Информация по результатам проведения финансово-экономической экспертизы проекта закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О государственной молодежной политике в Иркутской области» (ПЗ-729)

 

КСП Иркутской области проведена финансово-экономическая экспертиза проекта закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О государственной молодежной политике в Иркутской области» (ПЗ-729).

 

1. Пунктами 1 и 2 Законопроекта предлагается в пунктах 1, 2, 3, 5 статьи 2 и в пункте 1 части 1 статьи 6 Закона области № 109-ОЗ слова «30 лет» заменить словами «35 лет». Таким образом, проектом Закона предлагается увеличить возраст молодых граждан с 30 до 35 лет.

 

Поскольку финансово-экономическое обоснование к Законопроекту, предусмотренное п.2 ст. 36 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-ОЗ «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» отсутствует, дать финансовую оценку новым расходным обязательствам, которые появятся в случае принятия указанного законопроекта достаточно сложно, при этом КСП области проведен анализ бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Иркутской области от 20.12.2019 № 130-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Закон о бюджете на 2020 год) по государственной программе Иркутской области «Молодежная политика» на 2019 — 2024 годы (далее – Госпрограмма «Молодежная политика»).

 

Бюджетные ассигнования на 2020 год по Госпрограмме «Молодежная политика» предусмотрены в сумме 245 981,8 тыс. рублей, из которых расходы на содержание министерства по молодежной политике Иркутской области и его подведомственных учреждений (КВР 100) планируются в объеме 102 180,7 тыс. рублей или 41,5 % от общего объема бюджетных ассигнований.

 

На предоставление в 2020 году субсидий местным бюджетам на реализацию программ по работе с детьми и молодежью (КВР 500) бюджетные ассигнования предусмотрены в сумме 2 000,0 тыс. рублей.

 

На предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям (НКО) на 2020 год запланировано 22 390,3 тыс. рублей.

 

Таким образом, на остальные мероприятия по молодежной политике планируется направить порядка 119 410,8 тыс. рублей. При этом необходимо отметить, что ряд мероприятий реализуются для отдельных категорий молодежи, возраст которых, как правило, ограничен 14 – 25 годами.

 

Для молодежи в возрасте старше 30 лет круг реализуемых мероприятий в рамках Госпрограммы достаточно небольшой.

 

Таким образом, с целью вовлечения в реализацию региональной молодежной политики молодых людей в возрасте старше 30 лет, потребуется включение в Госпрограмму новых направлений и мероприятий. Кроме этого, необходимо определить долю (количество) молодых людей, заинтересованных в участии в таких мероприятиях.

 

2. Следующей поправкой предлагается закрепить понятие многофункционального молодежного центра (далее – ММЦ), как муниципального учреждения по работе с детьми и молодежью.
С учетом установленных полномочий по решению вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью как на региональном, так и на местном уровне закрепление понятия ММЦ только как муниципального учреждения требует дополнительного обсуждения.

 

В развитие данной поправки пунктом 10 проекта закона предлагается дополнить Закон № 109-ОЗ новой статьей 25, устанавливающей меры поддержки деятельности муниципальных молодежных центров путем предоставления субсидий из областного бюджета органам местного самоуправления на конкурсной основе.

 

Госпрограммой «Молодежная политика» ежегодно предусмотрено предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Иркутской области на реализацию программ по работе с детьми и молодежью в объеме 2 000,0 тыс. рублей. Отбор программ осуществляется на конкурсной основе, в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 03.02.2014 № 43-пп. Поддержка деятельности муниципальных молодежных центров может быть осуществлена в рамках указанных муниципальных программ.

 

3. Две поправки направлены на закрепление понятия «молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности» и определение системы мер поддержки данной деятельности со стороны органов государственной власти.

 

При проведении экспертиз Госпрограммы и Закона о бюджете, анализируя план мероприятий, реализованных в 2019 году (создание в муниципальных образованиях 25 рабочих мест для добровольческих (волонтерских) объединений, 25 медиа-центров) и оценивая план мероприятий на 2020 год, по мнению КСП области, было бы логичным проработать вопрос по созданию региональной системы развития и поддержки добровольчества в муниципальных образованиях области, как системы координирующей работу добровольцев (волонтеров) «на местах», в муниципальных образованиях (с учетом Поручения Губернатора Иркутской области от 14.05.2019 №06-207/19). Организация и работа аналогичных региональных систем успешно зарекомендовала себя как в системе патриотического воспитания молодежи, так и в рамках профилактики социально-негативных явлений.

 

4. Проектом закона предлагается закрепить понятие «молодого специалиста», которое устанавливает, что гражданину может быть присвоен статус «молодой специалист» в соответствии с законом области. Необходимо отметить, что в настоящее время в системе правовых актов Иркутской области, такого закона, который бы закреплял статус молодого специалиста, нет. В действующем федеральном законодательстве (Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, принятые по вопросам регулирования трудовых отношений) понятия «молодой специалист» также не содержится.

 

В развитие данной поправки пунктом 5 проекта закона предлагается дополнить Закон № 109-ОЗ статьей 111, предусматривающей поддержку молодых специалистов путем предоставления адресной помощи молодым гражданам, нуждающимся в помощи по трудоустройству. Вместе с тем статьей 8 Закона № 109-ОЗ уже предусмотрены меры оказания содействия в реализации права молодых граждан на труд.

 

5. Пунктом 4 проекта закона предлагается предусмотреть дополнительную меру, направленную на оказание поддержки талантливой молодежи, в виде предоставления на конкурсной основе грантов на реализацию социальных проектов.

 

Региональным проектом «Социальная активность» предусматривается организация и проведение министерством по молодежной политике Иркутской области фестиваля для лучших добровольцев Иркутской области, в рамках которого, в том числе, осуществляется конкурс, а также выставка социальных проектов.

 

Так же в рамках подпрограммы «Качественное развитие потенциала и воспитание молодежи» государственной программы Иркутской области «Молодежная политика» организуется и проводится ряд конкурсов в целях оказания поддержки талантливой молодежи, в том числе конкурс молодежных инновационных проектов. Вместе с тем, порядками проведения не предусматривается выделение средств на реализацию проектов победителей конкурса.

 

6. Пунктом 7 проекта закона предлагается дополнить Закон области № 109-ОЗ статьей 132, в которой закрепить меры осуществляемые органами государственной власти в целях развития системы детского и молодежного отдыха, при этом наименование статьи 132 «Развитие системы экологического образования молодежи» не согласуется с ее содержанием. Кроме этого, экологическое образование молодежи не определено в качестве цели и приоритетных задач государственной молодежной политики в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, что требует дополнительного обсуждения.

 

7. Пунктом 8 Законопроекта предлагается дополнить полномочия Правительства Иркутской области в части разработки и утверждения государственных программ Иркутской области в сфере молодежной политики, а также обеспечения реализации на территории Иркутской области государственных программ Российской федерации.

 

Ответственным исполнителем государственной программы является орган государственной власти Иркутской области, определенный Правительством Иркутской области в качестве ответственного за разработку и реализацию государственной программы. Разработка и реализация государственных программ области и ведомственных целевых программ в сфере молодежной политики отнесена к функциям министерства по молодежной политике Иркутской области.

 

8. Пункт 9 проекта закона предлагает дополнить статью 25 Закона № 109-ОЗ частью 3, предусматривающей предоставление из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, осуществляющим в соответствии с уставом деятельность в сфере молодежной политики, грантов в форме субсидий.

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетные ассигнования на предоставление грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, могут быть предусмотрены в законе о бюджете. Порядок предоставления указанных субсидий устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

 

Законом Иркутской области от 25.12.2007 № 142-ОЗ «Об областной государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Иркутской области» предусмотрено финансовое содействие деятельности молодежных и детских общественных объединений путем предоставления им субсидий. Постановлением Правительства Иркутской области от 21.04.2009 № 127-пп утверждено Положение о порядке определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета в целях оказания социальных услуг детям и молодежи.

 

Учитывая изложенное, некоммерческие организации, не являющимся казенными учреждениями, осуществляющие в соответствии с уставом деятельность в сфере молодежной политики действующей редакцией Закона области №109-ОЗ уже отнесены к субъектам молодежной политики и могут претендовать на поддержку, что не требует включения дополнительных положений в Закон.

 

С учетом проведенной экспертизы Законопроекта, отдельные его положения нуждаются в доработке.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.