Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ результативности мер, принимаемых Правительством Иркутской области, направленных на сокращение объемов и количества объектов незавершенного строительства за 2023 год», проведенного на основании пункта 3 раздела III плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2024 год (Отчет от 28.06.2024)

24.07.2024

 

Объекты мероприятия: министерство строительства Иркутской области (далее – Минстрой), министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области (далее – Минтранс), областное государственное казенное учреждение «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» (ранее ОГКУ «УКС Иркутской области», ГУ «Управление капитального строительства администрации Иркутской области», а также ОГКУ «Служба заказчика Иркутской области», далее – ОГКУ «ЕЗИО»), областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» (далее – ОГКУ «Дирекция автодорог»).

 

Основные выводы

 

Согласно консолидированным сведениям о вложениях в недвижимость по состоянию на 1 января 2023 г. по Иркутской области числилось 838 ед. незавершенных объектов капитального строительства (далее – объект незавершенного строительства, ОНС) на сумму 21,9 млрд рублей. За 2023 год общее количество ОНС увеличилось на 130 объектов (до 968 ед.) остаток капитальных вложений составил 22,8 млрд рублей.

 

Наибольшее количество ОНС с объектами капитального строительства числится Минстроем (242 ед.) и Минтрансом (151 ед.).

 

Проведенный анализ показал, что, несмотря на принятие в Иркутской области всех необходимых правовых актов, регламентирующих основания (признаки) отнесения объектов незавершенного строительства, порядки ведения реестра ОНС, принятия решений о списании затрат и т.д., это не привело к правовым последствиям включения ОНС в соответствующий реестр, и далее к принятию реализуемых управленческих решений о целесообразности дальнейших действий с ОНС. Принятые решения за редким исключением являются формальными и не влекут реальное снижение количества ОНС. В результате существенного снижения ОНС по объектам капитального строительства не произошло.

 

Так, по состоянию на 1 января 2024 года в региональный Реестр ОНС включено всего 28 объектов, при этом, в нарушение действующего законодательства управленческие решения не приняты в отношении 10 ОНС. Принятые решения о сносе или продолжении строительства не подкреплены источниками финансирования, без которых исполнение данных решений невозможно.

 

Таким образом, по мнению КСП области, предусмотренный (действующий) механизм вновь не позволяет решить проблемы сокращения объемов ОНС.

 

Экспертизой выборочно проанализированных объектов незавершенного строительства выявлены недостатки при организации работы ОГКУ «ЕЗИО» (ОГКУ «УКС») как государственного заказчика. Эксплуатирующие организации либо учреждения, в чьих интересах создавался объект, зачастую необоснованно уклоняются от приемки законченного строительством объекта, при этом приступают к его эксплуатации, используя объект по назначению.

 

Минимуществом, как органом по управлению областным имуществом, не организован действенный механизм передачи объектов от заказчика к конечному пользователю. По мнению КСП области, предъявляемые к ОГКУ «ЕЗИО», выполняющему лишь специализированные функции заказчика-застройщика, требования по согласованию с учреждением, в чьих интересах создавался объект, его приемки не вполне обоснованы. В результате по отдельным объектам не принимаются меры по приемке объектов в казну и исключению затрат на создание объекта с баланса заказчика.

 

В связи с этим количество ОНС состоящих на балансе ОГКУ «ЕЗИО» ежегодно увеличивается, при этом средства на организацию охраны объекта, его содержание и т. д. областному заказчику не планируются и не предусматриваются.

 

В процессе исследования установлены многочисленные нарушения порядка управления областным государственным имуществом, в том числе, приведшие к длительному отсутствию списания затрат по ОНС, фактически законченных строительством.

 

В результате того, что ОГКУ «ЕЗИО» как заказчиком предусмотренные Уставом в отношении объектов функции по их созданию (строительству) окончены, а имущество отсутствует в казне Иркутской области, действия по списанию утраченного имущества, истребованию убытков, устранению недочетов в рамках гарантийных обязательств, передаче пользователям, собственником имущества или иным органом не осуществляются.

 

В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия установлены многочисленные случаи использования имущества, отраженного в виде объектов незавершенного строительства, ресурсоснабжающими организациями, хозяйствующими субъектами, областными, федеральными, муниципальными учреждениями и организациями. В отдельных случаях право собственности Иркутской области на объекты давно утрачено или не выделялось.

 

В Иркутской области отсутствует установленный порядок поступления объекта учета в областную казну при их создании, строительстве, модернизации, реконструкции и пр., кроме включения имущества, находившегося в оперативном управлении органов государственной власти и учреждений Иркутской области (приказ Минимущества № 68-мпр). Несмотря на то, что прямые требования об установлении подобного порядка отсутствуют в законодательстве, в виду выявленного отсутствия взаимодействия между органами исполнительной власти, его принятие, по мнению КСП области, способствовало бы снижению негативных последствий от длительной процедуры передачи объектов в казну.

 

Проведенный анализ в отношении ОНС, капитальные вложения, в которые осуществляются Минстроем и Минтрансом, показал, что по состоянию на 1 января 2024 года списанию подлежали затраты в сумме 9 319 458,8 тыс. рублей, в том числе: в ОГКУ «ЕЗИО» — 40 объектов на сумму 8 829 975,4 тыс. рублей, в том числе в результате которых объект незавершенного строительства не создан со статусом 41 (невостребованные проектные и изыскательские работы) на сумму 523 740,3 тыс. рублей, в ОГКУ «Дирекция автодорог» 37 объектов в сумме 489 483,4 тыс. рублей, в том числе невостребованные проектные и изыскательские работы 26 объектов на сумму 238 613,4 тыс. рублей.

 

В нарушение п. 173.1 Инструкции № 191н в Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства неверно указаны:

 

    • наименование объектов – в отношении выполнения работ по разработке проектной документации, указывается наименование объекта капитального строительства без уточнения вида работ – «разработка проектной документации», «проектно-изыскательские работы» и т.д., что не позволяет идентифицировать работы по разработке проектной документации и работы по строительству, реконструкции объектов, допускаются неточности и непредусмотренные законодательством сокращения в наименованиях объектов;

 

  • статусы объектов незавершенного строительства и пр.

 

Всего выявлено фактов неэффективного (безрезультатного) использования средств областного бюджета на общую сумму 1 265 752 тыс. рублей, неэффективного использования областного государственного имущества на сумму 7 155 977,9 тыс. рублей.

 

По итогам проведенного экспертно-аналитического мероприятия отмечены следующие системные проблемы и недостатки:

 

    • наличие значительного количества объектов незавершенного строительства, затраты по которым числятся на балансах государственных учреждений необоснованно;

 

    • отсутствие действенных мер по списанию объектов незавершенного строительства со стороны органов исполнительной власти Иркутской области;

 

    • формальное принятие решений о сносе или продолжении строительства в отсутствии средств областного бюджета на финансовое обеспечение завершения строительства проблемных объектов (в том числе, как правило, требуется значительные объемы средств на техническое обследование, инженерные изыскания, необходимые для определения технического состояния объекта; в связи с ростом цен на строительные ресурсы, а также в связи с изменением нормативных требований к незавершенным объектам происходит рост стоимости проекта по завершению строительства);

 

    • формальное проведение инвентаризации объектов незавершенного строительства. Результативность принимаемых мер по итогам проведения инвентаризации низкая, действенных мер по результатам инвентаризации по списанию затрат не принималось из-за отсутствовавших механизмов списания объектов незавершенного строительства и затрат, а также, по мнению КСП области, из-за отсутствия взаимодействия между органами исполнительной власти области;

 

    • длительный период с момента ввода объектов в эксплуатацию до оформления правоустанавливающих документов и передачи имущества в казну и (или) балансодержателям, что ведет к недополучению налоговых платежей (налог на имущество);

 

    • несоблюдение порядка управления областной государственной собственностью;

 

    • неэффективное использование средств областного бюджета в результате разработки проектно-сметной документации, невостребованной более трех лет, на корректировку проектов, которые не использовались длительное время, на строительство незавершенных объектов, в том числе наличие «брошенных объектов» (в. ч. произведены расходы, которые не привели к созданию объектов);

 

  • наличие объектов с высокой степенью готовности, строящихся длительное время («долгострои»), что приводит к удорожанию стоимости строительства.

 

Отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области, Правительство Иркутской области.

 

В Правительство Иркутской области направлено информационное письмо.