Информация по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности управления бюджетными средствами в части расходов на содержание штатных сотрудников в организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Иркутской области, в 2018 году и истекшем периоде 2019 года (выборочно)»

 

В соответствии с планом деятельности КСП Иркутской области на 2019 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ эффективности управления бюджетными средствами в части расходов на содержание штатных сотрудников в организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Иркутской области, в 2018 году и истекшем периоде 2019 года (выборочно)».

 

КСП области отмечает недостаточный учет отдельных объектов государственной собственности Иркутской области в Реестре, возложенный на министерство имущественных отношений Иркутской области постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп «О министерстве имущественных отношений Иркутской области».

 

Наибольшее количество вакантных должностей установлено в ОГКУ, подведомственных:

 

  • министерству образования области: в 2018 году — 1 304 ед., или 30,9% от среднесписочной численности; в истекшем периоде 2019 года — 1 248,6 ед., или 29,8%;
  • министерству здравоохранения области: в 2018 году – 1 065,1 ед., или 39,7%; в истекшем периоде 2019 года – 901,1 ед., или 35,9%.

 

Для отдельных казенных учреждений, подведомственных министерству имущественных отношений Иркутской области, порядки формирования и расходования фонда оплаты труда работников государственных учреждений на момент проведения экспертно-аналитического мероприятия в установленном порядке не утверждены, тем самым не соблюдены требования ст. 9 Закона Иркутской области от 27.12.2016 № 131-ОЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» по ОГКУ «Центр по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» и ОГКУ «Безопасный регион». C несоблюдением положений ст.ст. 14, 65, 85 Бюджетного кодекса РФ (в отсутствие расходных обязательств Иркутской области), сформированы и утверждены бюджетной сметой расходы на оплату труда.

 

В отдельных случаях формирование и расходование фонда оплаты труда осуществлялось с несоблюдением установленных порядков и положений. Отмечено превышение фактических расходов в 2018 году по ОГКУ «Фонд имущества Иркутской области» (учредитель министерство имущественных отношений Иркутской области), ОГКУ «Государственный архив новейшей истории Иркутской области» (учредитель – Архивное агентство Иркутской области).

 

При формировании расходов на оплату труда на 2018 год показатель среднемесячной заработной платы не должен быть ниже 36,5 тыс. рублей (распоряжение Правительства Иркутской области от 04.10.2018 № 747-рп). При формировании показатель среднемесячной заработной платы составил по учреждениям образования — 21,9 тыс. рублей, учреждениям здравоохранения — 22,3 тыс. рублей.

 

В 2018 году в структуре ФОТ должностные оклады составляют 27,0%; стимулирующие выплаты — 33,3 %; выплаты компенсационного характера — 37,3 %; прочие -2,4 %. В 2019 году структура ФОТ изменена по сравнению с прошлым периодом незначительно: выплаты по окладам – 32,5%; стимулирующие – 27,4%; компенсационные – 36,8%; прочие – 3,3%, т.е. в сторону увеличении доли должностных окладов.

 

Сложившаяся структура фонда оплаты труда учреждений здравоохранения, культуры и образования не отвечают положениям «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений»

 

Так, в ОГКУ здравоохранения за 2018 в структуре ФОТ выплаты по окладам составили 19,5% при рекомендуемом размере 55-60 %, стимулирующие выплаты – 25,4%, при рекомендуемом размере 30 %, компенсационные выплаты – 55,1% при рекомендуемом размере 10-15 %.

 

Аналогичная ситуация наблюдается в государственных учреждениях культуры. В структуре ФОТ выплаты по окладам составили 23,8% при рекомендуемом размере 55-60 %, стимулирующие – 35,6%, при рекомендуемом размере 30-40 %, компенсационные – 40,6% при рекомендуемом размере 10-15 %.

 

В истекшем периоде 2019 года остаток неиспользованных бюджетных ассигнований на 01.12.2019, в отдельных случаях, существенно превышает расчетный фонд оплаты труда в месяц. Высокий показатель остатков свидетельствует о наличии вакантных единиц, формировании резерва для стимулирующих (премиальных выплат), а также указывает на неверное формирование объемов средств, направляемых на оплату труда, несвоевременное уточнение, отсутствие внутреннего контроля учредителя за использованием средств на плату труда подведомственными казенными учреждениями. Многочисленные случаи образования остатков средств, превышающие месячную потребность, более чем в 2 раза, отмечены в казенных учреждениях, подведомственных министерству спорта Иркутской области.

 

Предусмотренная Законом Иркутской области от 27.12.2016 № 131-ОЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» норма о соотношении допускает двоякое толкование. В целях исключения неверного применения учредителями (казенными учреждениями) нормы о предельном уровне соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера и среднемесячной заработной платы иных работников государственного учреждения, КСП области предлагает дополнить Закон области № 131-ОЗ положениями, предусматривающими уточнение расчета среднемесячной заработной платы («отдельно по должностям»).

 

Наибольший уровень заработной платы руководителей казенных учреждений Иркутской области в 2018 году и истекшем периоде 2019 года сложился в строительной отрасли.

 

КСП области рекомендует внести дополнения в постановление Правительства Иркутской области от 09.01.2017 № 10-пп, принятый для реализации ст. 349.5 Трудового кодекса РФ о размещении информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных учреждений в сети «Интернет», предусмотрев положения о включении в ее состав сведений о фамилии, имени и отчестве лица.

 

Установлены отдельные факты размещения информации не в полном объеме, не соответствующей действительности (учреждения министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, министерства спорта Иркутской области, министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области). Выявлены случаи не соблюдения п. 8 Постановления № 10-пп, в части сохранения информации на официальном сайте до дня прекращения с лицами трудового договора (министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области).

 

По итогам мероприятия направлены информационные письма в Правительство Иркутской области, исполнительные органы государственной власти Иркутской области, в ведении которых имеются казенные учреждения Иркутской области. Отчет по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.