Объекты мероприятия: министерство финансов Иркутской области.
Основные выводы
По состоянию на 01.07.2024 исполнение местных бюджетов составило по доходам – 86 452 666,2 тыс. руб. при плане 175 588 493,9 тыс. руб. или 49,2%; по расходам – 82 461 538,8 тыс. руб. при плане 185 691 649,4 тыс. руб. или 44,4%; профицит – 3 991 127,4 тыс. руб. при плане дефицита 9 831 296,3 тыс. руб.
Поступление доходов местных бюджетов за первое полугодие 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 13 765 896,4 тыс. руб. (18,9%). При этом расходы местных бюджетов увеличились на 15,4% или в абсолютном выражении на 10 992 991,7 тыс. руб. Первое полугодие 2024 года 33 муниципальных образования исполнили бюджеты с профицитом, 8 муниципальных образований, исполнили с дефицитом на общую сумму в сумме 397 615,7 тыс. руб., в том числе: 5 городских округов (Братск, Саянск, Усть-Илимск, Тулун, Зима) и 3 консолидированных бюджета муниципальных районов (Куйтунский, Мамско-Чуйский, Ольхонский).
По отдельным муниципальным образованиям за первое полугодие 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается снижение поступлений по доходам: Заларинский район – на 417 014,2 тыс. руб. (-23,4%); Осинский район – на 132 458,6 тыс. руб. (-11,3%); Боханский район – на 12 023,9 тыс. руб. (-1,0%). В целом темп роста доходов местных бюджетов Иркутской области за 6 месяцев составил 118,9%.
По состоянию на 01.07.2024 налоговые и неналоговые доходы исполнены в объеме 27 461 711,9 тыс. руб., или на 51,5% от утвержденных назначений
(53 287 070,3 тыс. руб.). Поступление налоговых и неналоговых доходов за первое полугодие 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года увеличилось на 5 598 381,6 тыс. руб. или на 25,6%.
Основными бюджетообразующими налогами для местных бюджетов являются: налог на доходы физических лиц, увеличение поступлений по которому составило 4 493 370,0 тыс. руб. (+35,5%), а также налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поступления по которому увеличились на 961 841,0 тыс. руб. (+31,1%). Они составляют практически 90% всех налоговых поступлений местных бюджетов.
Также отмечено увеличение в 2024 году поступлений: по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения – на 425 824,0 тыс. руб. (+128,0); доходам от продажи материальных и нематериальных активов – на 97 535,5 тыс. руб. (+22,2); налогу на имущество физических лиц – на 75 698,7 тыс. руб. (+168,9%); налогам на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ – на 62 412,4 тыс. руб. (+9,1%); штрафам, санкциям, возмещению ущерба – на 61 340,3 тыс. руб. (+31,6%) и др.
Одновременно по итогам первого полугодия 2024 года отмечено значительное снижение поступлений: по прочим неналоговым доходам – на 285 314,8 тыс. руб. (-70,5%); доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – на 125 634,8 тыс. руб. (-10,5%); доходов от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства – на 113 116,0 (-14,0%); земельному налогу – на 107 883,7 (-12,2%).
Исполнение по безвозмездным поступлениям за первое полугодие 2024 года составило 58 990 954,4 тыс. руб. или 48,2% от утвержденных назначений (122 301 423,6 тыс. руб.). По состоянию на 01.07.2024 безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ исполнены в сумме 58 851 730,0 тыс. руб. при плане 120 901 826,0 тыс. руб. (или 48,7%).
За первое полугодие 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается увеличение объемов безвозмездных поступлений:
— общий объем безвозмездных поступлений увеличился на 8 166 514,8 тыс. руб. (на 16,1%),
— безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ увеличились на 8 206 383,3 тыс. руб. (на 16,2%),
— наблюдается увеличений поступлений по всем видам межбюджетных трансфертов: дотации – на 2 327 922,3 тыс. руб. (+59,1%), иные МБТ – на 555 225,9 (+27,6%), субвенции – на 5 193 929,5 тыс. руб. (+16,0%), субсидии – на 129 305,6 тыс. руб. (+1,1%).
В первом полугодии 2024 года по итогам 2023 года местным бюджетам из областного бюджета предоставлены иные МБТ на поощрение МО в сумме 700 млн руб.
Расходы местных бюджетов по состоянию на 01.07.2024 исполнены в сумме 82 461 538,85 тыс. руб., или 44,4% от плановых назначений (185 691 649,45 тыс. руб.).
Наибольший удельный вес в общем объеме расходов местных бюджетов составляют расходы на следующие направления: «Образование» – 52,5%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 14,8%, «Национальная экономика» – 10,7%, «Общегосударственные вопросы» – 9,5%, «Культура» – 5,3%, «Физическая культура и спорт» – 2,5%, «Социальная политика» – 1,7%, «Охрана окружающей среды» – 1,7%.
Расходы местных бюджетов за первое полугодие 2024 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 10 992 991,7 тыс. руб. (+15,4%). При этом значительно возросли расходы (в % отношении) по разделам классификации расходов бюджетов: «Охрана окружающей среды» (+52,5%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (+30,0%), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (+25,4%), «Средства массовой информации» (+24,7%), «Обслуживание муниципального долга» (+22,5%), «Национальная оборона» (+21,4%).
Темп роста расходов по субъектам СФО за первое полугодие 2024 года к аналогичному периоду прошлого года составил 111,5%. Наибольший темп роста расходов местных бюджетов за анализируемый период отмечен в Омской области (115,9%), Иркутской области (115,4%), Томской области (114,2%).
Расходы на содержание органов местного самоуправления на 2024 год утверждены в объеме 16 614 245,9 тыс. руб., что выше плановых назначений на 2023 год на
2 042 721,6 тыс. руб. (+14,0%). Фактические расходы на содержание органов местного самоуправления за первое полугодие 2024 года составили 8 001 282,7 тыс. руб., что на 739 690,9 тыс. руб. (+10,2%) больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Расходы на поддержку дорожного хозяйства на 2024 год предусмотрены в сумме 7 790 124,4 тыс. руб., исполнение по итогам первого полугодия составило 2 193 552,3 тыс. руб. или 28,2% от плана. Наибольшая сумма утвержденных расходов от общего объема расходов на поддержку дорожного хозяйства в 2024 году предусмотрена на капитальный ремонт и ремонт сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (запланировано на 2024 год — 3 760 788,6 тыс. руб. или 48,3%, на 01.07.2024 исполнено 779 552,5 тыс. руб. или 20,7%). Расходы на содержание сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них предусмотрены в сумме 2 929 414,5 тыс. руб. или 37,6%, за первое полугодие 2024 года исполнены в сумме 1 263 949,2 тыс. руб. или на 43,1% от плановых назначений.
Расходы дорожных фондов на 2024 год предусмотрены в сумме 8 785 425,7 тыс. руб., исполнены на 01.07.2024 в сумме 1 780 349,2 тыс. руб. или 20,3% от плана.
В 2024 году более 46% от общего объема расходов дорожного фонда планируется направить на капитальный ремонт и ремонт сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (утверждено – 4 106 122,1 тыс. руб., исполнено на 01.07.2023 – 679 448,4 тыс. руб. или 16,5% от утвержденного плана). На содержание сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них на 2024 год предусмотрено расходов в сумме 3 090 343,6 тыс. руб. или 35,2%, исполнено на 01.07.2024 – 736 180,4 тыс. руб. или 23,8%.
Капитальные вложения на 2024 год предусмотрены в сумме 32 014 966,9 тыс. руб., исполнено на 01.07.2024 – 8 040 707,5 тыс. руб., или 25,1% от утвержденных назначений.
p class=»a»>Наибольший удельный вес в общем объеме расходов на капитальные вложения составляют: бюджетные инвестиции, на которые планируется направить 22 088 325,7 тыс. руб. или 69,0% от общего объема расходов на капитальные вложения, а также на субсидии муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений или приобретение объектов недвижимого имущества – 5 134 862,3 тыс. руб. или 16,0%.
Объем просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов по состоянию на 01.07.2024 составил 150 166,5 тыс. руб. Просроченная кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг, по выплате заработной платы и платежам во внебюджетные страховые фонды на 01.07.2024 отсутствует.
Относительно аналогичного показателя за 2023 год за первое полугодие 2024 года объем просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов снизился на
182 579,1 тыс. руб. (-54,9%). Существенное уменьшение задолженности наблюдается в бюджетах городских поселений и городских округов (-88,9% и -58,7% соответственно). При этом по муниципальным районам просроченная кредиторская задолженность выросла на треть или на 23 890,9 тыс. рублей (+35,7%).
В то же время относительно начала 2024 года по муниципальным районам за первое полугодие 2024 года произошел рост просроченной кредиторской задолженности в 3,4 раза, по городским округам на 36,9%. По сельским поселениям образовалась просроченная кредиторская задолженность в сумме 2 201,2 тыс. руб., снижение произошло только по городским поселениям на 1 766,6 тыс. руб. (-8,5%).
Расходы, утвержденные сводной бюджетной росписью по КВР 500 «Межбюджетные трансферты» составляет 128 557 221,3 тыс. руб., исполнение на 01.07.2024 – 63 253 883,5 тыс. руб. или 49,2% от плановых назначений (таблица).
Муниципальным образованиям Иркутской области в 2024 году на реализацию мероприятий региональных проектов в рамках реализации национальных проектов предусмотрены межбюджетные трансферты в объеме 18 761 533,3 тыс. руб., исполнение на 01.07.2024 составило – 5 100 581,5 тыс. руб. или 27,2%. Для сравнения процент исполнения Иркутской областью плана за первое полугодие 2024 года составляет 29,3%.
Из 42 городских округов и муниципальных районов (с учетом поселений) только на территории Мамско-Чуйского района не реализуются мероприятия региональных проектов. Наибольший удельный вес межбюджетных трансфертов местным бюджетам на реализацию региональных проектов в их общем объеме у г. Иркутска – 40,8%, Иркутского района – 13,8%, г. Братска – 10,3%, г. Черемхово – 8,4%, г. Усолье-Сибирское – 8,0%.
По итогам первого полугодия в рамках реализации региональных проектов: (A3) Цифровая культура, (G2) Чистый воздух, (P4) Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек, (R3) Безопасность дорожного движения, исполнение отсутствует.
Объем муниципального долга в Иркутской области по состоянию на 01.07.2024 составил 6 349 404,3 тыс. руб. По сравнению с началом 2024 года объем муниципального долга вырос на 28 406,8 тыс. руб. или на 0,4%.
Рост долга обусловлен увеличением долговых обязательств в сумме 427 947,6 тыс. руб. трех муниципальных образований: г. Братск – 359 180,0 тыс. руб. (+22,6%), г. Усть-Илимск – 58 039,6 тыс. руб. (+20,0%), Слюдянский район – 10 728,0 тыс. руб. (+240,8%). Общий объем снижения муниципального долга сложился в сумме 399 540,8 тыс. руб. за счет 14 консолидированных бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Согласно выписке из долговой книги муниципального образования города Братска по состоянию на 01.07.2024 в течение 1 полугодия 2024 года г. Братском привлечено четыре бюджетных кредита на сумму 509 200,0 тыс. руб., три кредита кредитных организаций (ПАО «Совкомбанк», ПАО «Промсвязьбанк») в сумме 670,0 млн руб. со ставками от 18,42%-19,5683%.
КСП области отмечено, что плановый объем расходов местных бюджетов на обслуживание муниципального долга на 2024 год составляет 551 634,4 тыс. руб., что в 2,3 раза выше фактического объема расходов по итогам 2023 года (239 831,6 тыс. руб.). В то же время исполнение за первое полугодие 2024 года составило 141 621,6 тыс. руб. или 25,7% от плана.
По итогам сравнения данных на 01.01.2024 и 01.07.2024 по субъектам СФО наблюдается тенденция к снижению объемов муниципального долга: Новосибирская область – 5 536,4 млн руб. (-24%), Красноярский край – 2 106,0 млн руб. (-29,5%), Томская область – 1 266,4 млн руб. (24,9%), Омская область – 406,8 млн руб. (-4,8%), Алтайский край – 61,4 млн руб. (-6,8%), Республика Тыва – 25,4 млн руб. (-4,4%), Республика Хакасия – 14,5 млн руб. (-0,6%).
Только в трех субъектах СФО по итогам первого полугодия 2024 года объем муниципального долга увеличился: Кемеровская область – Кузбасс – 1 500,8 млн руб. (+12,8%), Республика Алтай – 82,4 млн руб. (+16,5%), Иркутская область – 28,4 млн руб. (+0,4%).
По объему муниципального долга на 01.07.2024 среди субъектов СФО Иркутская область поднялась на 4-е место из-за увеличения объема муниципального долга на 28,4 млн рублей, после Новосибирской области – 17 492,3 млн руб., Кемеровской области-Кузбасс – 13 190,6 млн руб., Омской области – 8 071,4 млн руб.
В большинстве субъектов СФО муниципальный долг состоит из: бюджетных кредитов – 70,9%, кредитов кредитных организаций – 15,4%, долговых обязательств по муниципальным ценным бумагам – 13,7%. Структура муниципального долга Иркутской области состоит из: бюджетных кредитов – 70,4%, кредитов кредитных организаций – 29,6%.
Вместе с тем практически по всем субъектам СФО, имеющим муниципальный долг по кредитам кредитных организаций (9 из 10), наблюдается снижение объема коммерческого долга и увеличение объема бюджетных кредитов, в том числе и в Иркутской области.
Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.