Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения местных бюджетов городских округов, муниципальных районов, муниципальных округов, поселений, а также состояние бюджетов муниципальных образований за 1 квартал 2024 года», проведенного на основании пункта 24 раздела III плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2024 год (Отчет от 29.05.2024)

06.06.2024

 

Объекты мероприятия: министерство финансов Иркутской области

 

Основные выводы:

 

По состоянию на 01.04.2024 исполнение местных бюджетов составило по доходам – 32 424 703,2 тыс. р. (19,4%) при плане 167 555 642,6 тыс. р.; по расходам – 30 566 423,9 тыс. р. (17,2%) при плане 177 601 048,6 тыс. р.; профицит – 1 858 279,3 тыс. р. при плане дефицита 7 035 513,6 тыс. р.

 

Поступление доходов местных бюджетов за 1 квартал 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 5 257 330,1 тыс. р. (19,4%). При этом расходы местных бюджетов увеличились на 12,2% или в абсолютном выражении на 3 320 592,8 тыс. р. По состоянию на 01.04.2024 местные бюджеты исполнены с профицитом в сумме 1 858 279,3 тыс. р., за аналогичный период прошлого года — с дефицитом 78 458,0 тыс. р.

 

По отдельным муниципальным образованиям за январь-март 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается сокращение поступлений по доходам: Заларинский муниципальный район – на 72 705,7,0 тыс. р. (13,6%); Чунский муниципальный район. – на 12 780,1 тыс. р. (2,8%); Боханский муниципальный район – на 96 283,5 тыс. р. (19,1%); Осинский муниципальный район – на 88 719,9 тыс. р. (18,4%); Эхирит-Булагатский муниципальный район – на 18 348,8 тыс. р. (4,0%). В целом, темп роста доходов местных бюджетов Иркутской области составил – 119,4%.

 

По состоянию на 01.04.2024 налоговые и неналоговые доходы исполнены в объеме 11 756 439,4 тыс. р., или 22,7 % от утвержденных назначений (51 847 084,6 тыс. р.). Поступление налоговых и неналоговых доходов за январь-март 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года увеличилось на 2 939 066,4 тыс. р. или 33,3 %.

 

Отмечено увеличение в 2024 году поступлений по налогам: на доходы физических лиц на 2 761 540,9 тыс. р. (56,6%), на имущество физических лиц — 487 526,3 тыс. р. (в 43 раза), на совокупный доход – 647 906,1 тыс. р. (72,7%), на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ – 57 063,7 тыс. р. (16,9%), административным платежам и сборам — 1,1 тыс. р. (20,8%), земельному налогу на 35 643,1 тыс. р. (9,2%), доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 5 574,8 тыс. р. (2,8%).

 

Одновременно в январе-марте 2024 года отмечено существенное уменьшение поступлений доходов от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства (на 196 330,7 тыс. р. или 42,6%), от штрафов, санкций, возмещения ущерба (на 59 810,5 тыс. р. или 35,4%), от платежей при пользовании природными ресурсами (на 49 418,9 тыс. р. или 10,0%), от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – (10 179,5 тыс. р. или 2,0%), прочих неналоговых доходов (на 312 503,1 тыс. р. или 87,2%).

 

Исполнение по безвозмездным поступлениям за январь-март 2024 года составило 20 668 263,8 тыс. р. или 17,9 % от утвержденных назначений (115 708 558 тыс. р.). По состоянию на 01.04.2024 безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ исполнены в сумме 20 538 265,8 тыс. р. при плане 114 374 965,0 тыс. р. (18 %).

 

Безвозмездные поступления за 1 квартал 2024 года увеличились по сравнению с показателями за аналогичный период 2023 года на сумму 2 318 263,7 тыс. р. (12,6%), в том числе безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ увеличились на 2 245 802,4 тыс. р. (12,3%).

 

За январь-март 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается увеличение: дотаций — на 1 133 266,9 тыс. р. (60,1%), субвенций — на 2 166 050,4 тыс. р. (18,0%).

 

Субсидии по состоянию на 01.04.2024 поступили в местные бюджеты в объеме 2 948 401,9 тыс. р., с уменьшением на 785 976,9 тыс. р. или 21,0% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года (3 734 378,8 тыс. р.).

 

Расходы местных бюджетов по состоянию на 01.04.2024 исполнены в сумме 30 566 423,9 тыс. р. или 17,2% от плановых назначений (177 601 048,6 тыс. р.).

 

Расходы местных бюджетов за январь-март 2024 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 3 320 592,8 тыс. р. или на 12,2%. При этом значительно возросли расходы (в % отношении) по разделам классификации расходов бюджетов: «Охрана окружающей среды» (на 42,5%); «Средства массовой информации» (на 32,6%); «Обслуживание государственного (муниципального) долга» (на 37,5%); «Образование» (на19,5%) «Социальная политика» (на 19,3%); По отдельным разделам наблюдается их снижение: «Национальная экономика» (на 23%); «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 3,7%).

 

Расходы по содержанию органов местного самоуправления за январь-март 2024 года составили 3 628 203,0 тыс. р., что на 348 878,3 тыс. р. (10,5%) больше чем в аналогичном периоде прошлого года (3 282 324,7 тыс. р.)

 

Расходы на поддержку дорожного хозяйства предусмотрены в сумме 7 188 983,6 тыс. р., исполнение по итогам 1 квартала составило 712 943,6 тыс. р. или 9,9% от утвержденных назначений. Наибольшая сумма утвержденных назначений от общего объема расходов на поддержку дорожного хозяйства в 2024 году предусмотрена на капитальный ремонт и ремонт сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений (утверждено – 3 517 096,2 тыс. р. или 48,9%, исполнено на 01.04.2024 – 140 998,7 тыс. р. или 4%). На содержание автомобильных дорог расходы предусмотрены в сумме 2 748 487,4 тыс. р. (38,2%), исполнены за 1 квартал в сумме 530 049,3 тыс. р. или на19,3% от плановых назначений.

 

Расходы дорожных фондов на 2024 год предусмотрены в сумме 7 407 693,7 тыс. р., исполнены на 01.04.2024 в сумме 607 107,4 тыс. р. или 8,2% от утвержденных назначений.

 

Более 46% от общего объема расходов дорожного фонда планируется в 2024 году направить на капитальный ремонт и ремонт сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (утверждено – 3 443 280,7 тыс. р., исполнено на 01.04.2023 – 112 175,4 тыс. р. или 3,3% от утвержденного плана). На содержание сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них предусмотрено расходов на 2024 год в сумме 2 839 580,4 тыс. р., или 38,3%, исполнено на 01.04.2024 – 322 364,4 тыс. р.

 

Капитальные вложения предусмотрены в сумме 28 431 733,0 тыс. р., исполнено на 01.04.2024 – 1 911 677,9 тыс. р., или 6,7% от утвержденных назначений.

 

Объем просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов по состоянию на 01.04.2024 составил 139 977,1 тыс. р. Просроченная кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг, по выплате заработной платы и платежам во внебюджетные страховые фонды на 01.04.2023 отсутствует.

 

Объем просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов по состоянию на 01.04.2024 меньше аналогичного показателя за 2023 год на 150 883,1 тыс. р. или 51,9%. Существенное уменьшение задолженности наблюдается в бюджетах сельских и городских поселений (на 100% и 90,5% соответственно). Снижение просроченной кредиторской задолженности в местных бюджетах и бюджетах городских округов составило 51,9% и 36,6% соответственно.

 

Расходы, утвержденные сводной бюджетной росписью по КВР 500 «Межбюджетные трансферты» 125 205 394,9 тыс. р., исполнены на 01.04.2024 в сумме 22 754 029,7 тыс. р. (18,2 % от плановых назначений).

 

Объем МБТ на реализацию мероприятий национальных проектов на территории муниципальных образований на 2024 год предусмотрен в сумме 20 524 210,5 тыс. р., исполнение на 01.04.2023 составило – 1 812 864,7 тыс. р. или 8,8 %. По состоянию на 01.01.2024 отсутствует исполнение в рамках реализации следующих региональных проектов: (A3) Цифровая культура, (E2) Успех каждого ребенка, (F5) Чистая вода, (G2) Чистый воздух, (J1)Развитие туристической инфраструктуры (РП), (P2) Содействие занятости, (R3) Безопасность дорожного движения, (Y4) Беспилотные авиационные системы.

 

По Иркутской области средний уровень бюджетной обеспеченности на 01.04.2024 составил 0,676, наибольший уровень отмечен в Жигаловском муниципальном районе – 2,538, минимальный уровень — в Мамско-Чуйском муниципальном районе (0,157).

 

По итогам 1 квартала 2024 года местные бюджеты исполнены с профицитом 1 858 279,3 тыс. р. при плановом размере дефицита 7 035 513,6 тыс. р.

 

Объем долга муниципальных образований Иркутской области по состоянию на 01.04.2024 составил 6 124 771,0 тыс. р. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года (январь-март 2023 года — 6 603 875,0 тыс. р.) объем долга снизился — на 479 104,0 тыс. р. или 7,3%.

 

В сравнении с объемом долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов Сибирского федерального округа, Иркутская область занимает 5-е место, после Новосибирской области (17 683,08 млн. р.), Кемеровской области-Кузбасс (11 732,74 млн. р.), Омской области (7 873,19 млн. р.), Красноярского края (6 372,11 млн. р.)

 

Структуру муниципального долга Иркутской области составили: кредиты кредитных организаций (2 062,0 млн. р.) и бюджетные кредиты – 4 062,8 млн. р.

 

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.