Информация по результатам проведения финансово-экономической экспертизы проекта закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в селе Сполошино Киренского района Иркутской области» (ПЗ-691)

 

КСП Иркутской области проведена финансово-экономическая экспертиза проекта закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в селе Сполошино Киренского района Иркутской области» (ПЗ-691).

 

Проект закона предусматривает предоставление гражданам, проживающим в селе Сполошино Киренского района, в связи с признанием бесперспективности развития указанного села, единовременных социальных выплат на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области (далее — социальная выплата). Проектом закона установлен размер социальной выплаты на 1 человека — 877 040 рублей.

 

Проектом закона принимается новое расходное обязательство Иркутской области с объемом расходов 21 926,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.

Источником финансирования являются средства, перераспределенные со статьи «Предоставление ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения, усыновления (удочерения) третьего или последующих детей» (целевая статья 535P123360), расходы по которой предусмотрены в размере 486 924,0 тыс. рублей. Из ФЭО к Законопроекту следует, что в последующем расходы будут восстановлены.

 

Пояснительная записка к Законопроекту содержит информацию, что его разработка связана с бесперспективностью развития с. Сполошино (в связи с труднодоступностью и низкой численностью населения), а также в следствие природного пожара, произошедшего 20.05.2019, в результате которого были полностью уничтожены 22 из 24 жилых домов.

Расчет денежной выплаты производился с учетом стоимости 1 кв. м. жилого помещения (35 098,0 рублей) и норматива общей площади жилого помещения из расчета: 33 кв. м. на одиноко проживающего гражданина, 42 кв. м. на семью из двух человек, 18 кв.м. на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек (в рамках Постановления № 409-пп) либо общей площади жилого помещения, утраченного или признанного в установленном порядке непригодным для проживания в результате пожара (в рамках Постановления № 318-пп).
Учитывая, что проект закона направлен, в первую очередь, на скорейшее расселение граждан, чьи жилые помещения утрачены в результате пожара, КСП области предлагает к обсуждению возможное использование, сложившегося правового регулирования в части определения размера жилищной субсидии с учетом положений Постановлений № 318-пп, № 409-пп.
Также отмечено, что в пункте 1 статьи 3 Законопроекта установлено условие предоставления жилищной субсидии — предоставляется гражданину, имеющему право на получение жилищной субсидии, для приобретения в собственность (общую собственность) жилого помещения на территории Иркутской области. Таким образом, проектом закона предусматривается возможность приобретения жилых помещений на территории любого муниципального образования Иркутской области.

 

При этом в ФЭО к Законопроекту содержится норматив стоимости только в отношении Киренского района, что значительно ограничивает возможности граждан по реализации своих жилищных прав, поскольку цены на рынке жилья Иркутской области (на территории различных муниципальных образований) существенно разнятся.

 

КСП области полагает целесообразным рассмотреть вопрос о включении в число граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, граждан, признанных постоянно проживающими в жилых помещениях с. Сполошино на основании судебных решений, и, соответственно, в число документов, предоставляемых гражданином для получения жилищной субсидии, включить соответствующее судебное решение.

 

В пояснительной записке к Законопроекту указано, что правовым основанием его принятия является пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ, согласно которому органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Вместе с тем, проектом закона предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии только в целях приобретения жилых помещений.
КСП области полагает целесообразным дополнить проект закона, предоставив возможность гражданам на строительство жилых помещений. Данное предложение КСП области основано на применении аналогии с ранее принятыми нормативными актами, возможность как приобретения жилых помещений, так и их строительство предусматривалось при расселении п. Бубновка на основании Постановления № 409-пп, а также в рамках Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

 

Согласно ФЭО и пояснительной записке к Законопроекту расчет размера жилищной субсидии определяется исходя из общей площади жилого помещения на одного гражданина (20 кв. м). Однако это условие не в полной мере согласуется с положениями пункта 3 статьи 5 проекта закона, согласно которому общая площадь жилого помещения, приобретаемого с использованием жилищной субсидии, должна быть не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствующем муниципальном образовании Иркутской области.
Применение нормы общей площади жилого помещения на одного гражданина в виде 20 кв. м. для расчета размера жилищной субсидии, подлежит обсуждению.

 

Кроме того, КСП области обращено внимание на необходимость учитывать требования статьи 83 БК РФ, согласно которой выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.