В КСП области состоялась коллегия, на которой аудиторы рассмотрели результаты анализа эффективности администрирования доходов областного бюджета за последние пять лет

28.10.2024

IMG_2091

Коллегия Контрольно-счетной палаты Иркутской области под председательством Юлии Махтиной обсудила и утвердила итоги экспертно-аналитического мероприятия «Анализ обоснованности и полноты планирования и фактического поступления в 2023 году собственных доходов областного бюджета, а также оценка качества управления дебиторской задолженностью по собственным доходам областного бюджета».

 

Вопрос повышения качества планирования и эффективности администрирования собственных доходов бюджетов всех уровней, включая управление дебиторской задолженностью по доходам, в последние годы находится под пристальным вниманием Правительства Российской Федерации.

 

Как показал анализ исполнения доходной части областного бюджета за период с 2019 по 2023 год начиная с 2020 года, фактическое поступление доходов (налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления) устойчиво превышает прогнозные значения. Наибольшее превышение факта по доходам областного бюджета над плановыми показателями отмечается в 2021 и 2022 годах – на 9,6% (+22,2 млрд руб.) и 9,5% (+24,0 млрд руб.) соответственно.

 

Среди субъектов Сибирского федерального округа в 2023 году Иркутская область по приросту налоговых и неналоговых доходов к уровню прошлого года (+6,8%) занимает 8-е место.

 

В структуре налоговых и неналоговых доходов наибольший удельный вес занимают налоговые доходы. На их долю приходится 97,7%. Неналоговые доходы составляют лишь 2,3%.

 

В 2023 году в областной бюджет поступило 5 млрд руб. неналоговых доходов, что в 1,1 раза превысило уточненный годовой прогноз. Превышение плановых значений фиксируется по всем видам неналоговых доходов. КСП области отмечает, что отклонения от прогноза по отдельным видам доходов свидетельствуют, с одной стороны, об имеющихся резервах увеличения поступлений доходов в областной бюджет. С другой – говорят о недостаточном качестве прогнозирования доходов отдельными главными администраторами доходов бюджета.

 

В 2023 году 33 органа государственной власти Иркутской области администрировали 18,3% доходной части областного бюджета (включая безвозмездные поступления), процент исполнения плановых назначений составил 91,9%. У 18 ГАДБ области администрируемые доходные источники поступили в объеме, превышающем утвержденные годовые прогнозные показатели, у 12 – не достигли плана, у 3 – процент исполнения составил 100% (Минзакупок, Служба ЗАГС, Служба по тарифам). При этом у отдельных главных администраторов отрицательные и положительные отклонения фактических доходов от прогнозных показателей весьма существенны (более 15%): от недоисполнения на 45,7% (Минстрой) до перевыполнения на 36,5% (Минсельхоз) или 53,1%(Минэк), что свидетельствует о необходимости повышения качества администрирования и прогнозирования доходов областного бюджета.

 

Выборочный анализ методик прогнозирования ГАДБ области показал, что часть из них содержит недостатки и отступления от Общих требований, установленных на федеральном уровне.

 

Объем дебиторской задолженности по доходам областного бюджета по итогам 2023 г. составляет 161,7 млрд руб., из них текущая дебиторская задолженность – 101,3 млрд руб., долгосрочная – 57,2 млрд руб., просроченная – 3,2 млрд руб.

 

Среди субъектов СФО Иркутская область в 2023 году заняла первое место по объему дебиторской задолженности и четвертое – по показателю просроченной дебиторской задолженности (впереди – Красноярский край (6,8 млрд руб.), Омская область (3,7 млрд руб.), Новосибирская область (3,3 млрд руб.).

 

В динамике за пять лет дебиторская задолженность по доходам бюджета Иркутской области по сравнению с 2019 г. возросла к 2023 г. в 1,7 раза. В структуре дебиторской задолженности наблюдается рост доли текущей задолженности (с 38,3% в 2019 г. до 62,7% в 2023 г.) при одновременном сокращении доли долгосрочной и просроченной дебиторской задолженности (с 55,9% до 35,4% и с 5,8% до 1,9% соответственно).

 

Наибольшие суммы просроченной задолженности по неналоговым доходам сложились у агентства мировых судей – 545,4 млн руб. или 46,4% от общего объема просроченной задолженности, министерства строительства Иркутской области – 345,8 млн руб. или 29,4% и министерства лесного хозяйства Иркутской области – 190,0 млн руб. или 16,2%.

 

Коллегия КСП отметила положительную практику по работе с дебиторской задолженностью отдельных госорганов, администрирующих доходы областного бюджета. По словам аудиторов, активизация работы главными администраторами доходов областного бюджета по управлению дебиторской задолженностью может позволить увеличить объем неналоговых доходов в бюджет Иркутской области.

 

Члены коллегии приняли решение утвердить заключение по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия и направить отчет в Законодательное Собрание и Правительство Иркутской области, а также проинформировать о результатах проверки все упомянутые в отчете госорганы.