Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ расходования денежных средств, предусмотренных в бюджете Иркутской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, за январь-июнь 2024 года», проведенного на основании пункта 19 раздела III плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2024 год (Заключение от 17.09.2024)

14.10.2024

 

Объекты мероприятия: министерство имущественных отношений Иркутской области (далее — Минимущество), министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее — Минсоц), министерство строительства Иркутской области (далее — Минстрой).

 

Основные выводы

 

Согласно информации Минсоц в Иркутской области численность нуждающихся по состоянию на 01.07.2024 составила 14 456 человек. При этом в составе нуждающихся числятся 10 678 детей-сирот в возрасте старше 18 лет, которые обратились с заявлениями о предоставлении жилого помещения (из них 5 006 детей-сирот в возрасте старше 23 лет).

 

Основной причиной несвоевременного обеспечения детей-сирот жилыми помещениями является несоразмерное с численностью нуждающихся финансирование на эти цели. Кроме этого, к числу причин можно отнести внесенные в 2019 году изменения в федеральное и областное законодательство в части введения ограничения по приобретению (строительству) не более 25,0% квартир для детей-сирот в одном многоквартирном доме, отсутствие в достаточных объемах предложений как первичного, так и вторичного жилья и пр.

 

В рамках утвержденной в августе 2023 года Программы полной ликвидации до 2030 года задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, включенных в списки нуждающихся, с учетом прогнозных показателей по ежегодному увеличению общей численности детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Иркутской области (в ред. 14.02.2024) необходимый общий объем финансирования по обеспечению 17 832 детей-сирот жилыми помещениями до 2030 года составляет 71,1 млрд руб., в том числе: областной бюджет – 67,3 млрд руб.; федеральный бюджет – 3,8 млрд руб.

 

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот посредством реализации программно-целевого подхода начато с 2013 года и продолжается в 2024 году в рамках Регионального проекта «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» госпрограммы Иркутской области «Доступное жилье».

 

В соответствии со сводной бюджетной росписью на 01.07.2024 объем финансового обеспечения Регионального проекта составляет 3 593 880,0 тыс. руб., в том числе 3 079 592,6 тыс. руб. за счет средств областного бюджета и 514 287,4 тыс. руб. – федерального бюджета. В сравнении с 2023 годом объем ресурсного обеспечения увеличен на 575 063,4 тыс. руб.

 

На формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области Минимуществом в 2024 году запланированы бюджетные ассигнования в сумме 1 846 358,1 тыс. руб., из которых 685 715,5 тыс. руб. предусмотрены на реализацию Соглашения с Минстроем России. В рамках Регионального проекта Иркутская область обязуется в 2024 году предоставить детям-сиротам 480 жилых помещений.

 

По состоянию на 01.07.2024 в государственную собственность Иркутской области приобретено 362 жилых помещения на территории 16 муниципальных образований на общую сумму 1 273 552,8 тыс. руб. или 69,0% от объема доведенных лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). Объем не принятых бюджетных обязательств 2024 года составил 572 805,3 тыс. руб. или 31,0% от объема доведенных ЛБО. Кассовые расходы за 2 квартала 2024 года составили 1 004 433,9 тыс. руб.

 

Всего за 2 квартала 2024 года жилыми помещениями обеспечены 308 человек, из них:

 

— 177 человек по государственным контрактам 2024 года;

 

— 71 человек по государственным контрактам 2023 года;

 

— 51 человек по государственным контрактам на строительство 2022 года;

 

— 9 человек заселены в высвободившийся специализированный жилищный фонд.

 

С 2021 года в соответствии с Законом области от 21.12.2021 № 135-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки в Иркутской области лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения» на территории региона реализуется новая мера социальной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, получателями которой являются граждане, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет. Сводной бюджетной росписью по ГРБС Минсоц предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 1 428 248,6 тыс. руб., из них 27 905,9 тыс. руб. на новые выплаты по Закону Иркутской области от 17.12.2008 № 107-ОЗ «Об отдельных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области».

 

За 2 квартала 2024 года выплаты предоставлены 405 гражданам на общую сумму 1 348 572,2 тыс. руб. (94,4% от доведенных ЛБО), что можно оценить как высокое исполнение.

 

На мероприятие по строительству жилых помещений для детей-сирот сводной бюджетной росписью бюджетные ассигнования предусмотрены в размере 319 273,3 тыс. руб. В рамках мероприятия было запланировано:

 

— проектирование и строительство 40 жилых помещений г. Тулун и с. Нукуты, были заключены 7 государственных контрактов, по состоянию на 01.07.2024 все контракты расторгнуты на основании одностороннего отказа подрядчика от исполнения условий контракта;

 

— проектирование 168 жилых помещений в г. Тулун, г. Саянск, г. Черемхово и р.п. Усть-Уда для строительства в 2024 году, были заключены 20 государственных контрактов, по состоянию на 01.07.2024 контракты не исполнены.

 

Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.