КСП Иркутской области провела анализ внесенных изменений в государственную программу Иркутской области «Развитие образования» на 2019-2024 годы

22.03.2019

Как сообщается в аналитической записке, подготовленной под руководством аудитора Контрольно-счетной палаты Иркутской области Юлии Ларионовой на основании запроса комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного Собрания Иркутской области, анализ проведен по всем изменениям госпрограммы с момента ее утверждения. Направленные предложения о внесении изменений в госпрограмму, поступившие в Законодательное Собрание Иркутской области 11.02.2019, утверждены постановлением Правительства области от 11.02.2019 №90 пп.
 
Как показал анализ, с момента утверждения госпрограмма корректировалась дважды. Постановлением Правительства Иркутской области № 89-пп показатели ресурсного обеспечения госпрограммы приведены в соответствие Закону об областном бюджете; постановлением Правительства Иркутской области № 90-пп – увеличены расходы за счет средств федерального бюджета, изменена структура госпрограммы – предусмотрена реализация региональных проектов.
 
В сравнении с редакцией, соответствующей Закону об областном бюджете, ресурсное обеспечение госпрограммы на 2019 год увеличено на 1 131 221,9 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета по 3-м подпрограммам, в том числе на 991 434,0 тыс. рублей по подпрограмме «Дошкольное, общее и дополнительное образование». Также увеличены расходы на 141 354,7 тыс. рублей в части реализации проекта «Современная школа». Средства будут направлены на оснащение специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций учебным оборудованием в сумме 49 609,2 тыс. рублей; на создание центров образования цифрового и гуманитарного профилей в сумме 91 745,5 тыс. рублей.
 
Средства в сумме 850 079,3 тыс. рублей будут направлены на реализацию проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет»: распределено 806 586,2 тыс. рублей на строительство (приобретение) 4 детских садов для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, 4 садов – для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, имеется нераспределенный остаток средств федерального бюджета в сумме 43 493,1тыс. рублей.
 
Кроме того, 55 711,5 тыс. рублей направлены по подпрограмме «Развитие профессионального образования», в том числе 53 536,9 тыс. рублей для реализации проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования) на создание и оснащение на базе профессиональной образовательной организации Центра опережающей профессиональной подготовки кадров, 2 174,6 тыс. рублей в целях создания условий для получения среднего профессионального образования людьми с ограниченными возможностями здоровья посредством разработки нормативно — методической базы и поддержки инициативных проектов в субъектах РФ; на 84 076,4 тыс. рублей увеличены расходы по подпрограмме «Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия в области образования» для реализации проекта «Цифровая образовательная среда» на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях (обеспечение высокоскоростным Интернетом).
 
По-прежнему не скорректировано ресурсное обеспечение основных мероприятий, по которым при проведении экспертизы проекта госпрограммы, проекта Закона об областном бюджете на 2019 год КСП области установлена потребность в финансировании: в приобретении 71 автобуса для организации ежедневного подвоза детей в школы 23-х МО (для 35-36 школ), расчетно в сумме 62 500,0 тыс. рублей. Отмечается дефицит субвенций на образование в сумме порядка 1 867 341,7 тыс. рублей, что может указывать на несоблюдение норм ст.8 Федерального закона № 273-ФЗ в части полномочий органа исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению государственных гарантий прав на общедоступное и бесплатное образование в соответствии с нормативами, а также ст. 37 БК РФ;
 
Несмотря на выделение дополнительного финансирования для проведения капитальных ремонтов объектов образования Законом об областном бюджете, имеется значительная потребность в финансировании, в связи с чем, наличие нераспределенного остатка средств на 2019 год (20 456,9 тыс. рублей), по мнению КСП области, нерационально.
 
Действующая редакция госпрограммы в своей структуре не выделяет реализацию мероприятий 4 региональных проектов: «Новые возможности для каждого», «Поддержка семей, имеющих детей», «Социальная активность», «Учитель будущего».
 
Несмотря на то, что проект по определению является комплексом взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение целей, решение задач и реализацию направлений социально-экономической политики области, определенных стратегическими и иными документами, нормы Положения №282-пп четко не определяют обязанность включения проектов в состав госпрограмм, что, по мнению КСП области, не согласуется с задачами и принципами стратегического планирования, определенными Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ».