Информация по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ уровня софинансирования расходных обязательств местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в части реализации мероприятий государственных программ Иркутской области в 2018 и 2019 годах»

 

В соответствии с планом деятельности КСП Иркутской области на 2019 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ уровня софинансирования расходных обязательств местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в части реализации мероприятий государственных программ Иркутской области в 2018 и 2019 годах».

 

В 2018 – 2019 годах, в рамках бюджетных ассигнований, предоставление субсидий МО Иркутской области осуществлялось 12 ГРБС. При этом в 2019 году субсидий предоставлено на 43,6 % больше, чем в 2018 году.

 

98 субсидий являются конкурсными, распределялись в рамках нормативных правовых актов Правительства Иркутской области (положениями или порядками), 5 субсидий распределялись законами Иркутской области об областном бюджете. В законодательстве Иркутской области отсутствуют критерии отнесения тех или иных субсидий к распределению в рамках закона об областном бюджете Иркутской области либо нормативным правовым актом Правительства Иркутской области.

 

Уровень софинансирования, утвержденный распоряжением 746-рп, «ухудшил» положение отдельных муниципальных образований Иркутской области в сравнении с ранее заключенными в 2018 году соглашениями.

 

Установлены случаи нарушения порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, что обладает признаками административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

 

Случаи недостижения результативности использования субсидий в 2018 году, в целях которых они предоставлены в рамках реализации мероприятий госпрограмм Иркутской области выявлены по субсидии, предоставленной минэкономразвития Иркутской области в рамках Положения № 218-пп.

 

КСП области отмечает, что в соответствии с п. 3 ст. 139 БК РФ и п. 2 статьи 4 Закона № 74-ОЗ порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом РФ (Иркутской областью) предельного уровня софинансирования объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (Правительства Иркутской области). При этом Правила № 675-пп (и соответственно предельный уровень софинансирования, утвержденный распоряжением № 746-рп) не распространяются на субсидии, предоставляемые минфином Иркутской области, что позволяет сделать вывод о том, что порядок определения софинансирования данных субсидий за счет средств местного бюджета в целом не определен.

 

Также установлено, что Положением № 135-пп в 2018 году не определялся уровень софинансирования мероприятия за счет средств местного бюджета что по мнению КСП области противоречит положениям Закона № 74-ОЗ и принципу равенства бюджетных прав муниципальных образований (ст. 31.1 БК РФ).

 

Анализ отчетов, представленных муниципальными образованиями о расходовании средств, направленных на реализацию государственных программ Иркутской области, выявил многочисленные случаи некачественного составления отчетности и ее недостоверности, что имеет признаки административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2, 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ (нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов) (п. 1.2.61 Классификатора нарушений) и указывает на ненадлежащее исполнение обязательств сторонами соглашений (в том числе органами исполнительной власти по проверке документов).

 

На сайтах органов исполнительной власти отсутствует полная, единообразная и представленная в доступном виде информация для МО о предоставлении из областного бюджета местным бюджетам субсидий в целях софинансирования расходных обязательств.

 

Всего за 2018-2019 годов ГРБС отказано в предоставлении субсидий 200 МО Иркутской области, в том числе в рамках бюджетных ассигнований 2018 года — 68 МО, 2019 года — 132 МО, основными причинами отказов в предоставлении субсидий являлись не предоставление МО Иркутской области необходимого перечня документов и (или) нарушение сроков их предоставления.

 

Рекомендуется предусмотреть порядок проведения повторного отбора МО Иркутской области на предоставление субсидий в случае, если по итогам отбора муниципалитетов на предоставление субсидий сложилась экономия бюджетных средств, доведенных на соответствующие цели в текущем финансовом году и полная потребность по всем МО не была обеспечена.

 

В рамках отдельных Положений о предоставлении субсидий, предоставляемых минфином Иркутской области, требуется проработка вопроса об установлении порядка определения уровня софинансирования субсидии за счет средств областного бюджета, который по информации минфина Иркутской области определяется индивидуально в рамках каждого соглашения с МО Иркутской области.

 

Выявлены случаи заключения соглашений в текущем финансовом году на предоставление межбюджетных трансфертов в размере неиспользованном на начало текущего финансового года остатка бюджетных ассигнований отчетного финансового года. При этом согласно письму Минфина России от 12.04.2019 № 09-10-07/26168 в подобных случаях необходимо заключение дополнительных соглашений к соответствующим соглашениям о предоставлении субсидий, заключенным в отчетном финансовом году, а не заключение новых соглашений. Полагаем, что выявленные проблемы требуют дополнительной проработки и урегулирования.

 

По итогам мероприятия копия направлена в прокуратуру Иркутской области. Отчет по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.