Объекты мероприятия: министерство имущественных отношений Иркутской области.
Основные выводы:
Отчет Правительства Иркутской области о распоряжении государственной собственностью за 2023 год представлен в Законодательное Собрание Иркутской области с соблюдением установленного срока.
В 2021 году в целях повышения эффективности управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом распоряжением Правительства РФ № 2645-р была утверждена методика определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им.
Учитывая рекомендации, установленные в указанном Распоряжении, а также тенденции по унификации отчетности, КСП области неоднократно рекомендовала Правительству Иркутской области учесть требования методики и внести соответствующие изменения в Закон №123-ОЗ в части отражения сведений и показателей оценки оптимальности состава и эффективности использования имущества, включаемых в Отчет Правительства Иркутской области о распоряжении областной государственной собственностью.
Кроме того, Законом Иркутской области от 30.10.2023 № 128-ОЗ были внесены, в том числе, редакционные изменения в части формулировок отдельных показателей, однако Отчет за 2023 год подготовлен без учета внесенных изменений (необходимо уточнить наименования разделов).
Отчет за 2023 год требует уточнений содержащихся в нем сведений, поскольку в Реестре имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области по состоянию на 01.01.2024, содержатся недостоверные сведения в части учета юридических лиц.
Недостоверные сведения Реестра о включенных юридических лицах (несвоевременно вносимые изменения) оказывают влияние на некорректность расчета и обоснованность ряда показателей Отчета за 2023 год, в связи с чем требуется проведение инвентаризации Реестра на предмет актуальности содержащихся в нем сведений.
В ходе экспертизы выявлены многочисленные ошибки в тексте Отчета (технические опечатки, некорректный подсчет итогов таблиц, некорректный расчет показателей и т.д.).
В Отчете за 2023 год указано и экспертизой подтверждено, что в прогнозе социально-экономического развития Иркутской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, одобренном распоряжением Правительства Иркутской области от 25.10.2022 № 590-рп, основные параметры, значимые для определения целей и задач Правительства Иркутской области по управлению и распоряжению областной государственной собственностью, не определены, несмотря на то, что установление таких параметров предусмотрено Законом Иркутской области от 06.12.2011 № 123-ОЗ «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Иркутской области».
Ключевые проблемы в сфере управления и распоряжения областной государственной собственностью определены и обозначены Правительством Иркутской области в Отчете за 2023 год (высокая степень физического износа областного государственного имущества; неудовлетворительное состояние объектов областной государственной собственности, являющееся одной из основных причин отсутствия коммерческого спроса на данное имущество; наличие неиспользуемого имущества, в котором отсутствует потребность областных структур; существенные расходы средств областного бюджета на содержание имущества, незадействованного в уставной деятельности ОГУ и не участвующего в осуществлении полномочий субъекта Российской Федерации (налоги, содержание); недостаток площадей областной государственной собственности, отвечающих требованиям для обеспечения деятельности органов государственной власти Иркутской области и ОГУ, и, как следствие, использование имущества иных форм собственности на условиях аренды, что влечет увеличение расходов бюджета Иркутской области; недостаточное инвестирование в областное государственное имущество в предыдущие годы).
КСП области также обращает внимание на ряд проблем, которые ежегодно отмечаются в заключениях в части объектов культурного наследия и проблемы морального и физического износа объектов недвижимого имущества, отнесенных к ОКН.
Несмотря на то, что исполнительным органом государственной власти, ответственным за проведение политики в области сохранения ОКН, определена служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области, проблема сохранности и восстановления таких объектов требует особого внимания и межведомственного взаимодействия.
Отсутствие системного подхода к принятию своевременных мер, направленных на обеспечение физической сохранности ОКН, находящихся в государственной собственности Иркутской области (определению мероприятий по их сохранению), указывает на не участие Иркутской области в проведении единой государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН, приводящее к разрушению (утрате) ОКН федерального, регионального и местного значения, находящихся на территории Иркутской области, в том числе в результате выполнения работ по капитальным ремонтам, реконструкции силами балансодержателей.
Сохраняются проблемы в части земельных отношений, а именно отнесение земельных участков к той или иной категории, пересечения и наложения границ лесного фонда с границами населенных пунктов и т.д. Наиболее полно этот вопрос был рассмотрен в рамках проведенного КСП контрольного мероприятия «Проверка результативности использования средств областного бюджета и оценка результатов реализации мероприятий, направленных на обеспечение комплексного пространственного и территориального развития Иркутской области в 2021-2022 годах».
Проблема возникновения незавершенных объектов капитального строительства остается актуальной. Количество ОНС в Иркутской области, финансирование которых осуществлялось за счет областного бюджета, продолжает оставаться высоким.
Согласно консолидированным Сведениям о вложениях в недвижимость (ф. 0503190) на 01.01.2023 по Иркутской области числилось 838 ед. ОНС на сумму 21,9 млрд. р., на 01.01.2024 – 968 ед. на 22,8 млрд. р.
Президентом Российской Федерации в 2015 году Председателю Правительства РФ и высшим должностным лицам субъектов РФ было поручено в срок ещё до 1 февраля 2017 года обеспечить инвентаризацию ОНС, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, стоимость строительства которых составляет более 10 млн руб., и по ее итогам принять решения о завершении строительства, реконструкции, консервации, сносе, приватизации, передаче в концессию таких объектов, а также разработать порядок и установить сроки их ввода в эксплуатацию и оформления прав собственности на них.
Данное поручение не выполнено в Иркутской области до конца: инвентаризация ОНС осуществлена, но по её итогам управленческие решения о завершении строительства, реконструкции, консервации, сносе, приватизации, передаче в концессию таких объектов приняты не по всем объектам.
При анализе ОНС установлено большое количество оконченных строительством, но не принятых в казну объектов капитального строительства.
Всего на 01.01.2024 только в учете ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» в качестве ОНС числилось 24 завершенных объекта капитального строительства на сумму 8,9 млрд р. Все объекты были полностью окончены строительством, введены в эксплуатацию, на них оформлены права собственности Иркутской области. Отдельные объекты (например, объекты инженерной защиты) введены в эксплуатацию ещё в 2021 году, другие объекты ещё ранее.
КСП области также обращает внимание на проблемы в части неудовлетворительного состояния объектов областной государственной собственности, и необходимости проведения плановых ремонтов (текущих, капитальных). В 2023-2024 годах проведены тематические контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, направленные на исследование проводимых капитальных ремонтов в социальной сфере, по результатам которых выявлены следующие недостатки:
— отсутствует единый порядок проведения ежегодной (специализированной, квалифицированной, независимой) оценки объективной потребности в проведении капитальных ремонтов по всем объектам капитального строительства, находящихся в областной государственной собственности, в целях поддержания их нормативного состояния и эксплуатационных свойств;
— отсутствует синхронизация объемов бюджетных ассигнований, планируемых и предусматриваемых в областном бюджете, с объемами объективной потребности в проведении капитальных ремонтов (определенными на основании ежегодно проводимой специализированной оценки) в целях поддержания нормативного состояния и эксплуатационных свойств объектов капитального строительства, находящихся в областной государственной собственности.
По перечисленным объектам в Отчете за 2023 год не предусмотрены работы по реконструкции в распоряжении Губернатора Иркутской области от 25.11.2022 № 366-р «Об утверждении пятилетнего плана по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры на территории Иркутской области на 2023-2027 годы».
Кроме того, установлено отсутствие синхронизации объектов, по которым предусматривается проведение капитальных ремонтов, в Плане оптимизации на 2024 год (всего 100 ед.) с Пятилетним планом, утв. распоряжением Губернатора № 366-р.
В Отчете за 2023 год приводятся сведения о результатах проверок целевого использования и эффективного использования областной государственной собственности. В отчетном периоде проведена 51 проверка (в 2022 году – 61). Количество и структура выявляемых нарушений по отношению к 2022 году имеет незначительные изменения. При этом, по мнению КСП, нарушения являются следствием того, что региональным законодательством не урегулированы:
— нормативы потребности ОГУ в транспортных средствах;
— нормативы площади кабинетов (рабочих мест) для размещения рабочих и служащих Иркутской области;
— меры административного воздействия на должностных лиц ОГУ за незаконное использование (распоряжение) областной государственной собственностью.
Следует отметить, что в Отчете за 2023 год не приводится информация о мерах, принятых для урегулирования вышеуказанных недостатков.
Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.