Информация по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета за 2023 год, включая внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Мероприятие проведено на основании пункта 5 раздела II плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2024 год (Заключение от 30.05.2024)

02.07.2024

 

Объекты контрольного мероприятия: главные администраторы бюджетных средств Иркутской области: администрация Усть-Ордынского Бурятского округа, министерство спорта Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области, министерство культуры и архивов Иркутской области, министерство труда и занятости Иркутской области, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерство образования Иркутской области, министерство сельского хозяйства Иркутской области, министерство финансов Иркутской области, министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области, министерство имущественных отношений Иркутской области, министерство строительства Иркутской области, министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, министерство цифрового развития и связи Иркутской области, министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, министерство экономического развития и промышленности Иркутской области, министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области, министерство лесного комплекса Иркутской области, министерство по молодежной политике Иркутской области, Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, Управление делами Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, служба записи актов гражданского состояния Иркутской области, служба по тарифам Иркутской области, служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, служба государственного финансового контроля Иркутской области, служба ветеринарии Иркутской области, служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области, служба архитектуры Иркутской области, служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области, агентство по обеспечению деятельности мировых судей, архивное агентство Иркутской области, Законодательное Собрание Иркутской области, Избирательная комиссия Иркутской области, Контрольно-счетная палата Иркутской области, Уполномоченный по правам человека в Иркутской области, Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области.

 

Годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2023 года, представленный Правительством Иркутской области в установленный законодательством срок (до 15.04), дает достоверное во всех существенных отношениях представление о финансовом положении по состоянию на 01.01.2024 в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающего порядок составления отчета об исполнении регионального бюджета.

 

По итогам оценки полноты и достоверности, соблюдения порядка составления и представления отчетности, КСП сделаны выводы о том, что годовая бюджетная отчетность об исполнении областного бюджета за 2023 год в целом соответствует требованиям Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

 

Годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2023 года дает достоверное во всех существенных отношениях представление о финансовом положении по состоянию на 01.01.2024 в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающего порядок составления отчета об исполнении регионального бюджета.

 

Исполнение основных параметров областного бюджета по состоянию 01.01.2024 составило: доходы – 275 927 339,8 тыс. р.; расходы – 289 329 875,6 тыс. р.; дефицит – 13 402 535,8 тыс. р.

 

Налоговые и неналоговые доходы по состоянию на 01.01.2024 поступили в сумме 228 981 963,7 тыс. р., или 108,7 % к плану (210 605 466,0 тыс. р.); безвозмездные поступления – 46 945 376,1 тыс. р., или 90,6 % к плану (51 779 976,2 тыс. р.).

 

Наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов в 2023 году занимает налог на прибыль организаций – 46,0 %; налог на доходы физических лиц – 28,7 %; налоги на имущество – 9,0 %.

 

Расходы областного бюджета в окончательной редакции Закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на 2023 год утверждены в сумме 298 545 110,4 тыс. р., уточненной сводной бюджетной росписью – 295 342 255,7 тыс. р., исполнены – 289 329 875,6 тыс. р., или 96,9 % к показателям, утвержденным Законом о бюджете; 98,0 % к СБР. Объем неисполненных бюджетных назначений составил 6 012 380,1 тыс. р. (2,0%) к СБР.

 

По отдельным разделам расходы исполнены ниже среднего значения (98,0 %): 0400 «Национальная экономика» (95,1 %), 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» (96,7 %), 0800 «Культура, кинематография» (95,9 %), 1100 «Физическая культура и спорт» (96,5 %),1300 «Обслуживание государственного (муниципального) долга» (91,5 %), 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ» (95,0 %).

 

Структуру областного бюджета включены 22 госпрограммы, расходы, на реализацию которых предусмотрены в объеме 292 767 894,9 тыс. р. или 99,1% в общем объеме расходов бюджета, утвержденных сводной бюджетной росписью (295 342 255,7 тыс. р.). Исполнение расходов по ГП на 01.01.2024 составило 286 814 870,9 тыс. р. или 97,9% к утвержденному объему 292 767 894,9 тыс. р., не исполнено – 5 953 024,0 тыс. р.

 

В 2023 году из 41 регионального проекта исполнение по 23 региональным проектам осуществлено на уровне 100%, по 18 региональным проектам исполнение осуществлено на уровне 57,4%-99,9%. При этом процент исполнения ниже среднего значения (92,9%) отмечен по 4 региональным проектам: «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (90,0%), «Безопасность дорожного движения» (83,1%), «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (77,2%), наименьший процент исполнения по РП «Содействие занятости» 57,4%.

 

Бюджетные ассигнования на реализацию РП в 2023 году предусмотрены в сумме 37 331 939,8 тыс. р., исполнение на 01.01.2024 составило 34 676 864,9 тыс. р. или 92,9%, не исполнено 2 655 074,9 тыс. р.

 

Государственный долг Иркутской области по состоянию на 01.01.2024 составил 23 475 632,9 тыс. р. (увеличение к аналогичному периоду прошлого года на 22,2%), по состоянию на 01.01.2023 государственный долг Иркутской области составлял 19 212 563,7 тыс. р.

 

Резервный фонда Правительства Иркутской области исполнен на 01.01.2024 в сумме 864 528,0 тыс. р., нераспределенный остаток средств резервного фонда составил – 49 613,8 тыс. р. Расходы средств резервного фонда осуществлялись двумя ГРБС: 728 218,3 тыс. р. — министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; 108 528,5 тыс. р. — министерством имущественных отношений Иркутской области, 10 413,8 тыс. р. — управление делами Губернатора и Правительства Иркутской области, 13 709,8 тыс. р. – министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, 2 865,2 тыс. р. – министерство здравоохранения Иркутской области, 792,4 тыс. р. — министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области.

 

Исполнение бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области по состоянию на 01.01.2024 составило 20 608 112,0 тыс. р. или 91% от плановых назначений (22 561 530,0 тыс. р.). Остаток бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области в 2023 году составил 1 953 418,0 тыс. р.

 

По данным Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), по счету 1 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» на 01.01.2024 числится дебиторская задолженность в сумме 9 971,0 тыс. р. Наличие дебиторской задолженности на 01.01.2024 по счету 1 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» в сумме 9 971,0 тыс. р., указывает на нарушение п. п. 3, 4 ст. 226 Налогового кодекса РФ и свидетельствует о несоблюдении принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).

 

По данным Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) службы архитектуры Иркутской области по состоянию на 01.01.2024 по счету 209.00 числится дебиторская задолженность в сумме 405,1 тыс. р. Как следует из Пояснительной записки (ф. 0503160), по счету 209.36 числится задолженность за Фондом социального страхования на начало и на конец отчетного периода, указанная задолженность сформировалась за счет выплаты б/листа по беременности и родам в размере 405,1 тыс. р. в 2018 году.

 

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», компенсацию понесенных в 2018 году Службой затрат на выплату пособия обеспечивает отделение Социального фонда России по Иркутской области. В связи, с чем Службе необходимо принять меры по обеспечению возврата дебиторской задолженности в объеме 405,1 тыс. р. в доход областного бюджета.

 

По данным Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169) Уполномоченного по защите прав предпринимателей на конец отчетного периода по счету 303.02 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» имеется дебиторская задолженность по счету аналитического учета 303.02 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в сумме 311,2 тыс. р., сформировавшаяся в 2021 году (не изменилась на конец отчетного финансового года). Возмещение расходов в 2023 году не осуществлялось, что свидетельствует о нарушении пунктов 3, 4 ст. 226 Налогового кодекса РФ и несоблюдении принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). ГАБС необходимо принять меры по обеспечению возврата дебиторской задолженности в объеме 311,2 тыс. р. из Социального фонда России по Иркутской области в доход областного бюджета.

 

По данным Сведений (ф. 0503190) на 01.01.2024 общая сметная стоимость объектов незавершенного строительства составляет 77 303 365,6 тыс. р., фактические расходы (по счету 0106Х1000) на реализацию инвестиционного проекта по данным бухгалтерского учета на начало отчетного периода составили 21 866 607,8 тыс. р., на конец отчетного периода – 22 757 373.2 тыс. р. Общая сумма кассовых расходов с начала реализации инвестиционного проекта составила 31 816 626,9 тыс. р., в том числе за счет средств федерального бюджета – 11 366 222,2 тыс. р.

 

КСП области выборочно проведен анализ объектов незавершенного строительства, в части кода статуса объекта по группе 27 — списание и снос объекта незавершенного строительства, целевой функции объектов 8 – списание и снос объекта незавершенного строительства, фактические расходы, которых отражены по счету 0106Х1000.

 

Установлено, что таких объектов по министерству строительства Иркутской области (ГРБС 814) числится в количестве 8 объектов. Фактические расходы по счету 0106Х1000 на конец отчетного периода составили в общей сумме 178 138,9 тыс. р., кассовые расходы по объектам составили 178 138,9 тыс. р.

 

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области (ГРБС – 835) на 01.01.2024 числятся 16 объектов незавершенного строительства, которые потеряли свою актуальность на сумму 150 266,6 тыс. р.

 

Постановлением Правительства Иркутской области от 12.09.2023 № 805-пп «Об утверждении Правил принятия решений о списании затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства государственной собственности Иркутской области, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств областного бюджета», утверждены Правила принятия решений о списании затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства государственной собственности Иркутской области, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств областного бюджета.

 

В целях исключения рисков недостоверного представления о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности в бухгалтерской (финансовой) отчетности, для осуществления операций по выбытию объектов незавершенного строительства, утративших свою актуальность, необходима правовая оценка и принятие управленческих решений.

 

Анализ годовой бюджетной отчетности министерства лесного комплекса области показал, что за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, предоставленных из федерального и областного бюджетов АУ «Лесхоз Иркутской области» в 2022 году в сумме 25 906,6 тыс. р. направленных учреждением на цели, не соответствующие цели ее предоставления (акт КСП области от 13.04.2023 № 20/35-вп), в 2023 году не восстановлены.

 

По данным Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503769) министерства лесного комплекса Иркутской области по КФО 2 (собственные доходы) по счету 2.303.01 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» на начало года числилась кредиторская задолженность в сумме 81 860,9 тыс. р., на конец отчетного периода кредиторская задолженность по НДФЛ составила 84 784,0 тыс. р. В нарушение требований п.4 ст. 226 НК РФ (часть II), учреждением допущена кредиторская задолженность по НДФЛ в сумме 84 784,0 тыс. р.

 

По результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности министерства комплекса Иркутской области за 2022 год (акт КСП области от 13.04.2023 № 20/35-вп) установлено, что в нарушение требований п. 4.1 ч. 2 ст. 146 НК РФ АУ «Лесхоз Иркутской области» в 2022 году за счет средств субсидий на выполнение государственного задания осуществлена оплата НДС в сумме 1 062,9 тыс. р.

 

По данным Сведений об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) на 01.01.2024, учреждением осуществлена корректировка показателей по счету 303.04 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость», в части переноса дебиторской задолженности в сумме 1 062,9 тыс. р. с КФО 4 (Субсидии на выполнение государственного задания) на КФО 2 (Собственные доходы учреждения). При этом корректировка таких показателей, как остаток денежных средств на начало отчетного периода, отраженных в Сведениях об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) на 01.01.2024, включенных в состав годовой бюджетной отчетности за 2023 год, по КФО 4 (Субсидии на выполнение государственного задания) в части увеличения суммы остатка средств субсидии на сумму 1 062,9 тыс. р., равно как и уменьшение остатка средств собственных доходов учреждения на указанную сумму не осуществлялось.

 

Фактическое восстановление средств субсидии на выполнение государственного задания в объеме 1 062,9 тыс. р. за счет собственных доходов в 2023 году не осуществлялось.

 

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Вместе с тем, АУ «Лесхоз Иркутской области» осуществлена корректировка отдельных показателей годового отчета на 01.01.2023, без не имевших места фактов хозяйственной жизни.

 

КСП области рекомендует министерству усилить контроль за использованием средств субсидий на выполнение государственного задания за счет средств областного и федерального бюджетов ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», принять управленческие решения, по возврату средств субсидий.

 

В отступление от требований, установленных п. 337 Инструкции № 157н отдельными ГАБС в межотчетный период не произведена корректировка входящих остатков на 01.01.2023 года по отраженным на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» в части тех бланков, которые находятся у ответственных лиц в местах хранения, при этом начиная с 01.01.2023 года при передаче бланков строгой отчетности иному юридическому лицу производится их восстановление с забалансового учета на счет 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы» (служба гостехнадзора Иркутской области (ГАБС – министерство сельского хозяйства Иркутской области), служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области).

 

В отступление от требований, установленных п. 152 Приказа № 191н, отдельными ГАБС в Пояснительной записке (ф. 0503160) неверно указаны наименования разделов, а также недостаточно раскрыта информация о показателях бюджетной отчетности оказавшей существенное влияние на результаты деятельности учреждения (министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области, министерство труда и занятости Иркутской области).

 

Показатели по объему доходов, расходов и источникам финансирования дефицита бюджета, отраженные в отчете об исполнении областного бюджета за 2023 год, согласуются с показателями иных форм годовой бюджетной отчетности за 2023 год, а также с показателями бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2023 год. Факты недостоверности отчета об исполнении областного бюджета за 2023 год не выявлены.

 

Заключение КСП области на годовой отчет об исполнении областного бюджета на 2023 год направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.