Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг состояния государственного долга Иркутской области за январь-март 2024 года», проведенного на основании пункта 20 раздела III плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2024 год (Заключение от 28.06.2024)

12.07.2024

 

Объекты мероприятия: министерство финансов Иркутской области.

 

Основные выводы:

 

В соответствии с Основными направлениями государственной долговой политики Иркутской области на 2024-2026 годы, утвержденными распоряжением Правительства Иркутской области от 19.10.2023 № 700-рп, одной из основных целей управления государственным долгом Иркутской области является стабилизация показателей долговой устойчивости региона, в том числе за счет осуществления сдержанной долговой политики Иркутской области.

 

В соответствии с оценкой долговой устойчивости субъектов РФ, проведенной Минфином России с использованием показателей, предусмотренных ст. 107.1 БК РФ, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2020 № 227, в 2023 году (по итогам 2022 года) Иркутская область отнесена к субъектам РФ с высоким уровнем долговой устойчивости.

 

Программа государственных внутренних заимствований Иркутской области на 2024 год включает 2 направления заимствований: привлечение (+80,0 млрд руб.) и погашение (-55,8 млрд руб.) кредитов кредитных организаций, а также привлечение (+45,4 млрд руб.) и погашение (41,4 млрд руб.) бюджетных кредитов (в первоначальной редакции Закона № 161-ОЗ).

 

Государственный долг Иркутской области на 2024 год утвержден Законом
№ 161-ОЗ в размере 67 999,5 млн руб. (29,8% к налоговым и неналоговым доходам), по состоянию на 01.04.2024 объем государственного долга составил 29 474,6 млн руб., что составляет 43,4% от запланированного уровня государственного долга по состоянию на 01.01.25 года.

 

Ст. 106 и 107 Бюджетного кодекса ограничены предельный объем заимствований субъекта РФ и верхний предел государственного долга субъекта РФ: верхний предел государственного долга не должен превышать объем доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. Указанные требования соблюдены в Законе № 161-ОЗ.

 

Соглашениями о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным в 2015 году из федерального бюджета на частичное покрытие дефицита областного бюджета, заключенными в соответствии с Правилами реструктуризации № 1531, установлено, что общая доля долговых обязательств в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (предельный уровень государственного долга) не должна превышать 20%.

 

В то же время Правилами реструктуризации № 1531 установлен перечень расходов областного бюджета, на объем которых возможно превысить ограничения уровня государственного долга, в связи с чем, верхний предел государственного долга на 2024 год установлен в размере 67 999,5 млн. руб. или 29,8% от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.

 

На уровень государственного долга субъекта РФ влияют ограничения дефицита бюджета, так как государственные заимствования Иркутской области являются источниками финансирования дефицита бюджета. Ограничения предельного размера дефицита бюджета субъекта РФ установлены ст. 92.1 БК РФ с учетом положений Федерального закона № 520-ФЗ, Правилами реструктуризации № 1029, а также Соглашениями о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета.

 

На 2024 год установлен предельный уровень дефицита областного бюджета в размере 12,4% к общему объему доходов без учета безвозмездных поступлений с учетом превышения ограничений, предусмотренных ст. 92.1 БК РФ, в то время как соглашениями о реструктуризации предусмотрено 10%.

 

В то же время ст. 10 Законом 520-ФЗ предусмотрена возможность превышения предельного размера дефицита бюджета на 2024 год без внесения изменений в Закон о бюджете на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также мероприятий, связанных с оказанием содействия в подготовке и проведении выборов Президента РФ. По расчетам КСП области объем превышения предельного размера дефицита бюджета по итогам 2024 года может составить 3 774,2 млн руб., соответственно объем государственного долга по итогам года может быть увеличен на эту же сумму бюджетных ассигнований.

 

Долговой портфель Иркутской области на 01.01.2024 и на 01.04.2024 представлен исключительно бюджетными кредитами Минфина России и УФК по Иркутской области (23 475,6 млн руб. и 29 474,6 млн руб. соответственно). Минфин области активно использует привлечение «дешевых» (по ставке 0,1%) бюджетных кредитов, а также применяет инструмент реструктуризации долговых обязательств по Соглашениям, заключенным с Минфином России.

 

В предыдущие годы бюджетные кредиты из федерального бюджета привлекались на частичное покрытие дефицита бюджета (поддержание сбалансированности бюджета), погашение ранее принятых обязательств (поддержание долговой устойчивости бюджета), на цели инфраструктурного развития (капремонт и строительство автодорог, специальный казначейский кредит на приобретение подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования), пополнение остатка средств на едином счете бюджета (поддержание ликвидности единого счета бюджета).

 

Объем госдолга Иркутской области по итогам 1 квартала 2024 года увеличен на 6 000,0 млн руб. в связи с привлечением Минфином области краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета. Необходимость привлечения бюджетных кредитов обусловлена низким поступлением налоговых доходов, недостаточным уровнем ликвидности единого счета бюджета в конце января и начале февраля 2024 года.

 

По состоянию на 01.01.2024 года в составе государственного долга Иркутской области отсутствовали государственные ценные бумаги и кредиты коммерческих банков. Размещение государственных ценных бумаг Иркутской области прекращено с 2017 года, привлечение коммерческих кредитов с 2022 года.

 

На 2024 год запланировано привлечение кредитов коммерческих банков в сумме 80 036,1 млн руб. В 1 квартале 2024 года Минфин области не смог привлечь кредиты коммерческих банков в связи с отсутствием заявок коммерческих банков. Данный факт связан с обязательством Минфина области по привлечению в бюджет Иркутской области кредитов кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более, чем уровень ключевой ставки, установленный Банком России, увеличенный на 1% годовых (в соответствии с Правилами реструктуризации № 1531).

 

На основании вышеизложенного, можно охарактеризовать долговую политику Иркутской области, как консервативную (использование исключительно бюджетных кредитов из федерального бюджета при отсутствии рыночных инструментов заимствований в виде выпуска государственных ценных бумаг и привлечения кредитов кредитных организаций).

 

В сравнении с бюджетами субъектов РФ, входящих в состав СФО, Иркутская область имеет один из наименьших уровней долговой нагрузки (по состоянию на 01.01.2024 и на 01.04.2024 – 10,3% и 12,9% соответственно) и четвертый по величине объем государственного долга.

 

Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.