Информация по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области за январь-июнь 2024 года», проведенного на основании пункта 23 раздела III плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2024 год (Заключение от 19.07.2024)

31.07.2024

 

Объекты экспертно-аналитического мероприятия: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области (далее – ТФОМС, или Территориальный фонд).

 

Основные выводы по результатам оперативного анализа исполнения бюджета ТФОМС за январь-июнь 2024 года

 

За январь-июнь 2024 года доходы бюджета ТФОМС исполнены на 50,1 %, при годовом плане 63 780 680,2 тыс. р. поступило 31 930 783 тыс. р. Основным доходным источником являлась субвенция из Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), поступившая в объеме 31 483 336,2 тыс. р. (или 50 % от годовых назначений), удельный вес которой в общем объеме доходов составил 98,6 %.

 

На 01.07.2024 показатели уточненной сводной бюджетной росписи по расходам превысили на 1 429 319,3 тыс. р. показатели, утвержденные Законом Иркутской области от 14.12.2023 № 160-ОЗ «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее – Закон о бюджете ТФОМС) на 2024 год. Внесение изменений в сводную бюджетную роспись осуществлено в соответствии со ст. 6 Закона о бюджете ТФОМС и обусловлено включением остатков неиспользованных средств 2023 года в сумме 1 357 143,8 тыс. р.; распределением на 2024 год иных межбюджетных трансфертов в соответствии с распоряжениями Правительства РФ на общую сумму 72 175,5 тыс. р. (из них на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала – 71 415,4 тыс. р., на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров – 760,1 тыс. р.) и перераспределением бюджетных ассигнований между группами видов расходов целевой статьи расходов «Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации» по разделу 01 00 «Общегосударственные вопросы» (на 17 546,7 тыс. р. увеличены расходы на выплаты персоналу и на эту же сумму уменьшены расходы на закупку товаров, работ и услуг).

 

Расходы бюджета ТФОМС за январь-июнь 2024 года составили 29 664 913 тыс. р., или 45,5 % от утвержденных сводной бюджетной росписью годовых бюджетных назначений (65 209 999,5 тыс. р.).

 

Из них средства в объеме 29 364 634,8 тыс. р. (или 98,9 %) направлены на организацию обязательного медицинского страхования на территории Иркутской области, в том числе:

 

    • 1 318 799,5 тыс. р. – на оплату оказанной в декабре 2023 года медицинской помощи за счет остатка субвенции 2023 года, возвращенного ФФОМС в январе 2024 года на те же цели;

 

  • 533 215,5 тыс. р. – на возмещение территориальным фондам ОМС других субъектов РФ затрат по оплате стоимости медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами Иркутской области.

 

На софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала за январь-июнь 2024 года направлено 29 064,3 тыс. р., что составляет 40,7 % от годовых назначений (71 415,4 тыс. р.).

 

Расходы на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения в первом полугодии 2024 года составили 377,3 тыс. р., что составляет 49,6 % от годовых назначений (760,2 тыс. р. с учетом остатка 2023 года в объеме 0,1 тыс. р., возвращенного ФФОМС в 2024 году на те же цели).

 

В связи с распределением из бюджета ФФОМС иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение указанных расходов бюджета ТФОМС КСП области рекомендует Минздраву области совместно с Территориальным фондом принять необходимые меры по внесению соответствующих изменений в государственную программу Иркутской области «Развитие здравоохранения».

 

За первое полугодие 2024 года расходы бюджета ТФОМС на реализацию мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования составили 62 092,1 тыс. р., что составляет 23,9 % от годовых назначений (259 376,8 тыс. р.). Согласно отчетам медицинских организаций, полученные от ТФОМС средства по состоянию на 01.07.2024 использованы в объеме 3 486,6 тыс. р., за счет которых приобретены 2 стоматологические установки для ОГБУЗ «Иркутская городская больница № 6» (1 684,8 тыс. р.), автоматический рефрактометр для ОГБУЗ «Иркутская городская поликлиника № 11» (465,8 тыс. р.) и кольпоскоп для ОГАУЗ «Иркутская городская клиническая больница № 10» (1 336 тыс. р.).

 

КСП области отмечает, что утвержденный Минздравом области План мероприятий на 2024 год (в ред. от 10.06.2024) включает 17 мероприятий (по приобретению 26 единиц медицинского оборудования для 11 медицинских организаций) на сумму 137 252,1 тыс. р. Между тем, уточненной сводной бюджетной росписью бюджета ТФОМС на эти цели предусмотрено 259 376,8 тыс. р. (из них 22 469,2 тыс. р. – за счет остатков 2023 года). Бюджетные ассигнования в объеме 122 124,7 тыс. р. (или 47,1 % от годовых назначений) не распределены.

 

Объем кредиторской задолженности медицинских организаций, работающих в системе ОМС, за 2 квартал 2024 года увеличился на 148,5 млн. р. (с 3 403 млн. р. до 3 551,5 млн. р.). Просроченная кредиторская задолженность на 01.04.2024 имелась у одного областного государственного учреждения (ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница») в размере 21,2 млн. р., на 01.07.2024 – у двух областных государственных учреждений (ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» и ОГБУЗ «Железногорская районная больница») на общую сумму 56 025,1 тыс. р.

 

Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.