01.04.2024 просроченная задолженность имелась у одного областного государственного учреждения (ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница») в размере 21,2 млн. р.
Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлено в Законодательное Собрание Иркутской области, в Правительство Иркутской области.