Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ внедрения современных цифровых технологий в управление социально-экономическим развитием Иркутской области за 2021 год – истекший период 2023 года», проведенного на основании пункта 22 раздела III плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2023 год, пункта 7 раздела III плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2024 год (Заключение от 28.06.2024)

12.08.2024

 

Объекты экспертно-аналитического мероприятия: министерство цифрового развития и связи Иркутской области, ОГАУ «Информационно-технический центр Иркутской области», государственные и иные органы и организации.

 

Основные выводы

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Иркутская область участвует в реализации национальных проектов (далее – НП). В соответствии с национальными целями в Иркутской области разработано 8 паспортов региональных проектов, предусматривающих цифровизацию различных сфер экономики. В целях реализации НП «Цифровая экономика» на территории области реализуется 5 РП: «Информационная инфраструктура» (D2); «Кадры для цифровой экономики» (D3); «Информационная безопасность» (D4); «Цифровые технологии» (D5); «Цифровое государственное управление» (D6).

 

Кроме того, цифровизация интегрирована в региональных проектах (далее – РП) «Цифровая образовательная среда» (E4), «Цифровая культура» (A3) и «Цифровой контур здравоохранения» (N7) соответственно через НП «Образование», «Культура» и «Здравоохранение».

 

Финансовое обеспечение предусмотрено по 6-ти РП. Не обеспечено финансовой составляющей 2 РП «Цифровые технологии», «Кадры для цифровой экономики».

 

Наиболее затратными являются РП «Цифровая образовательная среда» и РП «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)».

 

2242 (пункт 2) по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», состоявшейся 04.12.2020, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ поручено в срок (01.09.2020) разработать и утвердить региональные стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления в целях достижения их «цифровой зрелости», предусматривающие внедрение конкурентоспособного отечественного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, созданных, в том числе, на основе технологий искусственного интеллекта, а также обеспечить реализацию этих стратегий и внесение корреспондирующих изменений в действующие отраслевые документы стратегического планирования субъектов РФ.

 

В целях выполнения поручений Президента РФ от 04.12.2020 № Пр-2242, реализации положений Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 474), иных правовых актов, регулирующих вопросы в сфере цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления, в Иркутской области Губернатором Иркутской области 20.08.2021 утверждена Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Иркутской области (далее – Стратегия ЦТ) на 2022-2024 годы.

 

В соответствии со Стратегией ЦТ Министерством цифрового развития и связи Иркутской области (далее – Минцифра) разработана и утверждена Губернатором Иркутской области Программа цифровой трансформации Иркутской области от 28.12.2021 № 06-585/21. Совокупный объем финансирования (за счет областного и федерального бюджета), предусмотренный Программой ЦТ, за период 2022-2024 гг. составляет 544,0 млн.р.

 

Действующая Стратегия ЦТ требует пересмотра и внесения изменений с учетом утративших силу нормативных правовых актов.

 

Фактически предусмотренное финансовое обеспечение в Программе ЦТ не всегда соответствует финансовому обеспечению, предусмотренному в Госпрограммах Иркутской области, что не согласуется с пунктом 1.10 Методических рекомендаций субъекту РФ, согласно которому необходимо обеспечить внесение соответствующих (корреспондирующих) изменений в действующие государственные программы субъекта РФ. В целом при сопоставлении Программы ЦТ с Госпрограммами области можно отметить, что не по всем направлениям (мероприятиям) возможно определить привязку (взаимосвязь) финансового обеспечения Программы ЦТ с Госпрограммами ИО.

 

По результатам ЭАМ КСП приходит к выводу, что ответственные руководители цифровой трансформации не владеют достаточной и достоверной информацией о Программе ЦТ в разрезе направлений (мероприятий), ГРБС, источников финансирования, ресурсного обеспечения.

 

КСП области с использованием АС «АЦК-Финансы» установила, что за проверяемый период ИОГВ и казенными учреждениями осуществлены расходы по КВР 242, КВР 246 в общем объеме 4 051 551,1 тыс. р., из них:

 

    • по КВР 242 – 3 928 275,4 тыс. р. или 96,9 %;

 

  • по КВР 246 – 123 275,7 тыс. р. или 3,1 %.

 

При этом за 2022-2023 годы указанные (фактически осуществленные) объемы финансирования и мероприятия в Стратегии ЦТ и Программе ЦТ не учитывались.

 

Приоритетные проекты (направления), указанные в разделе 6 Стратегии ЦТ не декомпозируются в Программе ЦТ, кроме того раздел 6 «Проекты развития отрасли» имеет противоречия с разделом 7 «Показатели развития отрасли» Стратегии ЦТ и с разделом 1 «Целевые показатели», разделом 2 «Объем финансирования проектов (мероприятий)» Программы ЦТ.

 

Показатели ЦТ не включены в документы стратегического планирования Иркутской области и государственные программы.

 

Полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о включении мероприятий (проектов), целевых показателей Программы ЦТ в действующую ГП «Цифровое развитие, связь и телекоммуникации» в целях синхронизации документов стратегического планирования в Иркутской области.

 

В ходе проведения ЭАМ органы исполнительной власти, наделенные функциями соисполнителей Программы ЦТ, затруднились пояснить целесообразность их включения в Программу ЦТ, поскольку установлены случаи, свидетельствующие об «искусственном наполнении» мероприятиями Программы ЦТ в редакции от 28.12.2021 года в сравнении с Программой ЦТ от 30.12.2022, от 14.04.2024, поскольку первоначальные мероприятия исключены полностью.

 

Программа ЦТ от 14.04.2024 № 06-141/24 содержит недостоверные сведения. Так, в Программе ЦТ по мероприятию «Оказание финансовой поддержки проектам по внедрению отечественных программно-аппаратных комплексов и программного обеспечения на предприятиях региона (рекомендовано ФОИВ)» предусмотрены средства на 2023 год в объеме 30 000,0 тыс. р. (источник ФБ). При этом согласно информации Министерства экономического развития и промышленности Иркутской области, министерства сельского хозяйства Иркутской области, министерства лесного комплекса Иркутской области средства из федерального бюджета в 2023 году не предоставлялись. Таким образом, изменения от 14.04.2024 в Программу ЦТ не соответствует фактическим данным (не актуальны), кроме того осуществлены за рамками истекшего периода 2023 года.

 

На официальном сайте Минцифры размещены Перечень информационных систем государственных органов власти Иркутской области и государственных областных учреждений (40 информационных систем) и Реестр государственных информационных систем (14 ГИС ИО)). Из 40 информационных систем в Реестр ГИС ИО отнесены всего 4.

 

Минцифры не располагает сведениями о причинах невнесения Минэком в Реестр ГИС ИО соответствующей информации о созданных на тот момент ГИС в Реестр ГИС ИО.

 

В ходе проведения ЭАМ Минцифрой начата работа по актуализации указанного Перечня.

 

При анализе Перечня информационных систем (далее – ИС), размещенного на официальном сайте Минцифры, установлена его неполнота (неактуальность), несоответствие с данными об информационных системах, предоставленных в КСП области по запросам объектами ЭАМ.

 

Всего с учетом запрошенной и размещенной на официальном сайте информации в ходе ЭАМ выявлено 172 информационных системы. Однако объекты ЭАМ подтвердили использование в своей деятельности 139 информационных систем.

 

С учетом установленных фактов КСП приходит к выводу, что органы государственной власти Иркутской области и Минцифры (как орган, курирующий сферу цифровизации и цифровой трансформации) не обладают объективной и достоверной информацией об использовании информационных систем при реализации возложенных на ОГВ полномочий.

 

Реестр ГИС ИО включает в себя сведения, поименованные в пункте 4 Положения № 65-1/21-мпр. В период проведения ЭАМ произведена актуализация Реестра ГИС ИО, поскольку в нем учитывалась неактуальная государственная информационная система.

 

Некоторые позиции Реестра ГИС ИО не содержат сведения о реквизитах решений об их создании, вводе в эксплуатацию либо такие решения правовыми (нормативными) актами не приняты.

 

Министерством транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области (далее – Минтранс) области принято распоряжение от 24.02.2022 № 61-34-мр «О создании государственной информационной системы «Интеллектуальная транспортная система Иркутской области», однако распоряжение министерства не является нормативным правовым актом в силу пункта 1 статьи 13 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1 ОЗ «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области». Таким образом, Минтрансом области не учтены рекомендации подпункта «а» пункта 2 Требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.07.2015 № 676.

 

В Реестре ГИС ИО учитывается ГАИС «Управление имуществом», правовой акт о создании которой отсутствует, на балансе министерства имущественных отношений Иркутской области (далее – Минимущество) не учитывается. Разработка ГАИС «Управление имуществом» инициирована еще в 2004 году действующим на тот момент Комитетом по управлению государственным имуществом Иркутской области. Совокупный объем вложенных в данную ГИС денежных средств подтвержден в сумме 10 982,60 тыс. р.

 

В ходе ЭАМ установлены факты направления средств областного бюджета на создание, развитие, эксплуатацию ГИС по элементам видов расходов 242, 244, вместо 246 (установлено в отношении министерства здравоохранения Иркутской области (далее – Минздрав), ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области»). По мнению КСП, направление средств областного бюджета и оплата денежных обязательств на создание, развитие и ввод в эксплуатацию ГИС по КВР 242, 244 производиться в нарушение правовых актов и может быть признано нецелевым.

 

По мнению КСП, Дирекцией по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области допущено нецелевое использование средств бюджетов бюджетной системы РФ за 2022-2024 годы на сумму 434 094,035 тыс. р. (из них в 2022 году – 197 050,6 тыс. р., в 2023 году – 177 683,2 тыс. р., в 2024 году – 59 360,3 тыс. р.), так как средства на создание ГИС направлены по КВР 242 (336 066,035 тыс. р.), КВР 244 (98 028,0 тыс. р.), вместо КВР 246.

 

Аналогичный факт нецелевого использования средств областного бюджета установлено по Минздраву области в части расходов по развитию ГИС в сфере здравоохранения Иркутской области (ГИСЗ ИО), которая учитывается в Реестре ГИС ИО. Так, в 2022 году по КВР 242 осуществлены расходы в сумме 94 861,91 тыс. р., вместо КВР 246 в рамках 2-х государственных контрактов.

 

Анализ финансовых вложений в создание и эксплуатацию ГИС за 3 финансовых года (с 2021 по 2023 годы) показал, что совокупный объем затрат составил 1 038 221,71 тыс. р.

 

По результатам анализа финансовых вложений КСП приходит к выводу, что указанные средства не нашли своего отражения в Стратегии и Программе ЦТ, однако напрямую влияют на цифровую трансформацию отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Иркутской области.

 

По результатам проведенного ЭАМ КСП приходит к выводу, что на сегодняшний день у объектов ЭАМ не сформировано понимание принципов учета ГИС в качестве самостоятельного объекта бухгалтерского учета. Выборочно установлено, что ГИСы учитываются раздельно в виде лицензий, модулей, подсистем и пр., в качестве нематериальных активов (обособленный объект ГИС не учитывается).

 

В результате сравнительного анализа сведений о балансовой стоимости ГИС ИО и объема финансовых вложений на их разработку, приобретение и сопровождение КСП области приходит к выводу об отсутствии их корреляции.

 

ГИС относится к нефинансовым активам и расходы на его создание, развитие, эксплуатацию и пр. учитываются на счете бюджетного учета 102.00 «Нематериальные активы» (пункт 56 Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти и Инструкции по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н). Сопровождение, доработка, настройка осуществляются собственником нефинансового актива с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта.

 

Однако в ходе ЭАМ выявлены признаки нарушения пункта 10.2.5 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления (утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н) по Минсоцразвития и Минимущества, так как указанными министерствами в 2023 году осуществлены расходы на ГИСы, находящиеся в их собственности (согласно сведениям из Реестра ГИС ИО), по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги», вместо КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» на сумму 9 423,43 тыс. р. Выявленные факты имеют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ (нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет).

 

Не все предусмотренные Стратегией ЦТ технологии внедрены; Стратегия ЦТ не содержит положения, предусматривающие внедрение технологий в таких сферах как охрана окружающей среды, недропользования, водных отношений, сохранение и использование объектов культурного наследия, строительство, обеспечение организации транспортного обслуживания населения и дорожного хозяйства. При этом только предполагаемые к внедрению технологии в рамках Стратегии ЦТ по факту уже внедрены, что, в свою очередь, требует корректировки самой Стратегии ЦТ.

 

КСП области проведен опрос исполнительных органов государственной власти (далее – ИОГВ) и их подведомственных учреждений в части использования цифровых технологий в рассматриваемый период (2021-2023 годов).

 

В опросе приняли участие 407 юридических лиц, в том числе 35 ИОГВ и 373 подведомственных им учреждений.

 

Анализ полученной по итогам опроса информации показал, что в целом практически все респонденты обладают оборудованием и цифровыми технологиями (интернетом, веб-сайтами, электронным обменом, облачными сервисами и пр.), а также радиоэлектронной продукцией в виде персональных компьютеров, ноутбуков, коммутаторов, точками доступа, серверами, системами хранения данных.

 

В целях размещения информации о деятельности ГАУ «МФЦ» с 2013 года зарегистрирован по адресу сайт https://mfc38.ru (доменное имя MFC38.RU), который поставлен на учет лишь в период проведения ЭАМ, а именно 20.04.2024 балансовой стоимостью 20,0 тыс. р., о чем представлена инвентарная карточка № 4205.

 

По итогам проведенного ЭАМ КСП приходит к выводу о ненадлежащем учете официальных сайтов в хозяйственной жизни ИОГВ, учреждений, что создает предпосылки и условия для нарушения требований Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказа Минфина России от 15.11.2019 № 181н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н, и приводит к искажению бюджетной бухгалтерской отчетности, требования к которой установлены в приказе Минфина России от 28.12.2010 № 191н, приказе Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

 

Общее количество работников в органах власти и учреждениях, использующих Интернет в своей деятельности, составляет 45 134 чел. (в ИОГВ — 3 069 чел.; в учреждениях — 42 065 чел.). Численность работников, исполняющих трудовые функции дистанционно с использованием «облачных» сервисов составляет 2 958 чел. (Минтранс — 70 чел.; в учреждениях — 2888 чел.).

 

В Программу ЦТ в период после фактического формирования отчетности за 2022 и 2023 годы вносились сведения об исполнении бюджетных ассигнований на реализацию Программы ЦТ.

 

Изучение представленных Минцифрой области отчетов указывает на наличие в них недостоверных сведений в части объема финансирования проектов (мероприятий) в Программе ЦТ за 2022 год.

 

По созданию проекта «Бурятский язык» на верифицированной образовательной онлайн-платформе Отчет содержит информацию о контрактации и о кассовом исполнении на сумму 30,0 тыс. р., что не подтверждено участником проекта Администрацией УОБО (Администрацией УОБО принято решение о нецелесообразности финансирования данного мероприятия ввиду явного завышения стоимости проекта предполагаемым исполнителем (1 800,0 тыс. р.)).

 

В отношении проекта «Цифровизация мировых судов (рекомендовано ФОИВ)» в Программе ЦТ на 2022 год предусмотрено финансовое обеспечение в объеме 130 280,6 тыс. р., в Отчете за 2022 год (графа «Кассовое исполнение на отчетную дату») отражено 17 402,4 тыс. р., что не является достоверным, поскольку показатель исключен из Программы ЦТ, так как обязательство Правительства Иркутской области по соглашению от 23.12.2020 № 071-09-2021-100 исполнено в 2021 году в размере 32 034,2 тыс. р. В 2022 году финансовое обеспечение не доводилось и, соответственно, не могло быть исполнено.

 

В части отчета Программы ЦТ за 2023 год установлено, что итоговое значение по плану финансового обеспечения отражено в размере 214 521,07 тыс. р., однако не соответствует финансовому обеспечению Программы ЦТ во всех редакциях (от 28.12.2021 на 2023 год составляет 293 434,5 тыс. р.; в редакции от 28.12.2022 на 2023 год – 200 498,8 тыс. р.; в актуализированной редакции от 14.04.2024 на 2023 год – 204 879,3 тыс. р.).

 

Отчет за 2023 год содержит недостоверные сведения в части графы «Кассовые расходы».

 

Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ ведется ежемесячный оперативный рейтинг цифровой трансформации субъектов РФ. Иркутская область ежегодно повышает свой рейтинг цифровой трансформации и по итогам 2023 года достигла 23 места, получив 39,54 балла (72,55% от максимального количества баллов) (по итогам 2022 года – 12 место (23,4 балла из 31), по итогам 2021 года – 58 место (17,3 балла из 28).

 

Одним из показателей рейтинга цифровой трансформации определена «Льготная ипотека для ИТ-специалистов». Согласно рейтингу за 2023 год, по данному показателю Иркутской области баллы не установлены, что свидетельствует об отсутствии нормативного правового акта Иркутской области, регулирующего региональную программу в части дополнительного снижения процентной ставки по ипотечным кредитам, выданным в соответствии с льготной ипотечной программой для ИТ-специалистов.

 

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.

 

В Правительство Иркутской области и министерство цифрового развития и связи Иркутской области направлены информационные письма.