Законодательным Собранием рассмотрен отчет о деятельности КСП Иркутской области за 2017 год

22.02.2018

На сессии Законодательного Собрания Иркутской области рассмотрен отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области за 2017 год, с докладом по которому выступила председатель КСП Ирина Морохоева и отметила, что итоги работы КСП предварительно рассмотрены на заседаниях 6 постоянных комитетов и 2 постоянных комиссий Законодательного Собрания Иркутской области. В своем выступлении на сессии Законодательного Собрания хотелось остановиться на основных моментах, проблемах, рассказать о планах на 2018 год.
 
В целом, КСП по итогам прошедшего года выявила нарушений на общую сумму 3,5 млрд. рублей (в 2016 году – 5,4 млрд. рублей). Причины выявленных нарушений зачастую связаны с несовершенством нормативных правовых актов, отсутствием ответственности сотрудников государственных органов, органов местного самоуправления, организаций (получателей), которые распоряжаются бюджетными средствами.
 
Вместе с тем, снижается объем выявленных нарушений, имеющих непосредственное влияние на потери областного бюджета или риски ущерба, в том числе в части оплаты невыполненных работ (неоказанных услуг) по государственным (муниципальным) контрактам, нецелевое использование средств, отсутствие работ по неустойкам, штрафам, пеней за нарушение условий заключенных контрактов, не отражение в учете имущества, неуплата имущественных налогов и т.д.
 
КСП Иркутской области в 2017 году много уделяла внимание вопросам совершенствования межбюджетных отношений. Напомним, что в 2017 году в областном бюджете предусмотрено 120 видов МБТ на общую сумму 52 млрд. рублей (более 37 % от расходов областного бюджета). В текущем году их 110 (более 35% или 47 млрд. рублей).
 
В части вопросов предоставления, распределения и использования МБТ, много вопросов возникает по методикам и порядкам их распределения, особенно в сфере образования, а также в части переданных государственных полномочий на муниципальный уровень, достаточности их финансового обеспечения (в примеру, отсутствие индексации на 4% на 2018 год), своевременности принятия документов о распределении МБТ, что очень важно в целях проведения конкурсных процедур, соблюдения положений статьей 16 и 17 (в 2018 году — статьи 15 и 16) текстовой части областного бюджета.
 
По мнению КСП, не прозрачна процедура передачи полномочий (согласно Закону Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения»), закреплением обязательств сельских поселений за муниципальным районом, отсутствует единая методика.
 
В 2017 году по причине несбалансированности местных бюджетов отмечены случаи заимствования средств дорожных фондов на текущие нужды муниципалитетов (по сути, нецелевое использование средств бюджета дорожных фондов).
 
При МБТ в отчетном периоде периодически возникали темы достаточности средств по зарплате по майским Указы Президента Российской Федерации.
 
Сегодня уже на сессии обсуждали тему повышения МРОТ и решения Конституционного суда по северным коэффициента, данные расходы не учтено в областном бюджете и местных бюджетах текущего года, а начисление уже производится.
 
Кроме того, хотели обратить внимание на то, что МТБ это взаимоотношения не только между областным и местными бюджетами, но и между областным и федеральным бюджетами.
 
В настоящее время много говорят об инвентаризации расходных полномочий субъектов РФ. Ожидается расчет МТБ по модельному бюджету. То есть, на основе расходных полномочий субъектов РФ разрабатывается модельный бюджет, который сравнивается с каждым регионом и выясняется, что у одних есть избыточные расходы, а другим требуется дополнительная поддержка. По мнению минфина России, все МБТ и, в первую очередь, субсидии, должны будут быть распределены уже в законе о бюджете.
 
Фактов наличия «прямых» расходных обязательств в Иркутской области, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией России и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, в целом, по материалам КСП не выявлено.
 
Однако отмечаются факты возложения дополнительных обязательств на субъект в части переданных государственных полномочий от РФ на уровень субъектов. Так, в Иркутской области по отдельным переданным полномочиям (в части лесных отношений, по ЗАКСу, в области образования, охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения), федеральная составляющая не превышает 70 %, остальные 30% (557 млн. рублей) — средства областного бюджета. Это переданные федеральные полномочия, которые, полагаю, должны осуществляться за счет федеральных средств, а более 500 млн. рублей могли быть перераспределены на иные направления областного бюджета.
 
Эти и иные вопросы включены в план КСП Иркутской области на 2018 год. Запланированы контрольные и экспертно-аналитические мероприятия по запросам Законодательного Собрания Иркутской области, Губернатора Иркутской области, в части реализации полномочий КСО согласно 6-ФЗ, по соглашению о взаимодействии со Счетной палатой Российской Федерации совместные и параллельные мероприятия. Кроме того, будут осуществляться мониторинги исполнения бюджета, бюджета фонда обязательного медицинского страхования, дорожного фонда, приоритетных проектов, будут анализироваться соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов, которые утверждены в форме Закона Иркутской области сегодня на сессии Законодательного Собрания Иркутской области. В случае несоблюдения наших обязательств могут возникнуть риски возврата бюджетных кредитов в полном объеме без учета реструктуризации.
 
Заканчивая свое выступление, председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ирина Морохоева выразила благодарность депутатам Законодательного Собрания Иркутской области за поддержку и помощь в реализации полномочий.
 
После доклада председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области председатель комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания Геннадий Нестерович довел до сведения депутатов Законодательного Собрания сводное заключение по отчету о деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области за прошедший год и огласил проект постановления Законодательного Собрания по данному вопросу. По результатам итогам голосования отчет принят к сведению единогласно.
 
Подводя итоги данного вопроса, спикер Законодательного Собрания Сергей Брилка подчеркнул, что «сегодня работа аудиторов КСП – это надежная опора в вопросах целевого и эффективного использования бюджетных средств и государственного имущества. Контрольной и экспертно-аналитической работой охвачены практически все основные направления использования областных финансовых ресурсов и областной собственности».
 
С материалами к выступлению можно ознакомиться по ссылке.