Объекты мероприятия: администрация Марковского муниципального образования, ее структурные подразделения и администрация Ушаковского муниципального образования, ее структурные подразделения.
Основные выводы:
Законом Иркутской области от 16.12.2004 № 94-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Иркутского района» Марковское муниципальное образование наделено статусом городского поселения. Численность населения на территории муниципального образования (МО) на 01.01.2022 составляла 36 909 чел., на 01.01.2023 – 44 358 чел. и на 01.01.2024 – 45 168 чел.
Ушаковское МО наделено статусом сельского поселения и входит в состав Иркутского муниципального района. Численность населения Ушаковского МО на 01.01.2023 составила 11 265 чел. и на 01.01.2024 — 11 414 чел.
На территории Марковского и Ушаковского МО в нарушение п. 5 ст. 40 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» не приняты нормативно-правовые акты о Порядках осуществления мониторинга реализации документов стратегического планирования.
По состоянию на 01.09.2024 в Марковском МО утверждены и действуют 11 муниципальных программ (МП), из них софинансирование из областного бюджета осуществляется по 8-ми МП. На территории Ушаковского МО в 2022 году действовали 7 МП, в 2023 году – 8 МП и в 2024 году – 11 МП. МП Марковского МО и Ушаковского МО не приведены в соответствие с Методическими рекомендациями по разработке и реализации государственных программ субъектов РФ и МП в новом формате и продолжают действовать в прежнем формате (письмо Минэкономразвития России № 3493-ПК/Д19и, Минфина России № 26-02-06/9321 от 06.02.2023). Учитывая, что Марковское МО и Ушаковское МО являются получателями средств областного бюджета для софинансирования расходных обязательств, и в целях идентичности установления в МП соответствующих мероприятий (результатов) и показателей, рекомендуется привести МП в соответствие требованиям методических рекомендаций.
В 2022 году в Марковском МО доходы местного бюджета исполнены в объеме 279 452,9 тыс. руб. (75,7% к плану – 369 222,6 тыс. руб.), расходы – 279 932,5 тыс. руб., или 73,1% от плановых назначений (382 760,2 тыс. руб.). Бюджет в 2022 году исполнен с дефицитом в объеме 479,6 тыс. руб. В 2023 году доходы исполнены в сумме 547 027,7 тыс. руб. (99,1% к плану – 552 076,2 тыс. руб.), расходы — 514 107,6 тыс. руб., или 91,4% от плановых назначений (562 266,6 тыс. руб.). Бюджет исполнен с профицитом в сумме 32 920,1 тыс. руб. На 01.07.2024 исполнение по доходам составило 159 742,9 тыс. руб. (21,6% к плану – 741 226,3 тыс. руб.), по расходам – 172 060,6 тыс. руб. или 22,5% от плановых назначений (764 951,8 тыс. руб.). Бюджет исполнен с дефицитом в сумме
12 317,7 тыс. руб.
В 2022 году в Ушаковском МО доходы местного бюджета исполнены в сумме 338 925, 7 тыс. руб. (100,3% к плану 337 646,7 тыс. руб.), расходы – 335 630,0 тыс. руб. (96,8% к плановым назначениям 346 704,2 тыс. руб.), бюджет исполнен с профицитом 3 295,7 тыс. руб. В 2023 году доходы исполнены 368 377,6 тыс. руб. (102% к плану 361 273,5 тыс. руб.), расходы – 362 087,6 тыс. руб. (96,3% к плановым назначениям 375 873,1 тыс. руб.), бюджет исполнен с профицитом 6 290,0 тыс. руб. По состоянию на 01.07.2024 исполнение по доходам составило – 188 078,1 тыс. руб. (29,8% к плану 659 063,5 тыс. руб.), по расходам – 198 218,1 тыс. руб. (30,1% к плановым назначениям 659 063,5 тыс. руб.), бюджет в I полугодии 2024 года исполнен с дефицитом в сумме 10 140,0 тыс. руб.
Администрацией Марковского МО в 2024 году в нарушение п. 16 Порядка № 108-пп перераспределены объемы финансирования на реализацию мероприятий перечня проектов народных инициатив на сумму 2 432,8 тыс. руб. в отсутствие решения Минэкономразвития ИО. Указанное нарушение устранено (Распоряжение Минэкономразвития ИО от 11.10.2024 № 62-164-мр).
В ходе исполнения муниципального контракта (МК) на благоустройство сквера (р.п. Маркова ул. Мира, 3а) подрядчику направлены требования (претензии) об уплате неустойки (штрафа, пени) связи с ненадлежащим исполнением обязательств на сумму 78,5 тыс. руб. В нарушение п. 1, 3 ст.9 Федерального закона № 402-ФЗ неустойка в сумме 78,5 тыс. руб. в бюджетном учете администрации Марковского МО по счету 209.40 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба» в 2022 году не отражена.
Администрацией Марковского МО в нарушение требований ст. 79 БК РФ, порядка осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, а также принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты, утвержденного постановлением администрации Марковского от 16.11.2022 № П-884/22, в отсутствие правового акта (Решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций):
— в 2023 году направлены расходы на строительство сетей водоснабжения в микрорайонах Ново-Иркутский, Николов Посад, Березовый, Изумрудный Марковского МО в сумме 71 678,1 тыс. руб., в 2024 году – 178 692,3 тыс. руб. (всего 250 370,4 тыс. руб.);
— в 2022-2023 годах на строительство автомобильной дороги для обслуживания локальных очистных сооружений (ЛОС) и школы в ЖК Луговое Марковского МО в сумме 127 162,8 тыс. руб. (2022 год – 19 710,2 тыс. руб. и 2023 год – 107 452,6 тыс. руб.).
Администрацией Марковского МО в 2023-2024 годах строительство сетей водоснабжения в микрорайонах Ново Иркутский, Николов Посад, Березовый, Изумрудный Марковского МО велось с нарушением норм действующего законодательства:
— с несоблюдением ч. 7 ст. 52 ГрК РФ без корректировки проектной документации велось строительство сетей водоснабжения. В установленные муниципальным контрактом сроки строительство объекта не завершено, показатель результата использования средств субсидии, установленный в Соглашении № 25612163-1-2023-001 на 2024 год, не достигнут (строительная готовность объекта составляет 23,5%);
— согласно пунктам 2.2, 3.1 МК № ЕП-10.03/2023 цена контакта составляет 485 202,9 тыс. руб., срок выполнения работ до 01.10.2024. В ходе исполнения контракта администрацией перечислены авансовые платежи в сумме 242 601,5 тыс. руб. (50 % от цены контракта). При этом, в 2024 году осуществлялось авансирование заключительных видов работ по этапам, выполнение работ по которым подрядчиком не могло быть начато (53 193,1 тыс. руб.). В установленный контрактом срок (01.10.2024) объект водоснабжения не построен (Акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) администрацией не приняты). В декабре 2024 года администрацией принято решение в одностороннем порядке, расторгнуть контракт с требованием возврата авансовых платежей и выплаты неустойки (пени, штрафы) в сумме 68 781,5 тыс. руб., что свидетельствует о несоблюдении администрацией своих бюджетных полномочий, установленных статьей 158 БК РФ.
— администрацией Марковского МО в 2024 году заключено 8 договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям на общую сумму 1 415,4 тыс. руб. (договоры оплачены). При этом, в 2020 году были заключены аналогичные договоры на сумму 153,2 тыс. руб. В соответствии с соглашениями о расторжении договоров 2020 года денежные средства частично возмещены в сумме 20,9 тыс. руб. Средства местного бюджета в объеме 132,3 тыс. руб. израсходованы администрацией МО с несоблюдением своих бюджетных полномочий, установленных ст. 158 БК РФ.
Администрацией Марковского МО в нарушение норм статьи 309, пункта 1 статьи 711, пункта 1 статьи 720, пункта 1 статьи 746 ГК РФ, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ приняты и оплачены фактически не выполненные работы по 2-м муниципальным контрактам, фактически МО допущено расходование (использование) межбюджетных субсидий не в соответствии с целями их предоставления:
— по муниципальному контракту на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству автомобильной дороги от 16.12.2022 № ЕП-16.12/2022 на сумму 176,1 тыс. руб. Средства в сумме 156,7 тыс. руб. подлежат возврату в областной бюджет;
— по муниципальному контракту на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения от 28.08.2023 № 14693 на сумму 8,5 тыс. руб. В ходе контрольного мероприятия нарушение устранено, дорожные знаки установлены.
Законченный строительством объект «Автомобильная дорога для обслуживания ЛОС и школы в жилом комплексе «Луговое» в реестре муниципального имущества Марковского МО на 01.11.2024 не числился, право собственности на объект администрацией МО не зарегистрировано. Вместе с тем, объект построен и эксплуатируется с 27.10.2023 (Акт № 1 приемки законченного строительством объекта (ф. КС-11)). Администрацией МО в нарушение норм ст. 131 ГК РФ, ст. 19 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не соблюдены требования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества. В ходе контрольного мероприятия нарушение устранено, право собственности на объект оформлено.
В 2023 — 2024 годах администрациями МО допускались нарушения ст. 158 БК РФ, приказа Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр:
— в Акте о приемке выполненных работ (форма КС-2) № 2 от 13.11.2023 «Непредвиденные работы и затраты» необоснованно применены дополнительные (уже учтенные) затраты на временные здания и сооружения в размере 1,4 % и оплачены в рамках исполнения контракта от 28.08.2023 № 14693, заключенного Марковским МО на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения. Сумма необоснованного завышения стоимости работ составила 3,5 тыс. руб. Средства в сумме 3,2 тыс. руб. подлежат возврату в областной бюджет;
— в Актах о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 16.04.2024 № 4 и от 24.04.2024 № 5 администрацией Ушаковского МО необоснованно применены и оплачены дополнительные затраты подрядчика, связанные с производством СМР в зимнее время, не предусмотренные в смете контракта на реконструкцию автомобильной дороги на общую сумму 1 598,4 тыс. руб. Средства в сумме 1 593,5 тыс. руб. подлежат возврату в областной бюджет.
Администрация Ушаковского МО в 2023 году в нарушение пункта 71 Положения № 568-пп направила средства в сумме 4 606,4 тыс. руб. на реализацию мероприятия по благоустройству дворовой территорий. При этом, дворовая территория не является муниципальной собственностью, оформлена в собственность жильцов многоквартирного дома.
Администрацией Ушаковского МО в нарушение пункта 3 статьи 179 БК РФ, пункта 5.10 № 10, пункта 34 № 157 Порядков разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Ушаковского МО ежегодная оценка эффективности реализации МП за 2022 год в отношение 5-ти МП и за 2023 год в отношение 4-х МП не проводилась.
Администрацией Ушаковского МО 05.04.2022 заключен МК № 1 на проведение работ по реконструкции автомобильной дороги. Первоначально стоимость работ по контракту составляла 720 439,9 тыс. руб., срок выполнения работ до 31.10.2024. Реконструкция объекта ведется в рамках федерального проекта «Жилье» (F1) в соответствии с Соглашением от 25.12.2023 № 069-09-2024-441 «О предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ» заключенного между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и министерством строительства Иркутской области. Пунктом 4.3.4 Соглашения № 069-09-2024-441 установлено значение результатов использования субсидии до 31.12.2024. Учитывая, что срок исполнения работ по МК № 1 продлен администрацией Ушаковского МО до 30.10.2025 существуют риски применения к Иркутской области штрафных санкций в соответствии с пунктом 4.1.4 Соглашения № 069-09-2024-441.
По результатам проведенного анализа КСП области обращено внимание на ненадлежащее исполнение администрациями МО полномочий главных администраторов доходов, в том числе в части мероприятий по повышению поступлений и выявлению потенциальных источников неналоговых доходов муниципального бюджета.
Отчет по результатам контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.
В администрации Марковского и Ушаковского МО направлены представления.