Общие выводы
Как показали результаты экспертно-аналитического мероприятия, принимаемые в Иркутской области меры по сокращению сложившейся очереди на предоставление жилья детям-сиротам не достаточно эффективны — обеспеченность детей-сирот жилыми помещениями остается на низком уровне.
КСП области обращено внимание на качество оказания государственной услуги по предоставлению жилых помещений детям-сиротам — в сложившейся в области ситуации оно продолжает оставаться одной из основных задач. Обеспечение жильем детей-сирот и лиц из их числа, а также обеспечение сохранности помещений (первоначально закрепленных за детьми при приобретении статуса ребенка-сироты и предоставленных им по договорам найма), сопровождается существенными отступлениями от установленных требований.
В ряде случаев деятельность министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и органов опеки вызывала затруднения при выполнении вышеуказанных задач (или создавала препятствия). Так, ЭАМ выявлено следующее:
— отсутствовало указание обязательных сведений в Списках и несвоевременно осуществлялось исключение из Списка граждан при наличии на то оснований;
— в списках граждан на предоставление социальной выплаты отсутствовали необходимые данные и содержалась информации об учете лиц возрастом менее 2 лет, что не согласуется с критерием постановки на учет для предоставления социальной выплаты;
— в Реестрах жилых помещений отсутствовали данные: о подлежащем контролю жилом помещении и необходимая информация о ФИО, форме устройства детей и др.;
— в личных делах детей-сирот отсутствовала информация о принятых мерах в случае выявления неудовлетворительного санитарно — гигиенического состояния помещения, о принятии мер по освобождению несовершеннолетних от платы за жилое помещение и коммунальные услуги на период их нахождения в организациях для детей-сирот, а также о принятии мер к недопущению вселения посторонних лиц в закрепленное за сиротой жилое помещение. Свидетельством того, что указанные меры не принимались, является наличие задолженностей детей-сирот по оплате коммунальных услуг и ухудшение состояния закрепленного за сиротой жилого помещения.
Деятельность министерства имущественных отношений Иркутской области (далее — Минимущество) в ряде случаев осуществлялась со значительным превышением установленного срока либо не осуществлялась, что приводило к затягиванию (или прерыванию) процесса обеспечения жильем детей-сирот. Так, ЭАМ установлено:
— несвоевременное включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд (далее — спецжилфонд) и не исключение из него предоставленных в 2022 году в соцнайм жилых помещений;
— несвоевременное принятие решений о предоставлении жилья по договору найма ребенку-сироте и заключение договоров найма с детьми-сиротами; длительное (более 2 лет) не предоставление в найм ребенку-сироте жилого помещения, не используемого по целевому назначению, имеющее признаки неэффективного использования областной государственной собственности при наличии большой очереди нуждающихся в обеспечении жильем детей-сирот; не размещение на официальном сайте министерства квартальной информации (сведений) о предстоящем предоставлении жилых помещений;
— неверное осуществление расчетов единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения (общий размер не предоставленных гражданам выплат составил 280,2 тыс. руб.);
— предоставление из спецжилфонда в найм лицам из числа детей-сирот — инвалидам жилых помещений, не отвечающих установленным для данных инвалидов требованиям;
— проведение плановых проверок значительной части жилых помещений спецжилфонда реже, чем один раз в год (данная норма действует в настоящее время, хотя, с учетом объемов спецжилфонда Иркутской области, она трудновыполнима).
Нуждаются в доработке или актуализации с внесением корректировок отдельные нормы, регламентированные постановлениями Правительства Иркутской области, соответствующими порядками, положениями и др. документами. Например:
— необходимо определение структуры ведения реестра имущества (перечня обязательных для отражения в нем сведений) и порядка утверждения данного реестра;
— подлежат корректировке сроки для включения жилых помещений в спецжилфонд, принятия решений о предоставлении жилого помещения по договору найма ребенку-сироте, заключения договоров найма с детьми-сиротами, которые в совокупности составляют 80 дней, что по мнению КСП области, является избыточным; и др.
КСП области обращено внимание, что в силу норм законодательства (Гражданский Кодекс РФ, ст. 2 Закона Иркутской области от 06.12.2011 № 123-ОЗ «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Иркутской области», ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ) исполнение отдельных полномочий собственника в сфере управления жилищным фондом Иркутской области для детей-сирот не может быть возложено на казенное учреждение ОГКУ «Фонд имущества Иркутской области» (далее — Фонд имущества). Однако, с несоблюдением норм законодательства в Уставе Фонда имущества в числе его видов деятельности в сфере управления имуществом предусмотрено предоставление Фондом имущества жилья по договорам спецнайма и заключение договоров соцнайма. При том, что заключение таких договоров является распоряжением областным государственным имуществом, полномочия на осуществление которого возложены на Минимущество. Правовые основания для возложения Минимуществом части своих полномочий на подведомственное учреждение не усматриваются.
Таким образом, при отсутствии правовых оснований и порядков, регламентирующих соответствующие процедуры в Иркутской области, Фондом имущества осуществлялись действия по распоряжению областной государственной собственностью, в частности — заключались договоры соцнайма.
Деятельность, осуществляемая в Иркутской области по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, приобретенных для обеспечения жильем детей-сирот, являющихся объектами областной государственной собственности, не основана на нормах законодательства. Так, не учтены нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст.50) о том, что в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения установленных указанным Федеральным законом вопросов местного значения или предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и др.
Обеспечение детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями в силу требований Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ. Данные государственные полномочия органам местного самоуправления в установленном порядке не переданы. При таких условиях правовые основания для передачи в муниципальную собственность жилых помещений, приобретенных для обеспечения жильем детей-сирот, отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, сделки по передаче Минимуществом данных жилых помещений, являющихся объектами областной государственной собственности, в муниципальную собственность в отсутствие правовых оснований являются ничтожными (ч. 2 ст. 168 Гражданского Кодекса РФ).
Исходя из результатов ЭАМ, КСП области предложила разработать детальный план мероприятий в целях принятия действенных мер для сокращения очереди детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в жилье в Иркутской области, в том числе учитывая следующее.
Основной причиной, по которой дети остаются без попечения родителей, является лишение родителей родительских прав. В этой связи важна минимизация возникающих рисков уже на начальной стадии появления в Иркутской области семей, находящихся в социально опасном положении.
Ряд вопросов остро нуждается в рассмотрении и дополнительном регулировании.
регулировании.
Например:
— установление единой учетной нормы площади жилья на территории Иркутской области. В настоящее время учетная норма устанавливается каждым муниципальным образованием, на территории которого находится жилое помещение, что не обеспечивает равных жилищных прав детей — сирот при признании невозможности их проживания в ранее занимаемом жилом помещении, а также существенно увеличивает очередь нуждающихся;
— дополнение перечня оснований для исключения из Списка нормой о признании гражданина недееспособным и помещением его в организацию под надзор. Перечень таких оснований определен федеральным законодательством. Однако, фактически лица указанной категории, длительное время состоящие в Списке, не могут быть обеспечены жилыми помещениями спецжилфонда;
— соблюдение требований законодательства об инвалидах при обеспечении жильем лиц из числа детей-сирот указанной категории и др.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.
В Правительство Иркутской области и в Некоммерческую организацию «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» направлены информационные письма.