Информация по результатам проведенного контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, направленных на оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом, в 2018-2019 годах»

 

В соответствии с планом деятельности КСП Иркутской области на 2020 год проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, направленных на оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом, в 2018-2019 годах».

 

В ходе контрольного мероприятия выявлено, что министерством труда и занятости Иркутской области не проработан вопрос получения субсидий из федерального бюджета на осуществление мер поддержки участникам ГП и членам их семей в осуществлении малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств; по содействию в жилищном обустройстве участников ГП и членов их семей, включая выделение переселенцам жилых помещений для временного размещения, обеспечение жилыми помещениями для временного размещения.

 

«Автоматизированная информационная система «Соотечественники» (www.aiss.gov.ru) содержит неактуальную информацию в части сведений об Иркутской области.

 

Проверкой не подтвердились (являются недостоверными) значения целевых показателей, отраженные в отчетах о ходе реализации мероприятий государственной программы Иркутской области «Труд и занятость» за 2018 год, 2019 год, в части показателей региональной программы «доля участников ГП и членов их семей, которым предоставлены меры социальной поддержки, от общего числа участников ГП и членов их семей, обратившихся по данной услуге».

 

В отчетах за 2018, 2019 годы заявлено о 100 % исполнении показателей, вместе с тем, не всем обратившимся участникам ГП (членам семьи) предоставлены такие меры (установлено в ОГКУ УСЗН по Шелеховскому району, г. Братску, г. Усолье-Сибирское, Слюдянскому району).

 

Недостоверность фактических показателей выявлена в отчете об исполнении мероприятий государственной программы Иркутской области «Труд и занятость» за 2018 год, 2019 год в части числа участников ГП и членов их семей, получивших дополнительные меры социальной поддержки в рамках мероприятия «предоставление мер социальной поддержки…» указано за 2018 год – 70 чел., за 2019 год (оперативные данные) – 65 чел. Однако проверкой установлено, что фактическое значение показателя за 2018 год 18 участников ГП (членов семей), имеющих 34 детей; за 2019 год –16 участников, имеющих 37 детей.

 

Минсоцразвития Иркутской области, определяя прогнозное исполнение мероприятий подпрограммы (на 2018 год — 80,0 тыс. рублей, на 2019 год – 99,5 тыс. рублей), производило корректировку бюджетных ассигнований в сторону уменьшения.

 

Вместе с тем, не всем участникам ГП, обратившимся в управления социальной защиты населения за предоставлением пособия на ребенка, произведена своевременная выплата (установлено по ОГКУ УСЗН по Шелеховскому району, по г. Братску, по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району, по Слюдянскому району, г. Иркутску, г. Черемхово). Кроме того, в указанных учреждениях фактически имелась скрытая кредиторская задолженность на 01.01.2019 – 33,5 тыс. рублей, на 01.01.2020 – 12,1 тыс.рублей.

 

Указанное свидетельствует, что минсоцразвития Иркутской области осуществляло бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств ненадлежащим образом (п. п. 1, 6, 7 п. 1 ст. 158 БК РФ), так как у министерства имеются все возможности к осуществлению контроля с учетом наличия ГАИС «Электронный социальный регистр населения Иркутской области», которая нацелена на сбор, обработку, хранение и использование информации о гражданах, проживающих на территории Иркутской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки; повышение эффективности и качества предоставления государственных услуг в сфере социального обслуживания; обеспечение контроля за предоставлением мер социальной поддержки гражданам, проживающим на территории Иркутской области; обеспечение контроля за целевым использованием бюджетных средств; мониторинг и анализ предоставления мер социальной поддержки гражданам, проживающим на территории Иркутской области.

 

Проверкой установлены 5 случаев нарушения срока принятия решения о предоставлении частичного возмещения расходов за найм жилья, установленного в п. 15 Положения № 20-пп (не позднее пяти рабочих дней со дня предоставления заявления и документов (в случае запроса со дня поступления в учреждение запрашиваемых документов) в отношении ЦЗН г. Братск, ЦЗН г. Ангарск, ЦЗН Заларинского района.

 

Также центрами занятости не соблюдались требования п. 20 Положения № 20 пп (частичное возмещение стоимости найма жилья) в части сроков перечисления частичного возмещения участникам ГП (нарушение срока на 195 дн. по ЦЗН г. Усть-Илимск). Одной из причин является позднее зачисление субсидии из федерального бюджета в 2019 году – начиная с 15.05.2019 (в 2018 году – начиная с 06.03.2018). В целом в ходе проверки установлено 63 случая нарушения п. 20 Положения № 20-пп на сумму 930,9 тыс. рублей
С 2019 года в основное мероприятие «Обеспечение условий для социально-культурной адаптации и интеграции участников ГП и членов их семей в Иркутской области» региональной программы введено новое мероприятие «Предоставление компенсации расходов на прохождение медицинского освидетельствования для получения документов, подтверждающих временное проживание на территории Иркутской области, участникам ГП, имеющим трех и более детей, и членам их семей» с объемом ресурсного обеспечения 115,9 тыс. рублей (на 01.01.2019)
Однако в целях начала реализации данного мероприятия с 01.01.2019 не проведена подготовительная работа. Так, в Уставах центров занятости населения не отражены соответствующие виды деятельности, для предоставления участникам ГП компенсаций расходов на прохождение медицинского освидетельствования, а также на признание образования.

 

Минфином Иркутской области уведомлениями о бюджетных обязательств и лимитах бюджетных обязательств в 2019 году доведены до минтруда Иркутской области бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по виду расходов 360 «Иные выплаты населению» (по которому отражаются расходы бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на осуществление иных выплат населению, не отнесенных к иным элементам видов расходов группы 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»), с нарушением порядка применения бюджетной классификации РФ, установленной приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуре и принципах назначения», так как выплаты по Постановлению Правительства №293-пп (компенсация расходов за мед.освидетельствование) подлежат отражению по КВР 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств».

 

Нарушение допущено в результате ненадлежащей реализации полномочия минтруда Иркутской области, как ГРБС, в части п. п. 4 п. 1 ст. 158 БК РФ (осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований) в сумме 115,9 тыс. рублей.

 

Минфин Иркутской области уведомлениями о бюджетных обязательствах и лимитах бюджетных обязательств в 2018-2019 годах доводил до минсоцразвития Иркутской области бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по коду вида расходов «321», то есть на социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат.

 

Минсоцразвития Иркутской области своими уведомлениями доводило бюджетные ассигнования до получателей бюджетных средств (управлений социальной защиты населения). При этом Управления социальной защиты населения, получив бюджетные ассигнования и ЛБО не на исполнение публичных ПНО, фактически исполняли публичные нормативные обязательства (выплата пособий на ребенка участникам ГП), что является нарушением порядка применения бюджетной классификации РФ, установленной приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ № 65н.

 

Кроме того, полагаем целесообразным уточнить перечень ПНО с целью соблюдения требований ст. 21 БК РФ.

 

Указанное нарушение допущено в результате ненадлежащей реализации полномочия минсоцразвития Иркутской области, как ГРБС, в части п.п. 4 п. 1 ст. 158 БК РФ (осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований).

 

Центрами занятости населения не соблюдались требования п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

 

Центрами занятости Иркутской области в отсутствие достаточного правового регулирования (отсутствует утвержденный порядок медицинского освидетельствования иностранных граждан на территории Иркутской области, отсутствует утвержденная форма медицинского заключения, подтверждающего отсутствие заболевания наркоманией), участникам ГП предоставлялась социальная выплата — компенсации расходов на прохождение медицинского освидетельствования для получения документов, подтверждающих временное проживание на территории Иркутской области.

 

Анализ Уставов управлений социальной защиты показал, что внесенными в них изменениями исключено «перечисление и выплаты денежных средств гражданам и юридическим лицам». Вместе с тем, перечисление и выплаты денежных средств по отдельным мерам социальной поддержки до настоящего времени продолжает осуществляться (то есть фактически деятельность, не предусмотренная Уставом), что не соответствует п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

 

Проверка назначения и выплаты пособия на ребенка в управлениях социальной защиты населения показала следующее:

— высокий уровень своевременности принятия решений с соблюдением срока о назначении пособия, установленного в п. 7 ст. 4 Закона № 130-ОЗ;

— нарушения срока выплаты пособия, установленного п. 1 ст. 4 (1) Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 130-оз «О пособии на ребенка в Иркутской области» (ежеквартально в последнем месяце текущего квартала) — 9 случаев на сумму 42,453 тыс. рублей допущены отдельными учреждениями по причине отсутствия бюджетных ассигнований.

 

В ходе контрольного мероприятия выявлено отсутствие единообразия в применении законодательства при организации назначения и выплаты мер социальной поддержки в виде пособия на ребенка в Иркутской области управлениями социальной защиты населения участникам ГП, получившими в период действия свидетельства участника ГП гражданство РФ, что привело к переплатам.

 

По оценкам КСП области сумма переплаты составляет 34,251 тыс. рублей, или 19,5 % от общего объема исполненных бюджетных назначений (175,88 тыс. рублей за 2018, 2019 годы).
Несмотря на то, что Центру выплат переданы функции по перечислению пособия на ребенка в Иркутской области с 01.01.2019, фактически Центр приступил к их перечислению только в мае 2019 года, так как бюджетные ассигнования и ЛБО доведены минсоцразвития Иркутской области до Центра только 01.04.2019. Это обстоятельство привело к 12 случаям нарушения срока выплаты пособия на ребенка, установленного в п. 1 ст. 4 (1) Закона № 130-оз, п. 29 Административного регламента (ежеквартально в последнем месяце текущего квартала) за 1 квартал 2019 года (выплачены 17.05.2019 и 28.05.2019) на сумму 70,652 тыс. рублей.

 

При этом Центром выплат также не соблюдались требования п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Бухгалтерский учет должен вестись методом начисления, однако Центром выплат не осуществлялось (выплаты без начислений).

 

Проверкой установлены случаи назначения мер социальной поддержки участникам ГП на общих основаниях в рамках государственной программы Иркутской области «Социальная поддержка населения». Полагаем, что причиной тому послужило отсутствие таких мер социальной поддержки в рамках специально утвержденной государственной программы «Труд и занятость» (подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом»). Такая ситуация приводит к искаженному представлению потенциальных участников ГП о мерах социальной поддержки возможных к предоставлению в рамках программы переселения соотечественников в Иркутской области.

 

Полагаем, это требует доработки в целях привлечения дополнительных федеральных средств (по расчетам КСП области на сумму 980,806 тыс. рублей).

 

В ходе проверки выявлен случай невыполнения обязательств, принятых участником ГП, что подтверждается также письменными пояснениями минздрава Иркутской области, в соответствии с которым после получения сертификата специалиста участник ГП должен трудоустроиться в медицинскую организацию, подведомственную минздраву Иркутской области, на срок не менее 5 лет (без учета отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком), что по факту не выполнено.

 

Таким образом, полагаем, что расходы на обучение участника ГП произведены без соблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).

 

Указанный случай свидетельствует о недостаточности правового регулирования в Положении № 161 пп в части отсутствия механизма осуществления мониторинга Минздравом исполнения участниками ГП взятых на себя обязательств.

 

Минздравом Иркутской области нарушения и недостатки, выявленные КСП, приняты к сведению, а также в настоящее время проводится работа по подготовке проекта правового акта по внесению изменений в действующее Положение № 161-пп.

 

В ходе проведения контрольного мероприятия минтрудом Иркутской области представлен Реестр получателей выплат за 2019 год только в части произведенной центрами занятости населения. В Реестре отсутствуют выплаты, произведенные за счет субсидии участникам ГП (членам семьи) учреждениями минсоцразвития Иркутской области, минздравом Иркутской области. Аналогичным образом сформирован Реестр получателей выплат за 2018 год.

 

Отчет по результатам проведенного контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области. Направлены представления в министерство труда и занятости Иркутской области, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области, информационное письмо в министерство финансов Иркутской области.