Объекты мероприятия: министерство финансов Иркутской области
Основные выводы
Верхний предел государственного долга Иркутской области на 2024 год (по состоянию на 1 января 2025) предусмотрен в Законе № 161-ОЗ (ред. Закона Иркутской области от 01.07.2024 № 63-ОЗ) в размере 51 784,4 млн руб. (21,9% от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета), что не превышает ограничений, установленных ст.107 Бюджетного кодекса РФ, ст.10 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.12.2017 № 1531 (далее – Правила реструктуризации № 1531), соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов и дополнительных соглашений к ним. Фактический размер государственного долга по состоянию на 01.10.2024 составил 38 006,2 млн руб. иди 74,0% от верхнего предела, при этом его структура представлена исключительно бюджетными кредитами.
Расходы областного бюджета на обслуживание государственного долга на 01.10.2024 запланированы в сумме 1 608,4 млн руб., что не превышает требований ст.111 БК РФ, исполнены в сумме 0,2 млн руб. или 0,01% от плана.
В сравнении с бюджетами субъектов РФ, входящих в состав СФО, Иркутская область на 01.10.2024 имеет третий по величине объем государственного долга (среди наименьших), и один из минимальных уровней долговой нагрузки (16,3% от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета) после Красноярского края и Алтайского края.
Программа государственных внутренних заимствований Иркутской области на 2024 год (в редакции Закона № 161-ОЗ от 01.07.2024) включает 2 направления заимствований: привлечение (+80,8 млрд руб.) и погашение (-55,8 млрд руб.) кредитов кредитных организаций, а также привлечение (+44,7 млрд руб.) и погашение (41,4 млрд руб.) бюджетных кредитов. Государственные ценные бумаги Программой заимствований не предусмотрены.
КСП области отмечены риски неисполнения плановых назначений по источнику финансирования дефицита бюджета «Кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации», так как согласно выписке из Долговой книги на 01.10.2024 в структуре государственного долга Иркутской области отсутствуют кредиты кредитных организаций, при плановом значении данного показателя в сумме 80 832,9 млн руб. В 2024 году Минфин области столкнулся со сложностями при привлечении кредитных ресурсов из-за высокой ключевой ставки Центрального Банка России (ЦБ РФ) и требованием, установленным Правилами реструктуризации № 1531, о привлечении кредитов кредитных организаций по ставке ЦБ РФ+1%.
Субъекты РФ, начиная со второй половины 2024 года, в целях привлечения кредитных ресурсов при формировании начальной максимальной цены контракта чаще использовали метод сопоставимых цен (анализа рынка) на основании коммерческих предложений банков, что привело к росту процентных ставок и нарушению ограничений, установленных Правилами реструктуризации № 1531 (ключевая ставка ЦБ РФ+1%).
Анализ извещений о проведении аукционов в целях привлечения кредитных ресурсов, размещенных в ЕИС «Закупки» на 14.11.2024, показал, что в 4 квартале 2024 года Минфином Иркутской области планируется привлечь кредитные ресурсы в объеме 20 000,0 млн руб., из них 15 000,0 млн руб — по ставке 25,1% (текущая ставка ЦБ РФ+4,1%), 5 000,0 млн руб. — по ставке 26,2% (текущая ставка ЦБ РФ + 5,2%). Процентные ставки сформированы методом сопоставимых цен (анализа рынка) на основании коммерческих предложений банков. При этом другие регионы также планируют привлечь кредиты по ставкам выше текущей ключевой ставки Банка России: Мурманская область — 26,5%, Республика Бурятия — 24,6%.
По состоянию на 01.10.2024 года ценные бумаги в структуре госдолга Иркутской области отсутствуют. Вместе с тем, принимая во внимание, что Правилами реструктуризации № 1531 не установлены ограничения стоимости заимствований, привлекаемых в виде государственных ценных бумаг, а также сложившуюся практику привлечения субъектами РФ средств посредством эмиссии ценных бумаг, предлагаем рассмотреть возможность использования данного инструмента в качестве источника финансирования дефицита областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Максимально возможный размер дефицита бюджета по итогам 2024 года может составить 37 309,3 млн руб. или 15,2% от общего годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, с учетом условий, установленных п.2 ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ, а также дополнительных возможностей превышения предельного размера дефицита бюджета на 2024 год, предусмотренных п.10 ст.6 Федерального закона № 520-ФЗ.
В 2024 году долговая политика Иркутской области характеризуется как консервативная (использование исключительно бюджетных кредитов из федерального бюджета при отсутствии рыночных инструментов заимствований в виде государственных ценных бумаг и коммерческих кредитов). Основными целями являются обеспечение сбалансированности областного бюджета и поддержание долговой устойчивости региона в нестабильных экономических условиях. В текущей перспективе необходимо отметить, что в следующем году продолжится рост ставок рыночных заимствований из-за роста ключевой ставки Банка России, в связи с чем появились риски резкого роста расходов на обслуживание госдолга в 2025 году и плановом периоде 2026-2027 гг.
Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлено в Законодательное Собрание Иркутской области, Правительство Иркутской области и министерство финансов Иркутской области.