Объекты мероприятия: министерство экономического развития и промышленности Иркутской области (далее – Министерство), фонд стратегического и инновационного развития Иркутской области (далее – Фонд).
Основные выводы
В современных условиях инновации выступают важнейшим фактором экономической безопасности, технологического суверенитета государства и заслуживают повышенного внимания со стороны региональных властей. Вместе с тем, несмотря на высокий научный потенциал Иркутской области показатели инновационного развития (открытые статистические данные) имеют тенденцию к снижению:
- сохраняется тенденция снижения численности научных кадров: на 18,8% с 4 829 человек в 2005 году до 3 920 человек в 2022 году, что может быть связано с низким уровнем оплаты труда и возрастающими требованиями к квалификации. КСП области отмечает, что снижение численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками, свидетельствует о снижении кадрового потенциала и как следствие потенциальных ресурсов и способностей для инноваций;
- уровень инновационной активности организаций имел тенденцию к снижению в период с 2010 по 2021 годы (характеризуется степенью участия организаций в осуществлении инновационной деятельности к общему числу организаций): с 8,7% до 6,4% соответственно;
- наблюдалась отрицательная динамика по объему инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в период с 2010 по 2021 годы в 5 раз: снижение с 0,5% до 0,1% соответственно, что может быть связано с низким спросом со стороны индустриального производства на инновации;
по данным единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР) доля НИОКТР, а также доля фундаментальных и поисковых исследований имеет тенденцию к снижению. Так, за период 2018-2023 гг. по Иркутской области с 233 до 132 снизилось количество ежегодно регистрируемых НИОКТР; с 201 до 88 – фундаментальных и поисковых исследований, что по мнению КСП области, тормозит научно-технический прогресс региона и требует дополнительного государственного регулирования (стимулирования) научного сектора.
По данным рейтинг-анализа инновационного развития по состоянию на 01.01.2022 Иркутская область была на 31 месте по России (на 4 месте по Сибирскому федеральному округу), в то время как по тематическому индексу «Инновационной деятельности» всего лишь на 59, что ниже среднего значения по России в 2 раза. Разрыв между итоговым и тематическим индексом высокий и составляет 28 пунктов или 1,9 раз, что говорит о неравномерности развития инновационных процессов в регионе. С наиболее сильной стороны Иркутская область представлена по индексу «Экспортная активность» — 21 место.
С целью содействия развитию научной, научно-технической инновационной деятельности в Иркутской области в рамках Подпрограммы в 2022-2023 годах на сумму 87 139,4 тыс. рублей оказана государственная поддержка следующих направлений: вручение 140 именных стипендий Губернатора; обучение 90 специалистов в рамках Президентской программы; обеспечение деятельности Фонда; гранты на научные исследования 7 проектов; в рамках программы «Приоритет-2030» оказана господдержка ИрНИТУ на возмещение затрат; поощрение 111 ученых лауреатов областного конкурса в сфере науки и техники; разработка НИОКР энергетической стратегии области и др. Также с 2015 года действует Координационный научный совет; с 2020 года Совет молодых ученых и специалистов при Губернаторе Иркутской области; с 2022 года Фонд выступает в качестве проектного офиса МНОЦ «Байкал», а с 2023 — выполняет функции регионального оператора на территории Иркутской области НКО «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»); Фондом обеспечивается деятельности пространства коллективной работы «Точки кипения – Иркутск».
В рамках проверки выявлены следующие недостатки:
В нарушение ст.7 Закона Иркутской области от 5 мая 2004 года № 21-оз «Об областной государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности» Правительством Иркутской области отдельная государственная программа в сфере развития научной, научно-технической и инновационной деятельности не разрабатывалась; мероприятия Подпрограммы не в полной мере обеспечивают достижение цели по «управлению научной и научно-технической деятельностью»; мероприятия по стимулированию коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности с целью импортозамещения и улучшения позиции Иркутской области в рейтинге инновационных регионов России отсутствуют.
В целях формирования эффективной системы управления в области науки, технологий и инноваций, КСП области отмечена необходимость совершенствования системы целевых показателей. К примеру, расширить перечень такими показателями как: позиция Иркутской области в рейтинге инновационных регионов России (не ниже значения установленного индикатора); доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций; доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг; количество разработанных концептуальных и (или) стратегических, нормативных правовых документов и иных аналитических материалов в сфере науки и инноваций; количество проведенных мониторингов научной и инновационной деятельности области.
Также КСП области указано на необходимость обратить внимание на целесообразность взаимосвязи целевых показателей, отражающих развитие научно-технологического потенциала в Иркутской области, с целевыми показателями государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» в части исследователей до 39 лет, технической вооруженности научного сектора, доле внутренних затрат на разработки.
В рамках НП «Наука и университеты» для решения актуальных задач реального сектора экономики, включая импортозамещение, создан научно-образовательный центр мирового уровня МНОЦ «Байкал», действующий на территории Иркутской области (реализуется 16 проектов) и Республики Бурятия (реализуется 3 проекта), включает 57 организаций участников и функционирует в трех направлениях: «Комплексная переработка древесины», «АгроБиоФармТехнологии» и «Переработка промышленных отходов».
Совместно Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее — Минобрнауки России) и Правительством Республики Бурятия принято решение о создании на базе 5 вузов Республики Бурятия межвузовского кампуса мирового уровня «Байкал» (разрабатывается ПСД). В 2022 году Иркутская область также заявлялась в Минобрнауки России на строительство кампуса, в рамках заявки определены четыре земельных участка под строительство первой очереди кампуса в Свердловском районе г. Иркутска, до настоящего времени решение о выделении гранта на строительство кампуса на территории города Иркутска не принято.
Программой МНОЦ «Байкал» на 2021-2024 годы предусмотрено финансирование 19 проектов в сумме 8 823 198,0 тыс. рублей., в том числе за счет федеральных грантов (получатель – Фонд) – 693 750,0 тыс. рублей, участие Республики Бурятия в достижении значений показателей деятельности МНОЦ «Байкал» находится на уровне от 6% до 27%.
За 2022-2023 годы Фондом освоено федеральных грантов 179 908,8 тыс. рублей по таким основным направлениям как: приобретение технологического оборудования для участников МНОЦ «Байкал»; оснащение 5 Центров развития компетенций МНОЦ «Байкал»; выплаты 140 молодым ученым именных стипендий Фонда за достижения в сфере науки; реализация проектов «Биржа патентов» и «Научный слэм»; организация научно-образовательных смен в Центре «Персей» для школьников; конкурс на лучшую выпускную квалификационную работу (дипломный проект); проект «Стипендиат Фонда — Кадровый резерв МНОЦ «Байкал».
Анализ финансового обеспечения реализации технологических проектов МНОЦ «Байкал» показал расхождения в части объемов федерального гранта, что свидетельствует о том, что программа МНОЦ «Байкал» не актуализировалась с учетом фактического финансирования, отмечены случаи неиспользования оборудования в Бурятской ГСХА (PERSEE A3F атомно-абсорбционный спектрометр) и ИрИХ СО РАН (Хромато-масс-спектрометр Pegasus BT) в связи с поздними сроками поставки.
Выявлены недостатки в договорной работе Фонда, а именно в договорах на поставку оборудования:
- в нарушение ст.78.1. БК РФ не содержатся обязательные условия о проверках;
- в нарушение утвержденной Фондом типовой формы не содержится информация об источнике финансирования; допускаются случаи произвольных условий об оплате, неустойке, а также условий по поставке и приемке, допускающих проверку качества оборудования, монтажные и пуско-наладочные работы после оплаты товара.
Кроме того, в нарушение требований Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ Фондом не соблюдалась обязанность по размещению в сети «Интернет» обеспечивающей раскрытие деятельности информации и разработке среднесрочных и долгосрочных программ поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности.
В нарушение ст. 78 БК РФ Фондом допущено расходование средств субсидии не по целевому их назначению: за счет средств, выделенных на реализацию мероприятий плана работы Фонда, произведена оплата расходов на обеспечение текущей деятельности Фонда в сумме 46,4 тыс. рублей.
В нарушение ст.78 БК РФ, ст.158 БК РФ отсутствовал контроль Министерства за использованием субсидий Фондом, в связи с чем Фондом нарушены условия, установленные при предоставлении субсидий из областного бюджета, выразившиеся в невыполнении обязательств по включению в договоры аренды помещений (4 договора на сумму 3 061,2 тыс. рублей) пункта о согласии арендодателя на осуществление проверок уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля.
В нарушение требований ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также Устава Фонда в проверяемый период Министерством не утверждался состав таких органов управления как: Попечительский Совет и Ревизионная комиссия, также не привлекался независимый аудитор для оценки финансовой отчетности Фонда, КСП области сделан вывод о том, что со стороны учредителей Фонда отсутствовал надлежащий контроль за правильностью расходования средств Фонда и формированием его финансовой отчетности.
Такие замечания в обеспечении деятельности Фонда, как отсутствие информации об остатках средств на начало года и направлениях расходования, ошибки и неточности в расшифровках смет, недостоверная информация в отчетах требуют изменения подходов к планированию и обоснованию затрат, а также усиления контроля со стороны Министерства и органов управления Фондом.
Кроме того, анализ правоприменительной практики показал, что система выбора организационно-правовой формы организаций в целях содействия инновационной деятельности в России преимущественно в форме учреждения (бюджетного или автономного) или автономной некоммерческой организаций, в Иркутской области – в форме фонда, что не противоречит действующему законодательству, в то же время очевидных оснований в пользу данного выбора не усматривается. Организационно-правовая форма Фонда исключает необходимость применения требований о закупках, что не позволяет применить принцип экономности и эффективности бюджетных средств, прослеживать прозрачность (открытость) и результативность расходов и может создавать предпосылки для финансовых нарушений.
Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.
В Правительство Иркутской области и в Фонд стратегического и инновационного развития Иркутской области направлены информационные письма.
В Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области направлено представление.