Объекты мероприятия: органы исполнительной власти Иркутской области (по запросу).
Основные выводы
В Иркутской области утверждены паспорта 56 региональных проектов (далее – регпроекты, РП) в рамках 13 национальных проектов, в анализируемом периоде финансовое обеспечение предусмотрено по 40 регпроектам.
По данным ГИС «Электронный бюджет» согласно паспортам РП 31.12.2024 предусмотрено окончание реализации РП «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» (министерство сельского хозяйства Иркутской области) и РП «Кадры для цифровой экономики» (министерство цифрового развития и связи Иркутской области). При этом фактически данные РП в настоящее время не реализуются, в связи с чем КСП рекомендует министерству сельского хозяйства Иркутской области и министерству цифрового развития и связи Иркутской области инициировать закрытие (завершение) данных регпроектов в ГИС «Электронный бюджет».
Бюджетные ассигнования на реализацию РП в 2024 году предусмотрены в сумме 32 374 249,7 тыс. руб., исполнение на 01.07.2024 составило 9 489 042,1 тыс. руб. или 29,3%, не исполнено 22 885 207,5 тыс. руб.
На 01.07.2024 достигнуто 100% исполнение по РП «Создание условий для реализации творческого потенциала нации», РП «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами», РП «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», РП «Борьба с онкологическими заболеваниями», РП «Экспорт продукции АПК».
Более 90% бюджетных ассигнований исполнено по 4 региональным проектам: РП «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» (99,8%), РП «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» (94,9%), РП «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (94,3%), РП «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» (91,4%).
Более 50% бюджетных ассигнований исполнено по 11 региональным проектам.
С процентом исполнения выше среднего (29,3%) исполнено 4 региональных проекта: РП «Финансовая поддержка семей при рождении детей» (47,6%), РП «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» (46,9%), РП «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» (40,5%), РП «Развитие туристической инфраструктуры (Иркутская область)» (36,6%).
Процент исполнения ниже среднего значения (22,1%) отмечен по 16 региональным проектам, из них по 5 региональным проектам исполнение на 01.07.2024 полностью отсутствует (0,0%).
Наибольший объем расходов в сумме 13 907 476,6 тыс. руб. или 43,0% от общего объема запланированных ассигнований на реализацию РП приходится на код вида расходов 500 «Межбюджетные трансферты». Исполнение межбюджетных трансфертов на 01.07.2024 составило 4 053 433,1 тыс. руб. (29,2%).
Контрактация по региональным проектам, на 01.07.2024 составила 25 147 429,3 тыс. руб. (при доведенных лимитах бюджетных обязательств –
27 356 535,4 тыс. руб.), остатки средств, подлежащих контрактации, составляют
2 209 106,1 тыс. руб.
По состоянию на 01.07.2024 фактическая контрактация в разрезе ГРБС Иркутской области по РП составила 13 656,555,4 тыс. руб. или 89,7 % от доведенных лимитов бюджетных обязательств в сумме 15 222 350,7 тыс. руб.
Фактическая контрактация по субсидиям муниципальным образованиям в рамках РП по состоянию на 01.07.2024 составила 11 490 873,9 тыс. руб. или 94,7 % от доведенных лимитов бюджетных обязательств в сумме 12 134 184,7 тыс. руб.
При этом по двум РП во 2 квартале 2024 года заключены дополнительные соглашения, связанные с уменьшением средств, выделяемых из федерального бюджета бюджету Иркутской области:
— по РП «Развитие туристической инфраструктуры (Иркутская область)» на 1 708 411,1 тыс. руб., в связи с заключением между Минстроем России и Правительством Иркутской области дополнительного соглашения, в соответствии с которым бюджету Иркутской области в 2024 году не предоставляется субсидия из федерального бюджета. Причиной заключения данного дополнительного соглашения являются с риски не освоения средств федерального бюджета в 2024 году.
— по РП «Современная школа» в рамках реализации НП «Образование» исключено строительство трех школ в г. Иркутске (с объемом финансирования 753 512,1 тыс. руб.), Иркутском районе (1 563 969,7 тыс. руб.), г. Братске (777 836,2 тыс. руб.).
В соответствии с заключенным дополнительным соглашением между Минпросвещения России и Правительством Иркутской области в Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию региональных проектов, предусматривающих создание дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, были внесены изменения в части финансового обеспечения со стороны федерального бюджета. Так, Иркутская область осуществила возврат в федеральный бюджет средств субсидии, освоенных в 2023 году, в сумме 378 658,3 тыс. руб., а также в соответствии с заключенным дополнительным соглашением были исключены средства субсидии, предусмотренные на 2024 год за счет федерального бюджета, в сумме 2 208 580,5 тыс. руб.
Показатели предусмотрены по 37 РП. Всего в 2 квартале 2024 года предусмотрено 155 показателей, из них по состоянию на 01.07.2024 достигнуто 146 показателей (по отношению к плановому уровню показателя на 01.07.2024), не достигнуто 9 показателей.
При проведении закупок по контрактам, заключенным в рамках регпроектов, по отдельным Национальным проектам отмечено свыше 900 различных признаков нарушений. Около 80% признаков нарушений по контрактам, заключенным в рамках регпроектов, относятся к НП «Безопасные качественные дороги», НП «Здравоохранение», НП «Образование».
Также отмечены условные признаки нарушений (риски) заключения контракта с единственным поставщиком, заключения «комплексных контрактов», контрактов с «любимым поставщиком» и заключение контрактов по результатам повторной закупки после расторжения контракта.
К основным условным признакам нарушений (рискам) по контрактам, заключенным в рамках региональных проектов, относятся демпинг при заключении контракта, контракт с авансом в случаях, предусмотренных законодательством, и изменения условий контракта (цены, срока исполнения, размера аванса).
К основным вероятным признакам нарушений по контрактам, заключенным в рамках региональных проектов, относятся изменение условий контракта с нарушением требований к порядку обеспечения исполнения контракта, не привлечение субподрядчиков СМП/СОНО к исполнению контракта, когда есть требование в извещении, нарушение сроков приемки ТРУ со стороны заказчика и другие.
По информации контролирующих органов (служба государственного финансового контроля Иркутской области, УФК по Иркутской области) на 01.07.2024 выявлены нарушения по следующим регпроектам:
— Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами;
— Современная школа;
— Модернизация школьных систем образования Иркутской области;
— Развитие туристической инфраструктуры;
— Чистая вода.
Заключение о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлено в Законодательное Собрание Иркутской области, в Правительство Иркутской области.