КСП области проанализировала принимаемые в Приангарье меры по поддержанию зарплат педагогов на уровне средней заработной платы по региону

27.05.2025

Совместно с контрольно-счетными органами региона Контрольно-счетная палата Иркутской области под руководством аудитора Елены Петровой провела аудит мер, предпринимаемых органами госвласти Приангарья по обеспечению уровня средней заработной платы (далее – СЗП) педагогов муниципальных образовательных учреждений не ниже СЗП по региону.

 Без названия

В рамках контрольного мероприятия КСП области проанализировала соблюдение законодательства, а также меры, принимаемые органами государственной власти Иркутской области и органами местного самоуправления для обеспечения госгарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования в 2023–2024 годах.

 

Анализ нормативного правового регулирования системы отношений по формированию, распределению, предоставлению субвенции на образование в Приангарье показал, что оно не является достаточным, региональные НПА не в полной мере учитывают требования федерального законодательства.

 

Следствием неполноты и несогласованности с федеральным правовым актом (Постановлением Правительства РФ от 14.09.2015 № 973) правового регулирования отношений, связанных с повышением оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, в расчете бюджетных ассигнований при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период вместо подлежащего применению в этих целях показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности, (далее – СМНЗП), рассчитываемого Росстатом, в Иркутской области применяются значения не урегулированного региональным законодательством прогнозного показателя СМНЗП, рассчитываемого министерством труда Иркутской области, при том, что уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий расчет этого показателя, региональными правовыми актами не определен.

 

Использование в определении объемов финансового обеспечения госгарантий на образование в Иркутской области прогноза СМНЗП, актуальные значения которого не всегда учитываются при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, влечет недофинансирование объемов субвенций на образование с последующей их корректировкой (увеличением) в течение текущего финансового года – поясняет ситуацию Елена Петрова.

 

В этих условиях министерство образования Иркутской области своими распоряжениями при отсутствии достаточных правовых оснований доводит до муниципальных образований указания о необходимости достижения установленных целевых показателей среднемесячной заработной платы педагогических работников, которые рассчитаны с учетом актуального прогноза СМНЗП. Механизм правового регулирования определения целевых показателей СЗП педагогов в Иркутской области также отсутствует – порядок их расчета правовыми актами не утвержден.

 

Как результат, значительное несоответствие объемов доведенных из областного бюджета субвенций на обеспечение госгарантий на образование с объемами расходных обязательств муниципальных образований приводит к осуществлению муниципальными образованиями процессов организации предоставления образования в условиях нестабильности, что, как следствие, влечет за собой ряд системных нарушений бюджетного законодательства (отражены в Отчете от 28.04.2025 № 16/5-КМ).

 

Областная КСП отметила, что ранее неоднократно обращала внимание на отсутствие в Иркутской области установленного порядка учета показателя СЗП для целей его применения в финансовом обеспечении госгарантий на образование.

 

По результатам контрольного мероприятия КСП Приангарья сформировала перечень рекомендаций для Правительства Иркутской области, в числе которых предлагается урегулировать нормативным правовым актом порядок учета значений рассчитываемого Росстатом показателя СМНЗП по состоянию на 01 января текущего финансового года (либо значение квартальной оценки данного показателя по состоянию на 01 апреля текущего финансового года) для целей его применения как при обеспечении сохранения достигнутого соотношения оплаты труда специалистов отдельных бюджетных сфер (в том числе образования) со СЗП в Иркутской области, так и при осуществлении финансового обеспечения госгарантий на образование. Вместе с этим предлагается урегулировать нормативным правовым актом и отношения, связанные с необходимостью обеспечения достижения целевых показателей СЗП отдельных категорий работников бюджетной сферы с применением того же значения рассчитываемого Росстатом показателя, определенного Правительством Иркутской области для этих целей.