Информация по результатам проведенного контрольного мероприятия «Проверка законного, эффективного (экономного и результативного) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета в 2019 году и истекшем периоде 2020 года муниципальному образованию «Мамско-Чуйский район»

 

В соответствии с планом деятельности КСП Иркутской области на 2020 год проведено контрольное мероприятие «Проверка законного, эффективного (экономного и результативного) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета в 2019 году и истекшем периоде 2020 года муниципальному образованию «Мамско-Чуйский район».

 

Бюджет МО на 2019 год утвержден по доходам- 472 728,8 тыс. рублей, в том числе безвозмездные поступления – 419 488,0 тыс. рублей; расходам – 473 109,8 тыс. рублей; дефицит – 381,0 тыс. рублей.

 

По состоянию на 01.01.2020 доходы исполнены на сумму 461 905,7 тыс. рублей, или 97,7 % от плана; в том числе безвозмездные поступления из областного бюджета — 410 751,5 тыс. рублей (97,9 %); расходы — 451 293,6 тыс. рублей (95,4 %). Бюджет исполнен с профицитом в сумме 10 612,1 тыс. рублей при планируемом дефиците бюджета в объеме 381,0 тыс. рублей.

 

Существенную долю доходной части бюджета занимают безвозмездные поступления от бюджетов других уровней — 89,1% от общего объема доходов, налоговые и неналоговые доходы — 10,9%. Распоряжением минфина Иркутской области от 117.10.2018 № 547-мр Мамско-Чуйский район отнесен к группе МО, подпадающих под действие пункта 3 ст. 136 БК РФ.

 

В результате ненадлежащего исполнения администрацией района бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета (ст. 160.1 БК РФ), не осуществления на должном уровне работы по взысканию арендных платежей фактическое поступление доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на 01.01.2020 составило 76,8% от плана.

 

В нарушение ст. 217 БК РФ, порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи в 2019-2020 годах финансовым органом администрации района лимиты бюджетных обязательств в форме уведомления до ГРБС не доведены.

 

Областным бюджетом на 2019 год объем МБТ района предусмотрен в сумме 419 506,1 тыс. рублей. Фактически поступило безвозмездных поступлений из областного бюджета – 410 751,5 тыс. рублей (97,9%), в том числе: дотации – 155 817,9 тыс. рублей (100,0% от плана); субсидии – 74 176,9 тыс. рублей (89,5%); субвенции — 180 756,7 тыс. рублей (99,9%).

 

Отдельные субсидии по состоянию на 01.01.2020 исполнены на уровне 46,2%-57,2% от утвержденных объемов, что свидетельствует об их низкой эффективности (результативности) предоставления и использования, в том числе:

 

субсидии местным бюджетам на софинансирование мероприятий по капитальному ремонту образовательных организаций Иркутской области (план 15 635,8 тыс. рублей, исполнено 7 229,3 тыс. рублей; 46,2%);

субсидии на частичное финансовое обеспечение (возмещение) транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров (план 242,5 тыс. рублей, исполнено 138,9 тыс. рублей; 57,2%).

 

В нарушение ст. 158 БК РФ администрацией района не обеспечено соблюдение получателями межбюджетных субсидий целей, установленных при их предоставлении. Субсидия на софинансирование мероприятий по капремонту помещений МКДОУ детский сад «Елочка» в сумме 331,7 тыс. рублей направлена Учреждением на оплату фактически невыполненных работ, что в силу норм ст. 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

 

В результате увеличения срока исполнения МК по выполнению работ по капремонту помещений МКДОУ детский сад «Елочка» не обеспечено завершение капитального ремонта объекта в 2019 году, достижение целевого показателя, установленного соглашением, муниципальным контрактом – 100% готовность капитального ремонта МКДОУ детский сад «Елочка» в 2019 году, что является несоблюдением принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).

 

В нарушение пункта 9 части 1 статьи 95, части 3 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ подрядчиком не обеспечено продление срока действия банковской гарантии (до 29.03.2020), а учреждением без ее наличия подписано дополнительное соглашение о продлении сроков исполнения контракта. Не обеспечение продление срока банковской гарантии влечет риски нерезультативного (неэффективного и неэкономного) использования бюджетных средств в случае ненадлежащего исполнения ООО «Сибстрой» своих обязательств по МК от 06.09.2019 № 2019.1 на выполнение капитального ремонта помещений МКДОУ детского сада «Елочка».

 

В нарушение ст. 158 БК РФ, Порядка № 111-пп (методики распределения субсидий) администрацией района не обеспечен целевой характер использования субсидии на осуществление мероприятий в области приобретения и доставки топлива и горюче-смазочных материалов, необходимых для обеспечения деятельности муниципальных учреждений и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области на сумму 1 458,4 тыс. рублей. Потребность в финансовых средствах, согласно заявке администрации, сформирована с учетом необходимости приобретения 35 тонн дизельного топлива, 22 тонн бензина. Между тем, администрацией района и ООО «Аквамарин» заключен на поставку 56,05 тонн дизельного топлива на сумму 3 916,774 тыс. рублей.

 

В целях недопущения предоставления субсидий в размере, несоответствующем фактической потребности в финансовых средствах МО, министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области при принятии решений о распределении субсидий на осуществление мероприятий в области приобретения и доставки топлива и горюче-смазочных материалов в соответствии с методикой, следует проводить анализ их остатков на конец отчетного периода.

 

В нарушение ст. 158 БК РФ администрацией района не обеспечена результативность использования средств субсидии на частичное финансовое обеспечение (возмещение) транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров на сумме 103,6 тыс. рублей. Из общего объема субсидии в сумме 242,5 тыс. рублей, администрацией района фактически направлены средства в рамках одного заключенного с юридическим лицом соглашения на сумму 138,9 тыс. рублей (57,3% от заявленной потребности).

 

В результате неиспользования администрацией района субсидии областного бюджета в сумме 103,6 тыс. рублей путем предоставления из бюджета района субсидии в целях частичного возмещения транспортных расходов юрлиц и ИП, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров, не обеспечены продовольственными товарами население п. Колотовка (102 чел.), п. Мусковит (116 чел.), — районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).

 

Установленный соглашением показатель результативности использования субсидии – «Объем поставок продовольственных товаров в муниципальное образование в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий юридическим лицам и ИП, осуществляющим розничную торговлю и доставку продовольственных товаров» является некорректным, поскольку отражает объем поставок только в рамках заключенных соглашений, что требует его уточнения в части указания количества заключенных соглашений, а также размера субсидий, предоставленных по каждому соглашению.

 

В нарушение пункта 9 (1) министерством экономического развития Иркутской области не обеспечено принятие правового акта об установлении порядка проведения ежегодной оценки эффективности (результативности) предоставления (использования) субсидий. В связи с чем, министерством не обеспечено проведение данной оценка за 2019 год.

 

В соответствии с пунктом 20 Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Иркутской области (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Иркутской области (постановление Правительства Иркутской области от 24.09.2018 № 675-п), в случае недостижения МО по состоянию на 31 декабря года значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашением, и если в срок до первой даты представления отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидии в году, следующем за годом предоставления субсидий, указанные значения не достигнуты, к муниципальному образованию Иркутской области применяются меры финансовой ответственности.

 

В нарушение ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Устава МО, Решения Думы Мамско-Чуйского района от 26.02.2015 № 53 «О Положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района», постановлением мэра района от 24.05.2019 № 48 размеры должностных окладов муниципальных служащих увеличены (проиндексированы) в 1,04 раза с 01.04.2019. В отсутствие на то правовых оснований фонд оплаты труда муниципальных служащих с начислениями в 2019 году превышен на сумму 858,8 тыс. рублей.

 

В нарушение п. 2 ст. 8 Закона № 122-оз, Решения Думы района от 25.12.2012 № 116 (с изм. от 18.06.2018 № 144), ст. 86, 158, 174.2 БК РФ бюджетом района на 2019 год предусмотрены и исполнены бюджетные ассигнования на оплату труда мэра района в размере, превышающем установленный нормативным правовым актом представительного органа района, на сумму 49,0 тыс. рублей. Средства подлежат возврату в местный бюджет.

 

В нарушение ст. 158 БК РФ администрацией района в 2019 году не обеспечена организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек, субвенция в сумме 77,5 тыс. рублей не использована. Переданные в соответствии с Законом № 110-ОЗ госполномочия не осуществлялись также в период 2015-2018 годы, (общий объем неисполненных субвенции — 633,8 тыс. рублей).

 

В нарушение ч. 2 ст. 9 Закона № 110-ОЗ, постановления Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 395/174-пп службой ветеринарии Иркутской области не осуществлялся на должном уровне контроль за исполнением администрацией Мамско-Чуйского района государственных полномочий путем проведения анализа деятельности ОМС, что привело к бездействию должностных лиц администрации района по осуществлению организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек на территории района.

 

Установлено, что администрацией района в 2020 году произведен возврат субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий на общую сумму 544,3 тыс. рублей (ст. 34 БК РФ), в том числе:

 

по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг – 329,2 тыс. рублей;

в сфере труда – 41,2 тыс. рублей;

по определению персонального состава и обеспечению деятельности районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав – 41,3 тыс. рублей;

по определению персонального состава и обеспечению деятельности административных комиссий – 49,9 тыс. рублей;

по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Иркутской области – 82,7 тыс. рублей.

 

В нарушение ст. 158 БК РФ управлением образования района не осуществлен на должном уровне контроль за расходованием средств субвенций, что привело к образованию их остатков на сумму 4 250,5 тыс. рублей, в том числе субвенции на «дошкольное образование» (1 276,2 тыс. рублей), субвенции на «общее образование» (2 974,3 тыс. рублей).

 

При формировании заявки на предоставление субвенции ОМС не учтены проведенные мероприятия по оптимизации штатной численности образовательных организаций, проведение капитального ремонта в дошкольном образовательном учреждении.

 

В результате подтверждения администрацией района объемов субвенций, предусмотренных Законом об областном бюджета на 2019 год в полном объеме, а также предоставления в министерство образования Иркутской области расчетов средств на получение субвенции без учета сокращения потребности, в областном бюджете предусмотрен излишний объем субвенции бюджету Мамско-Чуйского района в сумме 4 250,5 тыс. рублей (несоблюдение принципа неэффективности использования бюджетных средств ст. 34 БК РФ).

 

Всего по результатам контрольного мероприятия выявлено нарушений на сумму 7 129,5 тыс. рублей.

 

Отчет по результатам проведенного контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области. Копия отчета направлена в прокуратуру Иркутской области. Информационные письма направлены в Правительство Иркутской области, министерство экономического развития Иркутской области, службу государственного финансового контроля Иркутской области. В министерство финансов Иркутской области направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения в отношении муниципального образования «Мамско-Чуйский район».