Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (ПЗ-620)

 

КСП Иркутской области проведена экспертиза проекта закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (ПЗ-620).

Оценка ожидаемого исполнения областного бюджета за 2019 год представлена в разрезе разделов, подразделов, без отражения данных по целевым статьям классификации расходов бюджета, что снижает информативность представленных материалов и не позволяет в полной мере оценить показатели ожидаемого исполнения областного бюджета в 2019 году.

Доходы областного бюджета в 2020 году, по сравнению с 2019 годом, сократятся на 20 307 057,1 тыс. рублей (на 10,4%) и составят 176 109 871,8 тыс. рублей. Объем прогнозируемых доходов на 2020 и 2021 год предусмотрен в суммах 185 128 961,8 тыс. рублей и 189 313 893,1тыс. рублей.

Расходы областного бюджета в 2020 году, по сравнению с 2019 годом, сократятся на 28 392 064,7 тыс. рублей (на 13,3%) и составят 184 585 856,6 тыс. рублей. Объем прогнозируемых на 2020-2021 годы бюджетных ассигнований областного бюджета составляет 186 439 662,1 тыс. рублей и 187 894 677,2 тыс. рублей, соответственно.

Установлено, что результаты, контрольные точки региональных проектов в отдельных случаях не согласуются с целевыми показателями государственных программ Иркутской области в части мероприятий, значений, сроков, объемов финансирования. КСП области полагает необходимым проведение анализа паспортов региональных проектов на предмет их верификации с параметрами государственных программ Иркутской области.

Установлено, что в Законопроекте неверно отражено наименование целевой статьи расходов «Обеспечение предоставления единовременной выплаты к профессиональным праздникам в 2019 году в соответствии с указом Губернатора Иркутской области от 12 ноября 2018 года № 233-уг «Об установлении единовременной выплаты к профессиональным праздникам отдельным категориям работников в Иркутской области» (КЦСР 90В0629380), поскольку в соответствии с Указом Губернатора № 233-уг единовременные выплаты к профессиональным праздникам предусмотрены на 2019 год. Единовременные выплаты к профессиональным праздникам на 2020 год предусмотрены в рамках Указа Губернатора Иркутской области от 15.07.2019 № 152-уг.

КСП рекомендует предусмотреть в Законопроекте новые (отдельно введенные) целевые статьи для каждого государственного органа, поименованного в ч.3 ст.12(1) Закона №125-ОЗ, в целях формирования фондов материального стимулирования лиц, замещающих областные государственные должности, и осуществления выплат премиального вознаграждения для указанных лиц.

Объем дефицита областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов определен исходя из прогнозируемого объема поступлений доходов в областной бюджет и планируемых расходов бюджета с учетом обязательств, принятых Иркутской областью в рамках участия в 2017 году в реструктуризации бюджетных кредитов, привлеченных из федерального бюджета, и составит в 2020 году 8 475 984,9 тыс. рублей, в 2021 году – 1 310 700,3 тыс. рублей, в 2022 году планируется профицит в объеме 1 419 215,9 тыс. рублей.

 

Основные выводы в части государственных программ:

 

1. ГП «Развитие образования»:

 

  • объем субвенций на образование на 2020 год определен с нарушением требований ст.8 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в отсутствие утвержденного порядка определения значений нормативов на оплату труда, необходимого для реализации положений Закона Иркутской области от 31.05.2019 № 45-оз «О методиках расчета нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного <…> образования <…> в муниципальных общеобразовательных организациях в Иркутской области» и утвержденных значений нормативов обеспечения государственных гарантий на бесплатное общедоступное дошкольное и общее образование на 2020-2022 годы;
  • по расчету Минобра с учетом уточненного контингента обучающихся на начало 2018/2020 учебного года дополнительная потребность в субвенции на дошкольное образование составляет 15 033 020,1 тыс. рублей (144 593 воспитанников), на общее образование – 24 034 110,3 тыс. рублей (319 896 учащихся), всего – 39 067 130,4 тыс. рублей (с учетом прогнозного значения средней заработной платы педагогов общего образования – 40 407,3 рубля, дошкольного образования – 34 495,4 тыс. рублей), дополнительная потребность в средствах на предоставление субвенции на 2020 год по данным министерства составляет порядка 3 634 946,2 тыс. рублей;
  • бюджетные ассигнования на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных организациях ИО на 2020 год предусмотрены в размере 231 185,6 тыс. рублей, что составляет 90,5% расчетного объема субсидий (дополнительная потребность порядка 24 270,0 тыс. рублей);
  • предусмотрены значительные объемы нераспределенных субсидий МО по мероприятиям, превышающие размеры, установленные п.4 ст. 139 БК РФ (не более 5 процентов общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый год планового периода, и не более 10 процентов общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на второй год планового периода):
  • ОМ «Приобретение, строительство, реконструкция, в том числе выполнение проектных и изыскательских работ объектов государственной и муниципальной собственности ИО в сфере образования» на 2020 год — 639 358,5 тыс. рублей (35%), на 2021 год – 370 674,3 тыс. рублей (42,7%), на 2022 год — 767 296,7 тыс. рублей (80,7%);
  • «Оказание содействия муниципальным образованиям ИО в реализации мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (РП «Содействие занятости женщин..») — на 2020 год – 623 537,4 тыс. рублей (69,3% общего объема), на 2021 год – 1 001 885,0 тыс. рублей (90,4 %), которые, согласно пояснительной записке к Законопроекту, предусматриваются на восстановление объектов в рамках мероприятий по ликвидации последствий наводнения в 2019 году.
  • в составе Госпрограммы предусмотрены субсидии на обеспечение бесплатным двухразовым питанием учащихся 1 — 11 классов муниципальных общеобразовательных организаций в Иркутской области, проживающих в отдельных населенных пунктах, территории (части территорий) которых расположены в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в границах населенных пунктов муниципальных образований Иркутской области, в течение 2019 — 2020 учебного года предусмотрены на основании постановления Правительства Иркутской области от 16.09.2019 № 772-пп в виде субсидии 5-ти МО в размере 213 089,7 тыс. рублей.
  • при наличии принятого Закона Иркутской области от 08.10.2019 № 88-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки <..>» требуется принятие Правительством Иркутской области подзаконных правовых актов и перераспределение финансового обеспечения (субсидии) на субвенции в рамках выполнения муниципальными образованиями области государственных полномочий в рамках вышеуказанного Закона № 88-ОЗ;
  • объем бюджетных ассигнований на мероприятие «модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС» (ВЦП «Развитие системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Иркутской области») в Законопроекте (23 095,9 тыс. рублей) меньше предусмотренного проектом соглашения с Минпросвещения РФ, сформированным в системе «Электронный бюджет» (26 147,6 тыс. рублей) за счет средств ОБ на 3 051,7 тыс. рублей, что потребует корректировки ассигнований.
  • по РП «Успех каждого ребенка» в Законопроекте не учтены средства ФБ предусмотренных проектами соглашений с Минпросвещения РФ на 2020 год на общую сумму 34 150,9 тыс. рублей на софинансирование 3-х мероприятий:
    • «формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей» — 13 926,0 тыс. рублей;
    • «создание мобильных технопарков «Кванториум»» –16 256,6 тыс. рублей;
    • «создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей» — 3 968,3 тыс. рублей;

     

  • ассигнования на реализацию ОМ «Государственная поддержка отдельных категорий студентов в целях привлечения их для дальнейшей работы в государственных образовательных организациях Иркутской области и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области» (ежемесячная выплата студентам, обучающимся на основании договора о целевом обучении) предусмотрены на уровне 2019 года (2 470,9 тыс. рублей), что составляет 33% от расчетной потребности на 2020 год (7 410,6 тыс. рублей, дополнительно потребуется 4 940,0 тыс. рублей);
  • субсидии местным бюджетам на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом на 2020 год (ремонт спортзалов) сокращены по сравнению с 2019 годом в 4,3 раза и предусмотрены в объеме 15 508,8 тыс. рублей для 6-ти муниципальных образований области, что составляет 68% от расчетного объема потребности в средствах ОБ (22 741,3 тыс. рублей), дополнительная потребность составляет 7 232,5 тыс. рублей;
  • госпрограммой не предусмотрены бюджетные ассигнования на:
    повышение (обеспечение) уровня заработной платы педагогических и медицинских работников областных государственных образовательных организаций, в соответствии с Указами Президента РФ с учетом прогнозного значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности на 2020 год до 40 892,2 рублей, по расчетам Минобра — 169 875,0 тыс. рублей, по расчетам Минздрава — 9,1 млн. рублей;
    предоставление единовременной выплаты к профессиональным праздникам отдельным категориям работников в Иркутской области (Указ Губернатора Иркутской области от 15.07.2019 № 152-уг) в размере 20 тыс. рублей (порядка 110 млн. рублей);
  • обеспечение выполнения функций государственных органов (Минобр) в связи с изменением размеров денежного содержания областных государственных служащих на основании Указов Губернатора Иркутской области от 25.10.2019 №№ 255-уг-257-уг.

 

2. ГП «Развитие здравоохранения»:

 

  • потребность средств на оплату труда обеспечена не в полном объеме: в связи с увеличением прогнозного значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности в 2020 году по Иркутской области (до 40 892,2 рублей в 2020 году согласно распоряжению от 13.09.2019 № 158-рз) для достижения целевых показателей по заработной плате медицинских работников требуется средств 260,2 млн. рублей, с учетом планируемого увеличения МРОТ с 1 января 2020 года (с 11 280 рублей до 12 130 рублей) -18,7 млн. рублей;
  • не в полном объеме предусмотрены средства областного бюджета в целях соблюдения уровня софинансирования расходов из федерального бюджета, связанных с обеспечением закупки авиационных работ в целях оказания медицинской помощи, дополнительно требуется 26 326,6 тыс. рублей;
  • расходы на иммунопрофилактику в объеме 165 633,3 тыс. рублей на 2020 год предусмотрены при отсутствии нормативного правового акта по установлению расходного обязательства по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории Иркутской области;
  • не предусмотрены расходы на выполнение постановления Правительства Иркутской области от 07.10.2019 № 819-пп «О предоставлении единовременной денежной выплаты на обучение отдельным категориям студентов в целях привлечения их для дальнейшей работы в медицинских организациях, расположенных в отдаленных районах Иркутской области», которое вступает в силу с 1 января 2020 года, на 2020 год требуется 1 481,7 тыс. рублей (для привлечения 6 участковых врачей-терапевтов и 4 участковых врачей-педиатров);
  • существенно ниже уровня 2019 года предусмотрены расходы на капитальный ремонт объектов здравоохранения, при предлагаемых объемах финансирования потребность учреждений в капитальном ремонте будет удовлетворена на 15,6 %;
  • неверно рассчитан размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Иркутской области на 2020-2022 годы, объем на 2020 год завышен на 144 206,8 тыс. рублей;
  • в статье 26 текстовой части Законопроекта не предусмотрено предоставление субсидий некоммерческим организациям в целях оказания общественно полезных услуг в сфере здравоохранения, что не позволит привлечь к реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии с Государственной стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации;
  • по сравнению с 2019 годом в 2,2 раза сокращены расходы на укрепление материально-технической базы медицинских организаций. Согласно заявкам учреждений в первоочередном порядке дополнительно требуется не менее 499,6 млн. рублей. Не предусмотрены средства на приобретение автомобилей скорой медицинской помощи типа В и С для отделений и станций скорой медицинской помощи, обеспеченность учреждений ими составляет 56,4 %;
  • за счет средств ГП необоснованно предусмотрены расходы в сумме 7 110 тыс. рублей на проектно-изыскательские работы объекта образования (здание общежития на 120 мест ОГБПОУ «Усть-Ордынский медицинский колледж»);
  • расходы на проведение проектных и изыскательских работ по объекту «Здание для ГБУЗ «Иркутского областного бюро судебно-медицинской экспертизы» в объеме 20 000 тыс. рублей неправомерно отражены по подразделу 02 «Амбулаторная помощь» раздела 09 «Здравоохранение», тогда как их следовало отразить по подразделу 09 «Другие вопросы в области здравоохранения»;
  • не предусмотрены расходы на строительство объектов, по которым в 2019 году осуществлялись проектно-изыскательские работы (например, по лечебному корпусу № 3 ОГКУЗ «Иркутская областная психиатрическая больница №2» в д. Сосновый Бор», положительные заключения экспертиз получены, сметная стоимость строительства в ценах 1 квартала 2019 года – 824,5 млн. рублей);
  • при предлагаемых объемах финансирования дефицит финансового обеспечения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области в части средств областного бюджета на 2020 год расчетно составит 419,5 млн. рублей (3,8 %);
  • не предусмотрены расходы областного бюджета на выполнение расходных обязательств Иркутской области (Закон Иркутской области от 17.12.2008 № 123-ОЗ «О размерах районного коэффициента к заработной плате работников государственных органов Иркутской области, государственных учреждений Иркутской области…») по выплате повышенного районного коэффициента в областных государственных учреждениях, осуществляющих деятельность в рамках обязательного медицинского страхования (требуется около 2 млрд. рублей). КСП области неоднократно обращала внимание на данную проблему, которая до настоящего времени не разрешена.

 

3. ГП «Социальная поддержка населения»:

 

  • КСП области ранее обращала внимание на размеры индексации мер социальной поддержки, которые закладывались на 2020 год в размере 1,04. Следует отметить, что в текстовой части проекта закона размер индексации (в статье 6) установлен в размере 1,03. При этом по представленному Прогнозу социально-экономического развития Иркутской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденному распоряжением Правительства Иркутской области от 25.10.2019 № 867-рп сводный индекс потребительских цен по консервативному сценарию установлен на уровне 104,0, по базовому сценарию – 103,7, Таким образом, индексация мер социальной поддержки в размере 1,03 не основан на параметрах ПСЭР на 2020 год Иркутской области и требует пояснений;
  • в паспортах региональных проектов информация о финансовом обеспечении не актуализирована с учетом формирования бюджетных ассигнований на 2020 год, за истекший период 2019 года отсутствует информация о состоянии хода реализации региональных проектов, достижения их показателей, что не позволяет дать оценку достаточности объемов бюджетных ассигнований на 2020 год и плановый период;
  • на МБТ в проекте закона предусмотрено 2 680 359,9 тыс. рублей. В связи с введением нового пункта 2.1 в статью 140 БК РФ, согласно которому законы субъекта РФ, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций, должны содержать порядок определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий и показатели (критерии) распределения между муниципальными образованиями общего объема таких субвенций, потребуется внесение изменений в Законы Иркутской области от 08.10.2007 № 76-ОЗ, от 10.10.2008 № 89-ОЗ, от 10.12.2007 № 116-ОЗ;
  • перечень публичных нормативных обязательств в проекте закона не предусмотрен к утверждении, вместе с тем, Минсоцразвития представлен в КСП области перечень ПНО в объеме 6 517 655,6 тыс. рублей, что меньше объема утвержденного в проекте закона; актуализированный перечень ПНО по оценкам КСП области может составить 13 590 987,4 тыс. рублей (с учетом федерального финансирования);
  • анализ отдельных ПНО показал, что их объем предусматривается на 2020 год без учета уровня 2019 года, то есть формируется потенциальный резерв;
  • увеличение размеров должностных окладов областных госслужащих с 01.10.2019 года в связи с издание правовых актов может повлечь необходимость пересмотра на 2020 год объема субвенций в связи с увеличением окладов муниципальных служащих;
  • по обеспечивающей подпрограмме «Обеспечение условий деятельности в сфере социального развития, опеки и попечительства Иркутской области» не предусмотрены расходы в объеме 369 376,1 тыс. рублей по принятым расходным обязательствам Иркутской области, что не соответствует ст. 32 БК РФ;
  • не предусмотрены расходы в рамках Закона Иркутской области от 25.10.2019 № 95-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О государственных должностях Иркутской области», указов Губернатора Иркутской области от 25.10.2019 № 255-уг «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Иркутской области», № 256-уг «О размерах окладов за классный чин государственных гражданских служащих Иркутской области», № 257-уг «О внесении изменения в подпункт «д» пункта 1 указа Губернатора Иркутской области от 24 сентября 2012 года № 298-уг»); дополнительная потребность по оценкам КСП области может составить 151 068,4 тыс. рублей;
  • установлена дополнительная потребность в сумме 218 307,7 тыс. рублей на реализацию «майских» указов Президента России на заработную плату работников социальной сферы;
  • отдельные бюджетные ассигнования на предоставление отдельных мер социальной поддержки граждан в Иркутской области планируются в отсутствии принятых расходных обязательств, либо действующие обязательства требуют принятия нормативных правовых актов в окончательном чтении (проекты законов № ПЗ-549, № ПЗ 548).

 

4. ГП «Развитие физической культуры и спорта»:

 

  • потребность средств на оплату труда обеспечена не в полном объеме, для обеспечения в 2020 году темпов роста средней заработной платы отдельных категорий работников и достижения целевого показателя средней заработной платы педагогических работников дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта (на 2020 год — 48 346,5 тыс. рублей, в 2019 году – 45 900 тыс. рублей) требуется 12 867,4 тыс. рублей, в связи с планируемым с 01.01.2020 повышением размера МРОТ с 11 280 тыс. рублей до 12 130 рублей — 4 302,8 тыс. рублей;
  • на реализацию мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по хоккею с мячом в 2020 году предусмотрено 92 008,4 тыс. рублей (приобретение оборудования и материалов для Центра по хоккею с мячом и конькобежным видам спорта с искусственным льдом в г. Иркутске), стоимость оборудования, техники и материалов сформирована без надлежащего анализа рынка, на основании одного коммерческого предложения, имеется риск неэффективного использования бюджетных средств вследствие приобретения оборудования по завышенной стоимости;
  • расходы на предоставление социальных выплат спортсменам и их тренерам в целях ежемесячного денежного содержания предлагается увеличить в 2020 году по отношению к уровню 2019 года на 3 102 тыс. рублей (с 16 830 тыс. рублей до 19 932 тыс. рублей), соответственно увеличено и количество получателей на 15 человек (с 97 до 112); в отступление от требований Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 108-оз «О физической культуре и спорте в Иркутской области» постановлением администрации Иркутской области от 21.04.2006 № 58-па предусмотрено предоставление социальной выплаты не всем участникам, как предусмотрено Законом, а лишь спортсменам (и их тренерам), занявшим первое, второе, третье места. КСП области рекомендует привести данное постановление в соответствии с нормами Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 108-оз «О физической культуре и спорте в Иркутской области»;
  • по ряду мероприятий предлагается скорректировать объемы ассигнований в соответствии с потребностью: на предоставление выплаты для софинансирования приобретения или строительства жилых помещений спортсменов и их тренеров, нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрено 4 345,7 тыс. рублей, что позволит обеспечить выплаты трем нуждающимся, для достижения установленного показателя (4 чел.) дополнительно требуется 1 052,4 тыс. рублей; сверх потребности предусмотрено 303,2 тыс. рублей на дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, выплата носит заявительный характер и получают ее 3 спортсмена на общую сумму 118,2 тыс. рублей, на дату проведения экспертизы дополнительных заявлений не поступало, основания для планирования на эти цели средств в большем объеме отсутствуют; на предоставление субсидий аккредитованным спортивным федерациям из средств областного бюджета предусмотрено 14 000 тыс. рублей, в 2018 году из выделенных 14 000 тыс. рублей использовано 11 813,4 тыс. рублей, в 2019 году использовано 8 450,5 тыс. рублей (на получение субсидии из 16 аккредитованных спортивных федераций заявки подали только 13 федераций), расходы 2020 года целесообразно предусмотреть на фактически сложившемся уровне 2019 года (8 450,5 тыс. рублей), а высвободившиеся средства в объеме 5 549,5 тыс. рублей перераспределить на другие мероприятия;
  • в 2020 году планируется завершение строительства Центра по хоккею с мячом и конькобежным видам спорта, на 2020 год предусмотрено 2 942 291,7 тыс. рублей, в том числе 2 348 731,7 тыс. рублей – средства областного бюджета, 593 560 тыс. рублей – средства из федерального бюджета; Постановлением Правительства Иркутской области от 05.06.2018 № 423-пп (в ред. от 12.04.2019 № 296-пп) утверждены бюджетные инвестиции по данному объекту на 2020 год в объеме 789 048,8 тыс. рублей (за счет средств областного бюджета – 195 491,7 тыс. рублей, федерального бюджета – 593 557,1 тыс. рублей), увеличение объема средств областного бюджета на 2 153 240 тыс. рублей произведено в отсутствие решения о бюджетных инвестициях на эту сумму.
  • пунктом 4 статьи 139 БК РФ предусмотрено обязательное распределение между муниципальными образованиями субсидий местным бюджетам законом о бюджете (за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе, а также субсидий за счет средств резервных фондов). В приложении 17 к Законопроекту распределение субсидий местным бюджетам в объеме 25 000 тыс. рублей на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для оснащения муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, и в объеме 1 000 тыс. рублей на обеспечение уровня финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки, между муниципальными образованиями не приведено. При этом Положение о распределении данных субсидий на конкурсной основе на момент проведения настоящей экспертизы также отсутствует;
  • в нарушение совокупности норм ст. 65 и 87 БК РФ при отсутствии расходного обязательства по приобретению каркасно-тентовых сооружений и оборудования для оснащения многофункциональных спортивных площадок и хоккейных кортов для последующей передачи их в муниципальную собственность предусмотрены бюджетные ассигнования на эти цели на 2020 год в объеме 15 000 тыс. рублей, информация о том, для какого муниципального образования предусмотрено приобретение данного имущества, не представлена;
  • на завершение капитального ремонта плавательного бассейна «Золотая рыбка» в г. Саянске предусмотрены расходы на 2020 год в объеме 11 775,3 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета – 10 480 тыс. рублей (на 2019 год – 15 122,6 тыс. рублей, из них средства областного бюджета – 13 459,1 тыс. рублей), стоимость капитального ремонта согласно муниципальному контракту от 26.04.2019 составляет 25 289,6 тыс. рублей, срок выполнения работ – до 31.10.2019, оплата за выполненные работы предусмотрена единовременным платежом в течение 30 дней с даты подписания акта о приемке выполненных работ, расходы на 2020 год предусмотрены необоснованно;
  • расходы на завершение выборочного капитального ремонта стадиона «Труд» им. И. Протасова в г. Свирске на 2020 год предусмотрены в объеме 110 129,8 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета – 104 623,3 тыс. рублей (на 2019 год – 17 333,8 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета – 16 467,1 тыс. рублей), согласно муниципальному контракту от 05.08.2019 стоимость работ составляет 71 366,2 тыс. рублей (на 2019 год – 1 100 тыс. рублей, на 2020 год – 70 266,2 тыс. рублей), срок выполнения работ – до 30.09.2020, объем финансирования на 2020 год необоснованно завышен и требует корректировки в соответствии с заключенным контрактом.

 

5. ГП «Развитие культуры»:

 

при отсутствии нормативных правовых актов, утверждающих расходное обязательство, предусмотрены ассигнования на предоставление субсидий местным бюджетам:

  • на приобретение оборудования и литературы для муниципальных учреждений культуры и муниципальных детских школ искусств, осуществляющих деятельность в сфере культуры, пострадавших при чрезвычайной ситуации в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в размере 37 600,0 тыс. рублей;
  • на восстановление (ремонт, реставрация, благоустройство) воинских захоронений на территории Иркутской области в сумме 1 796,9 тыс. рублей;
  • субсидий некоммерческим (религиозным) организациям в целях финансового обеспечения части затрат на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия религиозного назначения в сумме 14 892,0 тыс. рублей;
  • не учтено увеличение должностных окладов госслужащих в соответствии с Указом Губернатора области от 25.10.2019 № 255-уг с 01.10.2019, а также увеличение ФОТ с 01.01.2020 в соответствии с Указом Губернатора области от 25.10.2019 №256-уг, что потребует корректировки расходов на содержание ГРБС в дальнейшем. С учетом повышения должностных окладов госслужащих потребуется корректировка объема субвенции на осуществление областных госполномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к областной государственной собственности;
  • расходы на оплату труда работников областных учреждений культуры в рамках мероприятий Госпрограммы сформированы на уровне показателей текущего года, без учета прогноза средней заработной платы данной категории работников, установленного распоряжением Правительства области от 13.09.2019 № 158-рз. Дополнительная потребность заявлена Архивным агентством на выплату заработной платы с начислениями работникам областных архивов в сумме 4 941,7 тыс. рублей, Администрацией УОБО — работникам подведомственных учреждений культуры 3 506,3 тыс. рублей. Показатель средней заработной платы учреждений, подведомственных Минкультуры, будет достигаться, в том числе, с учетом доходов от платных услуг.
  • в Госпрограмме не предусматривается предоставление единовременных выплат к праздникам в соответствии с Указом Губернатора области от 15.07.2019 №152-уг в размере 20,0 тыс. рублей (порядка 103 364 тыс. рублей). Согласно разъяснениям Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области данная выплата является элементом оплаты труда, в соответствии с нормами ст.ст. 217,422 НК РФ подлежит обложению НДФЛ, страховыми взносам.
  • распределение субсидий местным бюджетам на строительство (реконструкцию) на 2020 год произведено 7-ми объектам муниципальной собственности в сфере культуры (5 начатых в 2019 году, 2 — новых), с наличием нераспределенного остатка средств областного бюджета в размере 24% (на 2020 год — 75 705,0 тыс. рублей), что, несмотря на их направление на восстановление объектов после паводка, не согласуется с требованиями ст. 139 БК РФ в части наличия нераспределенного между МО объема субсидии не более 5% на очередной год, Положением о предоставлении и расходовании субсидий, утвержденным постановлением Правительства области от 13.04.2016 № 215-пп.
  • в несоблюдение требований абз. 7 ст. 184.2 БК РФ, п. 6 ст. 15 Закона Иркутской области от 23.07.2008 № 55-ОЗ «О бюджетном процессе Иркутской области», которыми предусмотрено представление расчета распределения субсидий между муниципальными образованиями области, в материалах к Законопроекту направлен проект распределения субсидий на восстановление (ремонт, реставрацию, благоустройство) воинских захоронений на территории Иркутской области, содержащий только размер субсидий в разрезе МО.
  • объем бюджетных ассигнований, предусмотренный на реализацию региональных проектов, финансируемых в рамках ГП «Развитие культуры», не согласуется с финансовым обеспечением мероприятий, отраженным в паспортах региональных проектов

 

6. ГП «Молодежная политика»:

 

  • в 2020 году планируется исключить из Госпрограммы средства (300,0 тыс. рублей) на реализацию мероприятия «Ресоциализация и постреабилитационный социальный патронат лиц, отказавшихся от немедицинского потребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ», вместе с тем, данное мероприятие является одним из важнейших этапов постреабилитационного сопровождения и его исключение требует широкого обсуждения с общественными организациями (заинтересованными лицами);
  • отмечен низкий уровень финансового обеспечения, направляемого на оплату услуг специалистов молодежной политики, работающих в рамках региональной системы по патриотическому воспитанию, отсутствие материальной заинтересованности может привести к разрушению пока еще эффективно работающей системы; в случае принятия решения о выравнивании оплаты труда специалистов РСПВ хотя бы до уровня оплаты координаторов, работающих в г. Иркутске (12 749 рублей), необходимый годовой объем средств составит 2 019,5 тыс. рублей;
  • в рамках реализации Соглашения по региональному проекту «Социальная активность» Министерством по молодежной политике планируется создание областного государственного бюджетного учреждения «Центр развития добровольчества» с необходимым объемом финансирования в сумме 7 500 тыс. рублей на 2020 год и в сумме 4 189,7 тыс. рублей ежегодно в 2021-2022 годах, при этом в Иркутской области на статус регионального ресурсного центра добровольчества претендует региональная общественная организация «Иркутский региональный волонтерский центр», которая уже прошла конкурсный отбор на федеральном уровне, набрав по его итогам необходимое количество баллов для прохождения сертификации;
  • учитывая положения основных направлений бюджетной политики Иркутской области на 2020-2022 годы с целью наиболее оптимального и рационального подхода к расходованию средств областного бюджета можно рекомендовать рассмотреть РОО «ИРВЦ» в качестве регионального ресурсного центра, в связи с чем, создание еще одного учреждения не потребуется;
  • анализируя план мероприятий, планируемых к реализации в рамках регионального проекта в 2019 году, КСП области рекомендует рассмотреть вопрос по созданию региональной системы развития и поддержки добровольчества в муниципальных образованиях области, как системы координирующей работу добровольцев (волонтеров) «на местах», в муниципальных образованиях;
  • в рамках мероприятия по «организации деятельности добровольцев (волонтеров) при проведении мероприятий молодежной политики» средства в сумме 4 800 тыс. рублей планируется направить в 2020 году на предоставление субсидий (грантов) лучшим практикам в сфере добровольчества (волонтерства), реализуемым в регионе, вместе с тем, Законопроектом указанные средства по КВР 600 «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям» не нашли отражения.

 

7. ГП «Труд и занятость»:

 

  • с несоблюдением норм ст.ст. 14, 85 БК РФ при отсутствии нормативных правовых актов, утверждающих расходное обязательство, предусмотрены ассигнования на 2020 год на предоставление субсидий местным бюджетам, некоммерческим (религиозным) организациям:
    • на приобретение оборудования и литературы для муниципальных учреждений культуры и муниципальных детских школ искусств, осуществляющих деятельность в сфере культуры, пострадавших при чрезвычайной ситуации в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области за счет средств областного бюджета в размере 37 600,0 тыс. рублей;
    • на восстановление (ремонт, реставрация, благоустройство) воинских захоронений на территории Иркутской области в сумме 1 796,9 тыс. рублей;
    • в целях финансового обеспечения части затрат на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия религиозного назначения в сумме 14 892,0 тыс. рублей;

     

  • не учтено увеличение должностных окладов госслужащих в соответствии с Указом Губернатора области от 25.10.2019 № 255-уг с 01.10.2019, а также увеличение ФОТ с 01.01.2020 в соответствии с Указом Губернатора области от 25.10.2019 №256-уг, что потребует корректировки в дальнейшем;
  • расходы на оплату труда работников областных учреждений культуры в рамках мероприятий Госпрограммы сформированы на уровне показателей текущего года, без учета прогноза средней заработной платы данной категории работников, установленного распоряжением Правительства области от 13.09.2019 № 158-рз, дополнительная потребность заявлена Архивным агентством на выплату заработной платы с начислениями работникам областных архивов в сумме 4 941,7 тыс. рублей, Администрацией УОБО — работникам подведомственных учреждений культуры 3 506,3 тыс. рублей.

 

8. ГП «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области»:

 

  • бюджетные ассигнования на 2020 год предусмотрены в объеме 7 729 631,7 тыс. рублей, что на 1 138 686,1 тыс. рублей, или на 13 % меньше, чем в 2019 году, практически весь объем ассигнований (7 534 237,2 тыс. рублей) предусмотрен министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области;
  • несмотря на то, что на Основное мероприятие «Обеспечение возмещения недополученных доходов организациям в связи с оказанием населению Иркутской области услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод по льготным тарифам» (КЦСР 611040000) на 2020 год ассигнования предусмотрены со снижением к уровню 2019 года на 906 354,6 тыс. рублей (с 3 940 000,1 тыс. рублей до 3 033 645,5 тыс. рублей), КСП области отмечает рост объемов расходов областного бюджета на протяжении ряда лет. Снижение объемов ассигнований на 2020 год не вызвано реальным сокращением этих расходов, поскольку потребность на 2019 год по предварительной оценке заявок ресурсоснабжающих организаций на возмещение недополученных доходов составила 4 065 000, 0 тыс. рублей, что с высокой долей вероятности, повлечет в 2020 году необходимость увеличения объемов ассигнований;
  • по ПП «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Иркутской области»:
    мероприятия Регионального проекта «Чистый воздух» содержат малоэффективные и затратные мероприятия (приобретение 21 городского автобуса на газовом топливе в муниципальную собственность, полное возмещение затрат частных инвесторов по строительству двух газовых заправок), не способствующие снижению количества выбросов в атмосферу вредных веществ к 2024 году не менее, чем на 20%. Между тем, согласно Государственному докладу «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году, опубликованному на сайте Минприроды России, из 22 городов страны с наибольшим уровнем загрязнения воздуха вошли 8 городов Иркутской области: Ангарск, Братск, Зима, Иркутск, Свирск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Шелехов;
  • предусмотренные в рамках Подпрограммы «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Иркутской области» (КЦСР 6150000000) бюджетные ассигнования на предоставление субсидий муниципальному образованию на субсидирование затрат частных инвесторов по строительству газозаправочных станций и приобретению передвижных станций (74 290,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета), не имеют правовых оснований их использования, поскольку у муниципального образования г. Братск, которому эти субсидии предусмотрены, отсутствуют полномочия и расходные обязательства;
  • с учетом целей и задач Регионального проекта «Чистый воздух» планирование ассигнований (КЦСР 615G400000 Подпрограмма «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Иркутской области», Региональный проект «Чистый воздух») необходимо осуществлять в рамках другой КЦСР, соответствующей Госпрограмме «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы. КСП отмечает, что финансовое обеспечение реализации Регионального проекта «Чистый воздух» необоснованно предусмотрено в рамках Госпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области», которой цели и задачи Регионального проекта не соответствуют; цели Регионального проекта соответствуют целям Национального проекта «Экология» — кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе в наиболее загрязненных городах, целям подпрограммы «Обеспечение экологической безопасности и охраны природных комплексов и объектов» (снижение доли городов Иркутской области с очень высоким и высоким уровнем загрязнения атмосферы), а также Госпрограммы «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы;
  • с несоблюдением ч. 3 ст. 139 БК РФ по КЦСР 6160000000 «Подпрограмма «Чистая вода» Законопроектом не предусмотрено распределение субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на софинансирование строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности, объектов капитального ремонта на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Из-за отсутствия предусмотренного Законопроектом распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований имеется нераспределенный резерв; Законопроектом также не предусмотрено (приложением 17) распределение других отдельных субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на плановый период 2021 и 2022 годов;
  • с несоблюдением принципа эффективности (результативности), установленного ст. 34 БК РФ, при составлении бюджета в недостаточном объеме планируются ассигнования для реализации отдельных мероприятий по КЦСР 6160272430 «Субсидии местным бюджетам на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе разработку проектной документации, а также на приобретение указанных объектов в муниципальную собственность», что не приведет к достижению результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности);
  • в проекте областного бюджета две целевые статьи КЦСР 6171672954 (78 302,8 тыс. рублей) и КЦСР 6171200000 (114 904,9 тыс. рублей), предусмотренные по разным подразделам, имеют одинаковое наименование «Субсидии местным бюджетам на строительство генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии, модернизацию и реконструкцию существующих объектов, вырабатывающих тепловую и электрическую энергию с использованием высокоэффективного энергогенерирующего оборудования с альтернативными источниками энергии, и на содействие развитию и модернизации электроэнергетики в Иркутской области», что не обеспечивает целевое направление и использование средств бюджета.

 

9. ГП «Развитие транспортного комплекса»:

 

  • объем бюджетных ассигнований на 2020 год и на каждый год планового периода на реализацию мероприятий подпрограммы «Обеспечение реализации государственной политики в сфере управления транспортным комплексом Иркутской области» предусматривается в размере 962 995,0 тыс. рублей со снижением к уровню финансирования 2019 года на 105 927,2 тыс. рублей или 9,9 %, по мнению министерства, недостаточность бюджетных ассигнований в целях возмещения недополученных доходов, связанных с оказанием услуг по пассажирским перевозкам водным, воздушным, пригородным железнодорожным транспортом составляет 151 883,7 тыс. рублей;
  • приложения 10, 12 к Законопроекту КЦСР 6220372770 предусмотрены ассигнования в объеме 6 393,0 тыс. рублей, что не согласуется с данными таблицы 31 приложения 17 к Законопроекту в части распределения субсидии на компенсацию расходов по перевозке грузов, необходимых для жизнеобеспечения населения, автомобильным транспортом предусмотрено в объеме 5 954,3 тыс. рублей (разница на 438,7 тыс. рублей);
  • объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия «Субсидии местным бюджетам на компенсацию расходов по перевозке пассажиров, грузов, необходимых для жизнеобеспечения населения, авиационным транспортом» (КЦСР 6220372280) подпрограммы «Развитие транспортного комплекса Иркутской области» запланирован на 2020 год в объеме 51 076,3 тыс. рублей, что незначительно отличается от уровня 2017-2019 годов — 48 266,3 тыс. рублей и является недостаточным в целях обеспечения для населения Тофаларии транспортной доступности, по расчетам муниципального образования «Нижнеудинский район» не обеспеченными финансированием остаются порядка 40 рейсов для перевозки пассажиров и скоропортящегося груза в п. Нерха, п. Алыгджер, п. В. Гутара Нижнеудинского района в размере 7 636,7 тыс. рублей;
  • меры к изменению механизма компенсации авиаперевозчику расходов по перевозке пассажиров, багажа в населенные пункты Тофаларии Правительством Иркутской области не приняты, замечания и предложения КСП области не учтены, вопросы увеличения объемов ресурсного обеспечения на предоставление субсидии муниципальному образованию «Нижнеудинский район» не решены, что влечет снижение объемов перевозок пассажиров в населенные пункты Тофаларии, соответственно, и качества жизни коренных малочисленных народов Тофаларии;
  • субсидии бюджету Нижнеудинского района предусмотрены Законопроектом в отсутствие правовых оснований, поскольку компенсация расходов по перевозке пассажиров, грузов, необходимых для жизнеобеспечения населения, авиационным и автомобильным транспортом не относится к полномочиям органов местного самоуправления.

 

10. ГП «Реализация государственной политики в сфере строительства, дорожного хозяйства»:

 

  • Законопроектом бюджетные ассигнования по ГП «Строительство, дорожное хозяйство» на 2020 предусмотрены в объеме 12 001 835,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 10 484 835,9 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета 1 517 000,0 тыс. рублей. В паспорте Госпрограммы ресурсное обеспечение предусмотрено в объеме 12 030 011,4 тыс. рублей, что на 18 175,5 тыс. рублей больше предусмотренных Законопроектом ассигнований; в целом бюджетные ассигнования по Госпрограмме на 2020 год по сравнению с 2019 годом уменьшены на 954 245,6 тыс. рублей, или 7,4%;
  • на реализацию мероприятий по Региональному проекту «Дорожная сеть» бюджетные ассигнования планируются в объеме 6 251 310,6 тыс. рублей, с уменьшением на 340 157,1 тыс. рублей (5,2%) по сравнению с 2019 годом; объем бюджетных ассигнований по объектам распределен в приложениях к ГП и ПП, на общую сумму 5 240 710,6 тыс. рублей, нераспределенный объем бюджетных ассигнований по объектам составляет 1 010 600,0 тыс. рублей;
  • перечень субсидий бюджетам муниципальных образований Иркутской области предоставляемых из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения на 2020 год, планируется утвердить в Приложении 16 к Законопроекту, на 2020 год бюджетные ассигнования запланированы в объеме — 3 279 512,0 тыс. рублей, в том числе:
    • 3 139 512,0 тыс. рублей на софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области, связанных с осуществлением дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (субсидии в разрезе МО (без распределения по видам субсидий) распределены в Приложении 17 к Законопроекту (ранее распределялись постановлением Правительства Иркутской области от 19.02.2016 № 97-пп));
    • 140 000,0 тыс. рублей на строительство пешеходных переходов (мостов, виадуков);

     

  • Законопроектом бюджетные ассигнования дорожного фонда Иркутской области на 2020 год планируется утвердить в объеме 12 821 677,5 тыс. рублей, с уменьшением к 2019 году на 1 005 266,3 тыс. рублей. Бюджетные ассигнования дорожного фонда Иркутской области в 2020 году планируется направить на:
    • обслуживание долговых обязательств в объеме 1 502,2 тыс. рублей;

    • предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам — 300 000,0 тыс. рублей;
    • предоставление субсидий местным бюджетам на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения — 3 398 089,1 тыс. рублей;

     

  • анализ целевых показателей по Госпрограмме показал, что они не корреспондируют с целевыми показателями региональных проектов.

 

11. ГП «Доступное жилье»:

 

  • в Законопроекте не предусмотрены на 2020 год бюджетные ассигнования на реализацию регионального проекта Иркутской области «Жилье», в рамках федерального проекта «Жилье» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» Правительством Иркутской области 27.06.2019 направлена заявка о наличии в 2020 году потребности в субсидии из федерального бюджета в размере 639 991,11 тыс. рублей (в 2019 году привлечено 90 914,8 тыс. рублей) на софинансирование расходных обязательств Иркутской области на реализацию мероприятий по стимулированию жилищного строительства в рамках проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья в рамках (регионального проекта Иркутской области «Жилье») ПП «Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области»;
  • по результатам ежеквартально проводимых КСП области мониторингов освоения бюджетных средств по формированию специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отмечает низкое исполнение бюджетных ассигнований, в том числе в силу объективных причин, например отсутствию профильных специалистов по приобретению (строительству) жилых помещений в собственность Иркутской области, формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области подразумевает включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд Иркутской области с отнесением к определенному виду жилых помещений и исключение жилых помещений из указанного фонда;
  • КСП области неоднократно рекомендовала приобретение (строительство) жилых помещений целесообразно проводить силами Минстроя, к профилю которого отнесено обеспечение реализации на территории Иркутской области федеральных целевых программ, государственных и ведомственных целевых программ Иркутской области, направленных на оказание поддержки гражданам при получении (приобретении) ими жилых помещений.

 

12. ГП «Охрана окружающей среды»:

 

  • бюджетные ассигнования предусмотрены в объеме 2 192 738,3 тыс. рублей, что на 1 293 654,4 тыс. рублей меньше, чем предусмотрено в 2019 году (-37,1 %), что обусловлено исключением финансирования за счет средств федерального бюджета (1 433 340,3 тыс. рублей) по подпрограмме «Отходы производства и потребления» на мероприятия в рамках охраны озера Байкал;
  • КСП отмечает, что в отсутствие достаточных оснований не планируются бюджетные ассигнования на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на 2020-2022. Между тем данное мероприятие является важнейшим мероприятием для организации полноценной работы регионального оператора, осуществления перехода на новую схему обращения с отходами, его необходимо реализовывать в 2019-2020 годах;
  • объем средств, предусмотренный на сбор, транспортирование и утилизацию (захоронение) твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест размещения отходов (30 000,0 тыс. рублей) не обеспечивает решение имеющейся проблемы с незаконными свалками, из них только городу Байкальску предусмотрено 26 188,0 тыс. рублей, а остальная часть для трех муниципальных образований (город Усть-Илимск, город Братск, город Бодайбо и район); объем бюджетных средств на ликвидацию свалки на территории Байкальского МО в 2020-2021 годах (на 2020 год – 26 188,0 тыс. рублей, на 2021 год – 435 013,0 тыс. рублей) является необоснованным, по мнению КСП –завышенным. В отсутствие достаточных оснований не предусмотрено финансирование по проектирования и строительства 7 объектов инфраструктуры муниципальных образований на 2021-2022 годы с подготовленными земельными участками (мусороперегрузочных комплексов, мусоросортировочных комплексов, полигонов). Заявка Минприроды не поддержана. При наличии проблемы с размещением и утилизацией ТКО на 2020 год предусмотрены ассигнования на строительство только одного полигона ТКО. Таким образом, финансовое обеспечение реализации полномочий Иркутской области в сфере экологии Законопроектом обеспечивается не в полном объеме. Ассигнования на мероприятия, способствующие достижению целей Нацпроекта «Экология» по эффективному обращению с отходами производства и потребления, а также ликвидации всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов к 2024 году, достижению целевого показателя «доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %», недостаточны;
  • новый Региональный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» не обеспечивает комплексное решение проблем с ТКО, поскольку им предусмотрено только одно мероприятие, предусматривающее строительство межмуниципального мусороперерабатывающего комплекса с подъездными путями на территории Иркутской области в г. Ангарске, что свидетельствует о формальном подходе при формировании проекта;
  • предусмотренные по КЦСР 652G750940 средства областного бюджета в сумме 537 060,8 тыс. рублей (на плановый период 2021 года – 375 493,7 тыс. рублей, 2022 года — 610 073,7 тыс. рублей), предусмотренные в рамках софинансирования реализации госконтракта с ОА «Росгеология» в дальнейшем имеют риск перераспределения, так как Проектом федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов не предусмотрено финансирование госконтракта от 22.12.2017 на ликвидацию негативного воздействия отходов БЦБК.

 

13. ГП «Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на 2019 — 2024 годы:

 

  • по подпрограмме «Обеспечение реализации полномочий Правительства Иркутской области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне и пожарной безопасности» (КЦСР 6610000000) бюджетные ассигнования предусмотрены Законопроектом на 2020 год в сумме 1 586 352,9 тыс. рублей, что на 16,4% больше, чем в действующем Законе о бюджете на 2019 год;
  • законопроектом по подпрограмме предусмотрено новое основное мероприятие «Реконструкция региональной системы оповещения гражданской обороны и информирования населения Иркутской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» (КЦСР 6610900000) с объемом финансирования в сумме 192 000,0 тыс. рублей на приобретение и монтаж специализированного оборудования (КВР 200), при этом обоснование проведения реконструкции региональной системы оповещения и объемов финансирования данного основного мероприятия в рамках экспертизы не представлено;
  • в рамках ВЦП «Обеспечение реализации полномочий министерства имущественных отношений Иркутской области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне» (КЦСР 6610100000) на 2020 год Законопроектом предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 45 000 тыс. рублей на проектирование селезащитных мероприятий в Слюдянском районе, на 2021 год — 91 000,0 тыс. рублей, обоснование на такую сумму стоимости проектных работ отсутствует;
  • по подпрограмме «Обеспечение государственного надзора за техническим состоянием и эксплуатацией самоходных машин и других видов техники, аттракционов Иркутской области» (КЦСР 6640000000) бюджетные ассигнования на 2020 год предусмотрены Законопроектом в сумме 60 714,0 тыс. рублей, что на 153,8 тыс. рублей больше, чем в действующем Законе о бюджете на 2019 год. Принимая во внимание, что областной бюджет формируется по программно-целевому принципу, планирование бюджетных ассигнований на реализацию данной подпрограммы в рамках Госпрограммы по подразделу 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство» не соответствует положениям Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

 

14. ГП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»:

 

  • объем финансового обеспечения реализации госпрограммы в рамках законопроекта соответствует бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на реализацию госпрограммы, прошедшей экспертизу КСП области, и составляет в 2020 году 5 325 110,2 тыс. рублей;
  • на момент проведения экспертизы из общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидий местным бюджетам в рамках законопроекта (727 761,3 тыс. рублей) распределено на 2020 год 494 099,0 тыс. рублей, или 67,9%, не распределено 233 662,3 тыс. рублей, или 32,1% (часть из них конкурсные).
  •  

    В нарушение ст. 139 БК РФ субсидия на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности социальной инфраструктуры, которые осуществляются из местных бюджетов, в целях реализации мероприятий по развитию сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности (КЦСР 68Л0572760) в законопроекте распределена в объеме 65 765,0 тыс. рублей, или 78,9% от предусмотренного законопроектом объема субсидии (83 403,1 тыс. рублей).

     

  • в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» бюджетные ассигнования утверждены на реализацию 3-х региональных проектов, в паспортах региональных проектов информация о финансовом обеспечении не актуализирована с учетом формирования бюджетных ассигнований на 2020 – 2022 годы («Культурная среда», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»);
  • не учтены расходы на реализацию: Закона Иркутской области от 25.10.2019 № 95 ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О государственных должностях Иркутской области», указов Губернатора Иркутской области от 25.10.2019 № 255-уг «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Иркутской области», № 256-уг «О размерах окладов за классный чин государственных гражданских служащих Иркутской области», № 257-уг «О внесении изменения в подпункт «д» пункта 1 указа Губернатора Иркутской области от 24 сентября 2012 года № 298-уг»;
  • по обеспечивающей подпрограмме «Обеспечение деятельности в области ветеринарии» по оценкам КСП области не предусмотрены расходы в объеме 40 156,8 тыс. рублей по принятым расходным обязательствам Иркутской области, что не соответствует ст. 32 БК РФ;
  • субвенция на осуществление областных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек в границах населенных пунктов Иркутской области в объеме 23 270,0 тыс. рублей (таблица 11 приложения № 18 Законопроекта) рассчитана на 2020 год без учета показателей предыдущего 2019 года, по расчетам КСП области общий объем субвенции на 2020 год может составить 31 984,9 тыс. рублей, размер дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях — 8 102,4 тыс. рублей (с учетом количества животных за 2019 год – 12 929 ед., вместо 9 553 ед.);
  • по подпрограмме «Создание условий для развития садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ Иркутской области», в рамках которой ведется ремонт автомобильных дорог садоводческих товариществ, существенно отличается сметная стоимость ремонта 1 км дорог, как между муниципальными образованиями, так и между различными объектами в рамках одного муниципального образования, причиной тому является отсутствие единого подхода к определению стоимости ремонтных работ.

 

15. ГП «Реализация государственной национальной политики в Иркутской области»:

 

  • утвержденное приказом Минсоцразвития от 09.06.2014 № 91-мпр Положение об оказании социальной поддержки гражданам из числа коренных малочисленных народов, общинам коренных малочисленных народов Иркутской области не устанавливает порядок определения размера социальных выплат семьям малочисленных народов в приобретении одежды, обуви, продуктов питания и лекарственных препарат; так как в настоящее время рассматриваемые выплаты носят заявительный характер и определяются из расчета выделенных средств и поступивших заявок по факту предыдущего года, без оценки реальной потребности в средствах, не прослеживается цель максимального достижения социального эффекта от реальной поддержки рассматриваемой категории граждан.

 

16. ГП «Управление государственными финансами Иркутской области»:

 

  • в рамках мероприятия «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства областного бюджета, учет и хранение исполнительных документов» Законопроектом предусмотрены расходы на 2020 год в сумме 250 000,0 тыс. рублей, что превышает ассигнования 2019 года на 39 691,0 тыс. рублей (на 18,9%), КСП области отмечает высокий риск невостребованности предусмотренных Проектом закона;
  • Законопроектом предусмотрены расходы на обслуживание государственного долга Иркутской области на 2020 год в сумме 1 105 646,2 тыс. рублей, что превышает ассигнования 2019 года на 500 742,1 тыс. рублей (на 82,8%), КСП области отмечает риск невостребованности предусмотренных Проектом закона;
  • предусмотрено существенное сокращение объема нецелевых и «условно-целевых» межбюджетных трансфертов в 2020 году – на 1 978 291,7 тыс. рублей или на 19,7% относительно ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на 2019 год, сокращение может привести к неполному отражению расходных обязательств муниципальных образований в местных бюджетах, что, в свою очередь, повлечет нарушение принципа полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, установленного статьей 32 БК РФ.

 

17. ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика»:

 

  • Законопроектом предлагается утвердить бюджетные ассигнования государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2019 — 2024 годы на 2020 год в объеме 3 164 068,5 тыс. рублей, что на 1 384 248,9 тыс. рублей или 30,4 % меньше объема бюджетных ассигнований, утвержденных Законом о бюджете на 2019 год, основными причинами уменьшения объема бюджетных ассигнований ГП на 2020 год является отсутствие ассигнований по мероприятиям чрезвычайного характера, возникшим в регионе в 2019 году;
  • объем бюджетных ассигнований по региональным проектам на 2020 год, предусмотренным в рамках госпрограммы, не соответствуют финансовому обеспечению, утвержденному паспортами проектов, отклонение составляет 120 128,0 тыс. рублей;
  • в нарушение ч. 2 ст. 79 БК РФ, постановления Правительства Иркутской области от 31.072015 № 374-пп, решение минэкономразвития области о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в отношении объектов капитального строительства в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа не принималось;
  • предлагаемый Законопроектом объем субсидий на уплату части лизинговых платежей и (или) возмещение части первоначального взноса при заключении договора лизинга оборудования, необходимого для реализации инвестиционных проектов в сумме 100 000,0 тыс. рублей минэкономразвития области не подтвержден, обоснование отсутствует, при этом по состоянию на 01.11.2019 расходы по мероприятию, предусмотренные на 2019 год, министерством не исполнены, что влечет риски не освоения средств до конца финансового года, а также не достижения целевых показателей;
  • бюджетные ассигнования на содержание органов исполнительной власти, предусмотренные в рамках госпрограммы, запланированы на 2020 год без учета размеров должностных окладов государственных должностей и окладов государственных гражданских служащих, а также внесенных изменений в формирование фонда оплаты труда государственных гражданских служащих, установленные указами Губернатора Иркутской области от 25.10.2019 № 255-уг, № 256-уг, № 257-уг, Законом Иркутской области от 13.12.2010 № 125-ОЗ, что потребует в последующем корректировки параметров областного бюджета на 2020 год.

 

18. ГП «Формирование современной городской среды»:

 

  • бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение Госпрограммы «Формирование современной городской среды», в рамках которой предусмотрена реализация одной подпрограммы «Развитие благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области», предусмотрены на 2020 год в сумме 1 245 208,9 тыс. рублей, что на 177 813,0 тыс. рублей или на 12,5% меньше, чем в 2019 году; на 2021 год в сумме 1 199 208,9 тыс. рублей, на 2022 год в сумме 1 239 642,7 тыс. рублей. За счет средств областного бюджета на 2020 год предусмотрено 271 000,0 тыс. рублей, на 2021 – 2022 годы в сумме 225 000,0 тыс. рублей ежегодно. Из них на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях – победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды на 2020 год в сумме 46 000,0 тыс. рублей;
  • расходное обязательство Иркутской области об осуществлении поощрения муниципальных образований Иркутской области, активно реализующих мероприятия по благоустройству дворовых и общественных территорий, не принято. Правовые основания для определения бюджетных ассигнований на 2020 год в объеме 25 000,0 тыс. рублей на его реализацию отсутствуют;
  • отсутствуют правовые основания для отражения бюджетных ассигнований областного бюджета на основное мероприятие «Поддержка муниципальных образований Иркутской области по проведению благоустройства территорий» (КЦСР 7210100000) в объеме 25 000,0 тыс. рублей на иные межбюджетные трансферты, целью которых является поощрение муниципальных образований Иркутской области, активно реализующих мероприятия по благоустройству дворовых и общественных территорий, принимая во внимание, что это мероприятие предусмотрено Региональным проектом «Формирование комфортной городской среды в Иркутской области», Отражение ассигнований подлежит в рамках Регионального проекта по КЦСР 721F200000;
  • вновь, как и в 2019 году, имеются риски не освоения бюджетных ассигнований в объеме 25 000,0 тыс. рублей, так как на момент проведения экспертизы отсутствует методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Иркутской области и правил их предоставления.

 

19. ГП «Развитие и управление имущественным комплексом и земельными ресурсами»:

 

  • Законопроектом бюджетные ассигнования по ГП «Развитие имущественного комплекса» на 2020 год предусмотрены в объеме 1 358 022,4 тыс. рублей (средства областного бюджета), на 2021-2022 годы – 1 004 943,7 тыс. рублей ежегодно, что соответствует проекту изменений вносимых в Госпрограмму;
  • в 2020 году не предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию ПП «Обеспечение мероприятий по закрытию населенных пунктов (в том числе городов, поселков), расположенных на территории Иркутской области, в отношении которых по согласованию с Правительством Российской Федерации принято решение Правительства Иркутской области о признании их закрывающимися», в связи с окончанием срока реализации подпрограммы в 2019 году;
  • в отступление от требований пункта 4 статьи 139 БК РФ Законопроектом на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов не распределены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на актуализацию документов территориального планирования и на актуализацию документов градостроительного зонирования;
  • в отступление от требований абзаца 7 статьи 184.2 БК РФ одновременно с Законопроектом не представлены методики и расчеты распределения между муниципальными образованиями области субсидии на актуализацию документов территориального планирования и субсидии на актуализацию документов градостроительного зонирования;
  • основное увеличение расходов по ГП «Развитие имущественного комплекса» в 2020 году предусмотрено на приобретение в областную государственную собственность здания стоимостью 330 000,0 тыс. рублей, находящегося в частной собственности и расположенного по адресу: г. Иркутск, бульвар Гагарина, 6/1, в целях размещения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области; при этом на момент проведения экспертизы Законопроекта отсутствует механизм реализации обязанностей, возлагаемых на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», в части предоставления войскам национальной гвардии зданий (помещений), сооружений и земельных участков;
  • Законопроектом запланированы расходы на продолжение выполнения проектных и изыскательских работ в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Красноказачья, 23А. Финансирование мероприятий в отношении данного объекта осуществлялось с 2017 года в рамках трех Госпрограмм (ГП «Экономическое развитие», ГП «Строительство, дорожное хозяйство», ГП «Развитие имущественного комплекса»), кассовые расходы по состоянию на 01.01.2019 уже составили 10 458,3 тыс. рублей. Цель проведения проектно-изыскательских работ и последующей реконструкции на данном объекте в Пояснительной записке к Законопроекту не приведена.

 

20. ГП «Развитие юстиции и правовой среды»:

 

  • бюджетные ассигнования ПП «Развитие юстиции в Иркутской области» на 2020 год сформированы в объеме 726 201,1 тыс. рублей, снижены к уровню 2019 года на 322 550,6 тыс. рублей или на 30,7 %, основной причиной снижения бюджетных ассигнований ПП является отсутствие финансирования по одному из основных мероприятий «Приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Иркутской области в целях обеспечения деятельности мировых суде»;
  • полагаем необходимым рассмотреть вопрос о целесообразности перехода от использования объектов недвижимости на праве аренды к приобретению объектов в областную государственную собственность;
  • бюджетные ассигнования на содержание органов исполнительной власти (агентство по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области, служба записи актов гражданского состояния Иркутской области) сформированы на 2020 год без учета индексации окладов государственных гражданских служащих, без учета внесенных изменений в формирование фонда оплаты труда государственных гражданских служащих, установленные указами Губернатора Иркутской области от 25.10.2019 № 255-уг, № 256-уг, № 257-уг.

 

21. ГП «Развитие лесного хозяйства»:

 

  • объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации Госпрограммы «Развитие лесного хозяйства» (КЦСР 7700000000) на 2020 год предлагается утвердить в объеме 2 515 350,3 тыс. рублей, что меньше, чем в 2019 году, на 1 144 479,3 тыс. рублей (с 3 659 829,6 тыс. рублей) и обусловлено отсутствием потребности в финансировании отдельных мероприятий, снижением финансирования Федерального проекта «Сохранение лесов», выделением в 2019 году дополнительного финансирования из резервного фонда Правительства РФ в сумме 765 400,0 тыс. рублей на тушение лесных пожаров в связи с высоким пожароопасным сезоном, действовавшим до октября 2019 года;
  • ассигнования на предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров предусмотрены на уровне начала 2019 года. Планирование ассигнований произведено в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном бюджете на 2020 год;
  • бюджетные ассигнования по КЦСР 7710351290 «Осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений», КВР 600 «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям» в объеме 2 820,0 тыс. рублей предусмотрены в отсутствие достаточных оснований (отсутствием планирования по итогам анализа актов лесопатологического обследования, отсутствием объема планируемой к заготовке в ходе санитарно-оздоровительных мероприятий ликвидной древесины) не могут быть признаны объективными и достоверными;
  • по обеспечивающей подпрограмме «Государственное управление в сфере лесного хозяйства Иркутской области» (КЦСР 7720000000) предусмотрены на 2020 год в объеме 1 002 137,2 тыс. рублей, что больше по сравнению с 2019 годом на 15 131,0 тыс. рублей. Вместе с тем, Законопроектом не предусмотрены увеличение ассигнований на реализацию Закона Иркутской области от 25.10.2019 № 95-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О государственных должностях Иркутской области», указов Губернатора Иркутской области от 25.10.2019 № 255-уг «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Иркутской области», № 256-уг «О размерах окладов за классный чин государственных гражданских служащих Иркутской области», № 257-уг «О внесении изменения в подпункт «д» пункта 1 указа Губернатора Иркутской области от 24 сентября 2012 года № 298-уг».
  •  

    В целом Законопроект соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и Иркутской области, может быть рекомендован к принятию Законодательным Собранием Иркутской области в первом чтении.

    Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.