Информация по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области за январь-июнь 2020 года»

 

В соответствии с планом деятельности КСП Иркутской области на 2020 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области за январь-июнь 2020 года».

 

Анализ доходов, поступивших за первое полугодие 2020 года в бюджет ТФОМС, свидетельствует об их равномерном поступлении по отношению к утвержденным годовым назначениям. За январь-июнь 2020 года доходы исполнены на 49,6 %. Основным доходным источником являлась субвенция из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступившая в объеме 22 223 656,2 тыс. рублей, удельный вес которой в общем объеме доходов составил 98 %.

 

Вместе с тем, отмечается некоторое снижение поступлений неналоговых доходов (исполнены на 46,1 % от годовых назначений), что отчасти обусловлено приостановлением проведения страховыми медицинскими организациями и территориальным фондом плановых медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи, по результатам которых в доход бюджета ТФОМС поступали средства от применения к медицинским организациям санкций за выявленные нарушения.

 

Расходы бюджета ТФОМС за январь-июнь 2020 года составили 22 461 071 тыс. рублей, что составляет 47,9 % от утвержденных годовых назначений (46 929 267,5 тыс. рублей).

 

Средства в объеме 22 038 079,6 тыс. рублей (или 98,1 %) направлены на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории Иркутской области (из них 841 179,9 тыс. рублей – на оплату оказанной в декабре 2019 года медицинской помощи за счет остатка субвенции 2019 года, возвращенного ФФОМС в феврале 2020 года на те же цели).

 

Средства на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в рамках регионального проекта «Медицинские кадры Иркутской области» в первом полугодии 2020 года использованы в сумме 14 010,9 тыс. рублей, или 3,6 % от годовых назначений, что указывает на существующие трудности у медицинских организаций по привлечению медицинских кадров. Кроме того, на низкое освоение средств могла повлиять сложившаяся ситуация в период распространения коронавирусной инфекции. В большинстве медицинских организаций произошло сокращение объемов оказания плановой медицинской помощи и снижение нагрузки на врачей и среднего медицинского персонала.

 

Учитывая, что неиспользованные до конца финансового года средства подлежат возврату в бюджет ФФОМС, КСП области рекомендует министерству здравоохранения Иркутской области и ТФОМС принять исчерпывающие меры для их освоения.

 

В отчетный период исполнение бюджета ТФОМС осуществлялось с учетом особенностей, установленных в связи с угрозой распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией.

 

Введен особый режим авансирования. За апрель-июнь авансирование медицинских организаций осуществлялось в размере 100 процентов. В результате этого, с учетом сокращения объемов плановой медицинской помощи, сложилось переавансирование медицинских организаций (превышение объема целевых средств, направленных медицинским организациям в соответствии с заявкой на авансирование медицинской помощи, над суммой счета на оплату медицинской помощи). По итогам оплаты счетов за июнь 2020 года (по данным страховых медицинских организаций) переавансирование за апрель-июнь 2020 года составило 723 857 тыс. рублей (по 90 медицинским организациям).

 

Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрено новое направление использования средств нормированного страхового запаса ТФОМС: на финансовое обеспечение мер по компенсации медицинским организациям недополученных доходов в связи с сокращением объемов медицинской помощи, установленных территориальной программой ОМС, в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих. На дату проведения экспертизы правовые акты о выделении средств из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на компенсацию медицинским организациям недополученных доходов в связи с сокращением объемов медицинской помощи не приняты.

 

Выпадающие доходы медицинских организаций Иркутской области за июнь 2020 года составили около 615 млн. рублей, дополнительное финансирование медицинских организаций на лечение больных коронавирусом – около 241 млн. рублей.

 

При расчете субвенции для регионов не учитывались расходы, возникшие в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в частности, на средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, тесты, и др.

 

Так, согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, работники медицинских организаций, имеющие риск инфицирования при профессиональной деятельности, подлежат обязательному лабораторному обследованию, тестирование должно проводиться 1 раз в неделю. Согласно разъяснениям ФФОМС, лабораторные исследования за счет средств ОМС проводятся при наличии медицинских показаний, работникам медицинских организаций, имеющим риски инфицирования COVID-19, но не имеющим симптомов инфекционного заболевания, тестирование должно осуществляться за счет средств работодателя.

 

Изложенное выше может повлечь за собой ряд рисков. В сложившихся условиях из-за приостановления плановых госпитализаций и снижения объема платных услуг медицинские организации Иркутской области могут недополучить по итогам 2020 года значительные средства; даже при возобновлении работы по оказанию плановой медицинской помощи имеется риск, что учреждения не смогут отработать полученное за предыдущие месяцы авансирование. Недостаток средств на медикаменты, питание, расходные материалы скажется на качестве оказываемой медицинской помощи. Дефицит у медицинских организаций средств неизбежно приведет к росту кредиторской задолженности, снижению заработной платы в части стимулирующих выплат.

 

По данным мониторинга ТФОМС, объем кредиторской задолженности медицинских организаций, работающих в системе ОМС, на 01.07.2020 составил 2 655,7 млн. рублей, в том числе просроченной – 115,9 млн. рублей.

 

КСП области рекомендует Правительству Иркутской области, министерству здравоохранения Иркутской области, Территориальному фонду в рамках своих полномочий:

 

  • принять дополнительные меры по обеспечению сбалансированности и достаточности средств на реализацию Территориальной программы ОМС в Иркутской области;
  • максимально сконцентрировать финансовые, административные, управленческие ресурсы на обеспечении объема предоставления бесплатной медицинской помощи в соответствии с нормативами, утвержденными Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области;
  • продолжить мониторинг за уровнем кредиторской задолженности медицинских организаций, в том числе просроченной; принять меры по сохранению в сложившихся условиях объемов финансирования медицинских организаций;
  • проработать вопрос финансирования расходов, фактически понесенных медицинскими организациями на приобретение средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств, тестирование работников.

 

Мониторинг направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.