Информация по результатам проведения финансово-экономической экспертизы проекта закона Иркутской области «О порядке и условиях предоставления в Иркутской области жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан и пользования такими жилыми помещениями» (ПЗ-675)

 

КСП Иркутской области проведена финансово-экономическая экспертиза проекта закона Иркутской области «О порядке и условиях предоставления в Иркутской области жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан и пользования такими жилыми помещениями» (ПЗ-675).

 

В Пояснительной записке не раскрывается информация о том, каким образом проработан вопрос в целом для 1 730 граждан, находящихся в ПНИ, так как под действие Законопроекта подпадают только 90 чел. из этого числа. Более того, в рамках реализации проекта закона сформируются только 8 мест в 2-х квартирах в г. Иркутске (квартиры оборудованы 8 кроватями).

 

Из Пояснительной записки к проекту закона следует, что граждане будут получать социальные услуги в форме социального обслуживания на дому с использованием технологии сопровождаемого проживания. Перечень социальных услуг на дому представлен в таблице (ст. 3 Закона № 144-ОЗ).

 

По информации в Пояснительной записке для реализации инновационного проекта в сфере социального обслуживания «Проект по сопровождаемому проживанию инвалидов с ментальными нарушениями» потребуется открытие при областном государственном бюджетном учреждении социального обслуживания с 01.07.2020 отделения предоставления социальных услуг в условиях сопровождаемого проживания с объемом финансового обеспечения выполнения госзадания в 2020 году – 3 394,6 тыс. рублей, в 2021 – 2020 годы ежегодно по 6 789,1 тыс. рублей. Однако в рамках ответа на запрос КСП области минсоцразвития Иркутской области представило информацию, что реализация инновационного проекта планируется на базе СО НКО «Ассоциация поставщиков социальных услуг Иркутской области» (далее – Ассоциация), что свидетельствует о несогласованной позиции и требует пояснений разработчиков Законопроекта в части, в том числе, финансово-экономического обоснования.

 

Статьей 3 Законопроекта установлены порядок предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания. При этом, в п. 1 ст. 3 Законопроекта не содержится дата постановки на учет граждан, которым будут предоставляться жилые помещения, отсутствует четкость определения очередности (будет ли это единая очередь в субъекте, или в каждом муниципальном образовании, или в каждом учреждении). По информации минсоцразвития Иркутской области предполагается формирование единой очереди граждан, состоящих на учете для предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания.

 

Кроме того, требуются дополнительные пояснения от разработчиков Законопроекта в части условий предоставления жилых помещений (п. 2 ч. 1 ст. 2 Законопроекта) «не обеспеченность жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте» и, соответственно, документов, указанных в п. 9 ч. 4 ст. 3 (документы, подтверждающие необеспеченность жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте), то есть в случае принятия такой формулировки предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания может производиться для инвалидов, имеющих жилые помещения в собственности (соц.найм, спецжилфонд) в других населенных пунктах.

 

В проект закона целесообразно включить положения о проведении проверки и сроках такой проверки, представленных гражданином документов и только после этого принимать решение о постановке гражданина на учет либо об отказе в постановке гражданина на учет, что потребует доработки ч. 8 ст. 3 проекта Закона. Необходимость проверки документов также вытекает из п. 3 ч. 10 ст. 3 Законопроекта, поскольку это является основанием для принятия решения об отказе в постановке гражданина на учет.

 

Данная позиция основана на том, что коррупциогенными факторами являются отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка). То есть без проведенной проверки невозможно прийти к выводу о недостоверности или достоверности сведений, указанных в заявлении или представленных заявителями документах.

 

С целью уточнения полагаем целесообразным ч. 11 ст. 3 после слов «Учет…» дополнить словом «…граждан…».

В ч. 12 ст. 3 предусмотрены случаи для снятия граждан с учета. Необходимо обратить внимание на следующее.

В п. 1 ч. 12 ст. 3 таким случаем является «если в представленных документах выявлены сведения, не соответствующие действительности». Вместе с тем, необходимо рассмотреть вопрос о том, что данный случай возможно исключить, при условии, что в проект Закона будут включены положения о проверке документов и в случае, их недостоверности это послужит основанием для принятия решения об отказе в постановке гражданина на учет.

 

В п. 2 ч. 12 ст. 3 «изменения обстоятельств, послуживших основанием для принятия граждан на учет в соответствии с настоящим Законом» отсутствует ясность, что относиться к обстоятельствам, послуживших основанием для принятия граждан на учет. В данной части норму необходимо конкретизировать либо предусмотреть отсылочную норму.

 

Целесообразно дополнить ч. 12 ст. 3 Законопроекта пунктом 7 следующего содержания «осуждения гражданина к отбыванию наказания в виде лишения свободы», тем самым расширив случаи снятия граждан с учета. Данная позиция основана на том, что осуждение гражданина к отбыванию наказания является одним из оснований прекращения предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (п.п. 6 п. 43 приказа Минтруда России от 24.11.2014 № 939н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому»).

 

Часть 14 статьи 3 Законопроекта предлагается уточнить, следующим образом: после слов «….законодательством» дополнить «…., в том числе в судебном порядке.».

 

В Пояснительной записке содержится информация о том, что проект закона подготовлен в целях обеспечения реализации инновационного стационарозамещающего проекта в сфере социального обслуживания: «Проект по сопровождаемому проживанию инвалидов с ментальными нарушениями», реализуемого в соответствии с поручением Губернатора Иркутской области от 19 июля 2019 года № 06-275/19. При этом поручение Губернатора и инновационный «Проект по сопровождаемому проживанию инвалидов с ментальными нарушениями» в качестве материалов к проекту закона не представлены.

 

Кроме того, Приказом Минтруда России от 14.12.2017 № 847 утверждены методические рекомендации по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях (далее – Приказ № 847).

 

КСП области обращает внимание, что минсоцразвития Иркутской области на 2020 год запланировало расходы в сумме 12,0 млн. рублей на приобретение жилых помещений для реализации инновационных проектов в сфере социального обслуживания «Проект по сопровождаемому проживанию инвалидов с ментальными нарушениями» (на основании поручения Губернатора Иркутской области от 19.07.2019 № 06-275/19). Расходы предусмотрены по основному мероприятию «Приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Иркутской области в рамках полномочий министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области», из них:
 

  • 0,0 тыс. рублей — приобретение объектов недвижимого имущества в г. Саянске;
  • 12 000,0 тыс. рублей — приобретение объектов недвижимого имущества в целях социального обслуживания населения (целевая статья 5320229999).

 

По информации из Пояснительной записки стоимость 12 000,0 тыс. рублей предусмотрена для приобретения 2-х квартир в г. Иркутске (совмещение двух 4-х комнатных квартир). Однако формирование стоимости этих квартир не приводиться, как и не приводиться информация о площади этих квартир.

 

В Пояснительной записке не содержатся сведения о нормативах на мебель и технику. ФЭО к проекту закона не предусматривает расходов на оснащение необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием, перечень которого определяется правовым актом исполнительного органа государственной власти Иркутской области, уполномоченного Правительством Иркутской области (ч. 5 ст. 2 Законопроекта), что потребует дополнительных средств.

 

Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос изменения механизма реализации Законопроекта, проработать положения о социальном партнерстве с целью выработки совместных обязательств по созданию условий для сопровождаемого проживания СО НКО, родительских сообществ, частного бизнеса, муниципальных образований и государства. Так, например, вместо приобретения квартир, проработать вопрос об их аренде, либо безвозмездной передаче из муниципальной собственности, так как это позволит расширить географию проекта и увеличить охват участников; активно вовлекать СО НКО с учетом имеющейся практики сопровождаемого проживания при государственной поддержки в виде компенсации (возмещения) понесенных ими затрат в рамках постановления Правительства Иркутской области от 15.12.2014 № 654-пп «Об утверждении Положения об определении порядка и размера компенсации, выплачиваемой поставщику или поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг в Иркутской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа)».

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.