КСП области приняла участие в заседании экспертного клуба «Налоговая политика государства. Есть ли возможности для развития бизнеса?»

08.06.2017

Заседание экспертного клуба при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области «Налоговая политика государства. Есть ли возможности для развития бизнеса?» состоялось 7июня 2017 года в БайкалБизнесЦентре.
 
Модератором мероприятия выступил Алексей Москаленко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области, экспертами выступили представители Законодательного Собрания Иркутской области, Правительства Иркутской области, УФНС России по Иркутской области, Контрольно-счетной палаты Иркутской области.
 
Виталий Шуба, заместитель председателя Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации ФС РФ, в качестве основного спикера, поделился с участниками мероприятия о том, что ожидает налоговую систему России. По его словам «налоговая система всегда подвергается критике, но все должны платить налоги. Если они неподъемны и неэффективны, необходимо принимать административные решения, Президент России дал указание сохранить налоговую систему, не усилив налоговую нагрузку». В целом, в РФ в последние три-четыре года система остается относительно стабильной и составляет приблизительно 32-34% ВВП страны. При этом около 17% налоговых поступлений приходится на сферу торговли, 7% – сельского хозяйства, 47% – нефтегазовой отрасли. Роста налоговых поступлений в бюджет при сохранении стабильной налоговой нагрузки удалось добиться благодаря регулированию правил внесения поправок в НК и выводу части бизнеса из тени. Одна из основных проблем заключается в том, что отсутствует единый реестр всех неналоговых платежей, которые приходится платить представителям бизнеса. Это исключает возможность проведения глубокого анализа совокупной нагрузки на малый и средний бизнес. Если со статьями НК можно разобраться, то предположить, какое количество требований выставят различные ведомства – гораздо сложнее.
 
Руководитель УФНС по Иркутской области Константин Зайцев отметил, что количество проверок бизнеса снижается из года в год. Большая часть из них направлена на борьбу с фирмами-однодневками. «Мы меняем свою работу, моментально реагируем на декларации, приглашаем предпринимателей и указываем им на риски. Мы открыты для общения, наша задача – создать равную конкурентную среду в бизнесе».
 
О важности борьбы с фирмами-однодневками говорил и руководитель сибирского отделения компании «Пепеляев групп», эксперт Уполномоченного по защите прав предпринимателей Егор Лысенко.
 
Заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области Наталья Дикусарова, комментируя ситуацию вокруг налоговых каникул в регионе, предложила совместную работу: «Мы вместе обсуждаем, вместе разработаем и примем закон, который будем вместе исполнять».
 
На вопросы об эффективности принимаемых мер и оценке инвестиционных льгот председатель Контрольно-счетной палаты Ирина Морохоева ответила, что к числу механизмов помощи отнесены льготы по налогу на имущество и прибыль, «обнуление» налога на прибыль в целях создания новых производств, государственные гарантии, сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна», иные формы поддержки. Как показывает анализ КСП, при зачисленном в региональный бюджет налоге на прибыль в объеме 29 млрд. рублей, не поступившая сумма в связи с налоговыми льготами, установленными законодательством Иркутской области, составляет порядка 3 млрд. рублей (более 10%). По налогу на имущество (17 млрд. рублей), льготы составляют 2 млрд. рублей (более 11%). Между тем, инвестиции в основной капитал оцениваются в 258 млрд. рублей (второе место в СФО). С точки зрения бизнеса, эффективность в части инвестиционных преференций,безусловно, очевидна. В части государственного контроля есть определенные моменты. Контролирующие органы, зачастую, ограничены в части проверок положениями 294 ФЗ. По 6 ФЗ КСО имеют право проверить средства господдержки только в том случае, если возможность проверок таких организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета. По мнению КСП, такое условие в соответствующих документах должно быть прописано обязательно. Ранее проведенный КСП Иркутской области анализ развития налоговой базы региона и муниципалитетов на основе специальных налоговых режимов, используемых малым и средним бизнесом, показал, что у нас объемы господдержки положительно повлияли на собираемость доходов. Но в части видов экономической деятельности у СМСП превалирует услуги (сдача в аренду), торговля, а деятельность, связанная с производством и его развитием на последних местах. В целом, накопительные материалы проверок КСП свидетельствуют о наличии ряда нарушений и определенных рисков при предоставлении средств государственной поддержки.
 
В ходе заседания обсуждены и другие важные для бизнеса и власти вопросы. В целом, в мероприятии приняли участие представители бизнес объединений Иркутской области, бизнес сообщества, СМИ Иркутской области, общественные представители Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области и его эксперты.