КСП Иркутской области проанализировала реализацию концессионных соглашений в регионе

16.12.2024

Отчет об анализе реализации концессионных соглашений на объекты коммунальной инфраструктуры региона представила аудитор Контрольно-счетной палаты Иркутской области Жанна Чиркова на заседании комиссии по контрольной деятельности областного Законодательного Собрания.

IMG_2412

 

Она рассказала, что КСП области проведен выборочный анализ 45 концессионных соглашений на общую сумму 5,4 млрд рублей. Проверка показала, что в 55,6% концессионных соглашений объемы инвестиций не соразмерны стоимости передаваемого имущества, а 16 соглашений имеют практически «нулевую» инвестиционную составляющую. Так, при общем объеме инвестиций в регионе на сумму 5,4 млрд рублей, стоимость переданного концессии имущества составляет 6,9 млрд рублей.

 

В ходе проведенного ЭАМ Контрольно-счетная палата региона выявила ряд замечаний. Так, в 49% проанализированных соглашений не предусмотрены формы и срои отчетности, в 58% случаев отчетность предоставляется не в срок, а в 47% случаев контроль концедентами фактически не осуществлялся.

 

В подавляющем большинстве соглашений (44 из 45 случаев или 98%) не определены конкретные и соразмерные меры ответственности, что лишает концедентов рычагов воздействия на концессионеров, и создает условия для коррупциогенных факторов.

 

Большая часть инвестиций (в 33 соглашениях из 45 или в 73% случаев) планируется к осуществлению не позднее первой трети срока заключения такого соглашения, а в пяти соглашениях (11%) этот срок составляет 21-30 лет.

 

КСП области пришла к выводу, что в 57,8% проанализированных концессионных соглашений не вносились изменения, необходимые для приведения их в соответствие требованиям федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

 

Кроме того, плановые показатели, установленные на 2021-2023 годы, в 29% концессионных соглашений (13 из 45) не достигнуты.

 

КСП области отмечает, что муниципальные образования при заключении соглашений на объекты коммунальной инфраструктуры часто сталкиваются с проблемой отсутствия потенциальных участников конкурса. Это обусловлено длительными сроками окупаемости, что отпугивает потенциальных инвесторов и требует более гибких и выгодных концессионных условий. Кроме того, недоступность механизма концессии для многих муниципалитетов обусловлена низкой квалификацией или отсутствием кадров, отсутствием достоверной оценки объектов коммунального хозяйства (показатели физического износа), актуализации схем-теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

 

Муниципалитетами не реализуется норма ч. 8 ст. 3 Закона №115-ФЗ по страхованию риска случайной гибели или повреждения объектов концессионных соглашений, нарушаются сроки предоставления банковских гарантий.

 

Жанна Чиркова озвучила предложение КСП области рассмотреть концессионный механизм в качестве приоритетного, с вниманием отнестись к ее замечаниям и рекомендациям, усилить работу в данном направлении.

 

Отметим, что  экспертно-аналитическое мероприятие по анализу реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электроэнергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения проводилось областной КСП по поручению Госдумы РФ и Законодательного Собрания Иркутской области совместно со Счетной палатой РФ.