Комиссия по контрольной деятельности Законодательного Собрания под руководством Геннадия Нестеровича 17 апреля 2018 года рассмотрела результаты проверки использования средств областного бюджета, выделенных в 2016 и 2017 годах на реализацию мероприятий подпрограммы «Качественное развитие потенциала и воспитание молодежи» на 2014-2020 годы государственной программы Иркутской области «Молодежная политика» на 2014-2020 годы».
Как сообщила заместитель председателя КСП Иркутской области Юлия Махтина, наибольший удельный вес в расходах за счет средств областного бюджета занимает мероприятие «Организация и проведение международного молодежного лагеря «Байкал-2020». При этом, несмотря на сокращение срока проведения лагеря в 2017 году на 1 календарный день (12,5%), финансирование лагеря увеличено более чем на 1 млн. рублей, или на 13,5%.
Согласно отчетам министерства, количество участников лагеря в 2016 году составило 500 человек, в 2017 году – 550 человек. Фактически участниками лагеря в 2016 году являлись не более 297 человек, а в 2017 году – не более 231 человека. Включение в состав участников лагеря лиц, не имеющих к этому оснований, привело к необоснованным расходам областного бюджета только в части проживания и питания в размере расчетно более 5,4 млн. рублей.
По мнению КСП области, ограничение места проведения лагеря (Куркутский залив Малого моря Ольхонского района), включение ряда не вполне обоснованных требований в аукционную документацию, прямо свидетельствующих о единственном поставщике данных услуг, является нарушением положений статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ, ведет к созданию необоснованных препятствий для участников закупки и сокращению их количества. Формирование начальной максимальной цены большинства контрактов, связанных с проведением лагеря как в 2016 г., так и в 2017 г. осуществлено с нарушениями ст.22 Федерального закона №44-ФЗ. Отмечены и другие недостатки. Так, по контрактам (договорам) поставки атрибутики в 2017 году осталось достаточно большое количество невостребованной продукции, что также свидетельствует об искусственном завышении числа заявляемых участников лагеря. Из широкого перечня видео- и фотоматериалов о проведении лагеря, предусмотренных контрактами в 2016 году и 2017 году, в министерстве наличествуют только 2 видеоролика (отчетный фильм о мероприятии и трейлер за 2017 год).
Согласно отчету министерства, по итогам работы лагеря в 2016 году участниками разработано 57 социально-экономических проектов, направленных на улучшение экологической ситуации в регионе и стране в целом. Из них 14 проектов получили грантовую поддержку Федерального агентства по делам молодежи (на общую сумму 2 млн. рублей), 10 участников получили гранты на реализацию проектов от Правительства Иркутской области (на общую сумму 1,5 млн. рублей) и 1 участник получил грант от Байкальского банка ПАО «Сбербанк» (100 тыс. рублей). Решением Оргкомитета в 2016 году утверждена экспертная группа для оценки проектов из 13 экспертов, однако к проверке представлена выписка из протокола конкурсной комиссии в составе совершенно других людей, причем сам протокол с подписями членов конкурсной комиссии к проверке не представлен. Сами проекты-победители в министерстве также отсутствуют.
В рамках проведения мероприятий по организации и проведению областных фестивалей и конкурсов отмечены схожие недостатки. Несмотря на то, что ВЦП ориентирована на молодежь в возрасте 14-30 лет, участниками конкурсов и фестивалей становятся лица старше 30 лет. Более того, в фестивале для лучших добровольцев из 30 победителей 16 – старше 30 лет, что не согласуется с основной целью Программы — обеспечение успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Еще одним общим недостатком стало приобретение в рамках проводимых мероприятий материальных ценностей в большем, чем это необходимо, количестве. Расходы, направленные на участников в возрасте старше 30 лет, а также списанные невостребованные материальные ценности в общей сумме 477,3 тыс. рублей (с учетом мероприятия Байкал 2020) квалифицированы КСП области как неэффективно использованные бюджетные средства.
Также отмечены нарушения и недостатки при проверке реализации иных мероприятий государственной программы. По итогам рассмотрения отчета рекомендовано заинтересованным органам принять комплекс мер, направленный на устранение недостатков.