Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг планирования финансового обеспечения и достижения результатов реализации мероприятий по проведению капитального ремонта зданий (сооружений), закрепленных за областными профессиональными образовательными учреждениями, за 2023 год и в 2024 году», проведенного на основании пункта 26 раздела III плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2024 год (Заключение от 28.06.2024)

17.07.2024

 

Объекты мероприятия: министерство образования Иркутской области (далее –минобразования, министерство здравоохранения Иркутской области (далее – минздравоохранения), министерство культуры Иркутской области (далее – минкультуры), министерство спорта Иркутской области (далее – минспорта), министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее –минсоцразвития), подведомственные им профессиональные образовательные учреждения.

 

Основные выводы:

 

Отношения в сфере капитального ремонта объектов капитального строительства (зданий (сооружений)) в исследуемый период регулировались ГрК РФ, Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений; Сводом правил «Здания и сооружения. Правила эксплуатации», принятым для обеспечения соблюдения требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений; ГОСТом 31937-2024, Положением № 312 об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий.

 

Федеральные правовые акты не согласованы между собой. В частности, отсутствие в Градостроительном кодексе РФ, Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений отсылок к Своду правил «Здания и сооружения. Правила эксплуатации», ГОСТу 31937-2024 делают их невидимыми и неприменяемыми.

 

Положение № 312 об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий в силу давности его принятия (1988 год) также не применяется.

 

Свод правил «Здания и сооружения. Правила эксплуатации» предусматривает, что объемы проведения капитального ремонта должны быть определены по результатам обследования и мониторинга технического состояния зданий (сооружений), проведенных в соответствии с ГОСТ 31937-2024.

 

В Иркутской области не выявлено нормативное правовое регулирование оснований и процедур проверки технического состояния зданий, порядка (порядков) организации и проведения капитального ремонта объектов областной государственной собственности, в том числе оснований принятия решений о необходимости проведения в отношении объектов областной государственной собственности капитального ремонта с целью обеспечения приведения их в нормативное техническое состояние.

 

Законом Иркутской области от 06.12.2011 № 123-ОЗ «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Иркутской области» вопросы капитального ремонта объектов недвижимости, находящихся в областной государственной собственности, не регулируются.

 

Предусмотренное этим законом отражение в ежегодном Отчете Правительства Иркутской области о распоряжении областной государственной собственностью сведений о степени износа имущества областных государственных учреждений, о доле площадей областных государственных учреждений, которые признаны аварийными и (или) требующими капитального ремонта, не подкреплено ссылкой на источники получения этих сведений.

 

Положением о министерстве имущественных отношений Иркутской области определены его полномочия по отношению к объектам государственной казны Иркутской области по обеспечению планирования и проведения реставрационно-восстановительных работ, капитального ремонта объектов недвижимости.

 

Однако, Положениями о других исполнительных органах государственной власти Иркутской области их полномочия по организации и осуществлению планирования финансового обеспечения капитального ремонта закрепленных за подведомственными учреждениями объектов недвижимости не определено.

 

В отсутствие правовых оснований Положением о министерстве строительства Иркутской области на него возложено обеспечение реализации на территории Иркутской области федеральных целевых программ и государственных программ Иркутской области по вопросам, связанным с капитальным ремонтом объектов капитального строительства социальной сферы.

 

Планирование мероприятий по капитальному ремонту зданий (сооружений), закрепленных за учреждениями, подведомственными минобразования, минздравоохранения, минкультуры, минспорта и минсоцразвития осуществляется на основании заявок учреждений на предоставление субсидий на иные цели на проведение капитального ремонта зданий и сооружений, а также на разработку и экспертизу проектной документации на проведение капитального ремонта зданий и сооружений, с которыми подлежат представлению акты осмотров зданий и дефектные ведомости. При этом в Положениях о предоставлении субсидий на иные цели какие-либо требования и условия к актам обследования зданий в части формы, содержания, субъектов их подготовки, к дефектным ведомостям не установлены.

 

Положениями о предоставлении субсидий на иные цели не предусмотрено в качестве оснований для инициирования учреждениями капитального ремонта зданий (сооружений) заключение специализированной организации о техническом состоянии зданий, в качестве одной из целей предоставления субсидий на иные цели — техническое обследование зданий.

 

Следует отметить, что законом об областном бюджете на 2024 год предусмотрено, что в 2024 году за счет средств областного бюджета предоставляются субсидии бюджетным и автономным учреждениям Иркутской области на иные цели, связанные с проведением технического обследования зданий и сооружений.

 

Таким образом, планирование министерствами мероприятий по капитальному ремонту зданий и сооружений учреждений СПО не основано на объективных и достаточных данных о потребности в капитальном ремонте, полученных по результатам обследований технического состояния объектов.

 

В 2023 году и 1 квартале 2024 года в Иркутской области действовало 71 учреждение СПО: минобразования – 54 учреждения; минздравоохранения — 10 учреждений, минкультуры – 5, минсоцразвития и минспорт – по 1.

 

Статистические данные о количестве зданий учреждений СПО, в том числе нуждающихся в капитальном ремонте, не согласуются с данными, представленными министерствами. Отраженную в статистической отчетности (форма СПО-2) информацию о потребности в капитальном ремонте 145 зданий (помещений) из 280 нельзя признать объективной, поскольку эти данные не основаны на заключениях специализированных организаций по результатам технического обследования зданий.

 

Результаты технического обследования зданий специализированными организациями имеются только в отношении 42 ед.

 

Наибольшее количество зданий, требующих капитального ремонта (131), обозначено по учреждениям СПО, находящимся в ведении минобразования. Из них обследовано специализированными организациями лишь 29 ед.

 

Утверждены ассигнования на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту зданий организаций СПО, включая разработку ПСД, на 2023 год – 285 171,2 тыс.р., на 2024 год – 705 747,6 тыс.р., на 2025 год – 758 952,6 тыс.р., на 2026 год – 762 571,9 тыс.р. Всего на 2023-2026 годы – 2 512 443,5 тыс.р.

 

Несмотря на увеличение объемов финансирования на 2023 год, 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов, как следует из данных, представленных министерствами, сохраняется потребность в финансировании капитального ремонта зданий учреждений СПО, подведомственных минобразования (888 266,2 тыс.р.), минкультуры (107 730,7 тыс.р.), минспорта (288 799,2 тыс.р.).

 

Учитывая, что определение потребности проведено не в полном соответствии с ГОСТ 31937-2024 — в отсутствие результатов обследований специализированными организациями значительного числа объектов капитального строительства, по которым обозначена потребность в проведении капитального ремонта, объемы потребности в финансировании капитального ремонта не основаны на сметных данных, КСП области усматривает высокие риски ненадежности (неполноты, неточности) показателей об объемах потребности в средствах на мероприятия по проведению капитального ремонта зданий (сооружений) организаций СПО, представленных министерствами.

 

Анализ видов строительных работ, на выполнение которых предоставлялись субсидии на иные цели на проведение капитального ремонта зданий СПО, показал, что чаще субсидии предоставлялись для разработки ПСД и проведения выборочного капитального ремонта, в том числе в целях устранения предписаний надзорных органов (органов прокуратуры) для обеспечения безопасности объектов (установка пожарной сигнализации, ограждение территории, ремонт фасадов, фундаментов, ремонт кровли, замена окон, ремонт инженерных сетей водоснабжения, теплоснабжения, системы вентиляции, системы канализации и др. ).

 

Планирование и использование бюджетных средств на проведение выборочного капитального ремонта отдельных элементов зданий нельзя признать эффективным, так как это не отвечает назначению данного вида ремонта, направленного на приведение зданий в нормативное состояние (восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом).

 

Следует отметить, что ряд видов работ, относящихся к капитальному ремонту, может выполняться учреждениями в рамках текущего ремонта на основании ч.8.1 ст. 55.24 ГрК РФ и Постановления Правительства РФ от 30.11.2021 № 2120.

 

Бюджетные ассигнования на проведение капремонтов, предусмотренные на 2023 год (284 691,0 тыс. р.), в полном объеме перечислены министерствами на лицевые счета организаций СПО.

 

Бюджетные ассигнования на капитальные ремонты, предусмотренные на 2024 год, в 1 квартале 2024 года всеми министерствами распределены подведомственным учреждениям в полном объеме (705 747,6 тыс. р.).

 

В 2023 году капитальный ремонт зданий и общежитий (разного вида и подготовка ПСД) проведен в 35 из 71 областного учреждения СПО на общую сумму 284,7 млн рублей.

 

Заключение о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.

 

В Правительство Иркутской области направлено информационное письмо.