Информация по результатам проведенной экспертиза проекта закона Иркутской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (ПЗ-769)

 

КСП Иркутской области проведена экспертиза проекта закона Иркутской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (ПЗ-769).

 

Проект бюджета ТФОМС бездефицитен и сбалансирован по доходам и расходам: на 2021 год – в объеме 46 426 752,1 тыс. рублей, 2022 год – 52 083 897,7 тыс. рублей, 2023 год – 55 273 123,4 тыс. рублей. Формирование доходной и расходной частей бюджета ТФОМС осуществлено в соответствии с положениями статей 39, 65, 146 и 147 БК РФ.

 

Наблюдается снижение темпа роста доходов бюджета ТФОМС в 2021 году по сравнению с предыдущим годом и, соответственно, расходов на реализацию территориальной программы ОМС. Так, в 2020 году по сравнению с уровнем 2019 года объем субвенции увеличился на 7 %, тогда как в 2021 году рост планируется лишь на 1,6 %. Расходы на реализацию территориальной программы ОМС вырастут на 2,4 % к уровню 2020 года (в 2020 году к уровню 2019 года – рост на 10 %).

 

В проекте бюджета ТФОМС не предусмотрены средства на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала (в 2020 году – 386 100,4 тыс. рублей), а также на осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний (в 2020 году – 25 746,7 тыс. рублей). Средства на эти цели в 2021 году зарезервированы в нормированном страховом запасе ФФОМС и будут распределены по регионам позднее.

 

Предусмотренный объем субвенции соответствует размеру субвенции, распределенному на 2021 год Иркутской области в приложении 6 к проекту Федерального закона о бюджете ФФОМС. По сравнению с предыдущим годом прирост субвенций в 2021 году в целом по регионам составил 2,3 % (по Иркутской области – 2,5 %).

 

Удельный вес страховых взносов Иркутской области на ОМС неработающего населения (в 2021 году – 17 431 377,2 тыс. рублей) в общем объеме субвенции в 2021 году составит 38,3 % (в 2020 году – 37,8 %, или 16 819 936 тыс. рублей).

 

Исходя из предлагаемого объема расходов стоимость Территориальной программы ОМС в Иркутской области составит в 2021 году 45 229 984,3 тыс. рублей, или больше 2020 года на 1 075 968,7 тыс. рублей (на 2,4 %).

 

Из данного объема финансирования подушевой норматив финансового обеспечения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области за счет средств ОМС в расчете на одного застрахованного в год в 2021 году 18 145,8 рубля, или больше на 3 % уровня 2020 года (в 2020 году – 17 623,7 рубля).

 

Как указано в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», за счет прироста объема субвенции (в Иркутской области – на 1 094 219,8 тыс. рублей) планируется сохранить соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам – 200 %, среднему медицинскому персоналу – 100 % в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597; увеличить прочие расходы (медикаменты, расходные материалы, питание, коммунальные и другие услуги) с 1 января на индекс потребительских цен 3,7 %.

 

При этом в 2021 году не предусмотрено увеличение заработной платы младшего медицинского персонала и прочего персонала (увеличение по данным категориям работников планируется с 1 октября 2022 и 2023 годов на индекс потребительских цен), что может привести к сокращению их численности из-за низкой оплаты труда.

 

Согласно проекту Программы государственных гарантий, планируется увеличить финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения; объемы медицинской помощи в части проведения профилактических осмотров и диспансеризации населения; объемы дорогостоящих исследований, проводимых в целях выявления заболеваний на ранних стадиях, включить в базовую программу ОМС проведение тестирования пациентов на COVID, в том числе перед госпитализацией; увеличить нормативы финансового обеспечения скорой медицинской помощи.

 

На проведение тестирования пациентов на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19) установлен норматив объема – 0,12441 исследования на 1 застрахованное лицо и финансовый норматив – 584 рубля за одно исследование. На эти цели потребуется в 2021 году расчетно 252,8 млн. рублей (310,1 тыс. исследований).

 

Прирост стоимости территориальной программы большей частью распределится для медицинских организаций, проводящих дорогостоящие диагностические исследования и тестирование пациентов на COVID-19, оказывающих медицинскую помощь по профилю «онкология» и скорую медицинскую помощь. Для остальных медицинских организаций финансовые объемы могут сохраниться на уровне 2020 года, что не позволит обеспечить рост заработной платы работников на темп роста прогнозного значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности (по Иркутской области с 40 892,2 рублей на 2020 год до 43 561,9 рублей на 2021 год согласно распоряжению Первого заместителя Губернатора Иркутской области – председателя Правительства Иркутской области от 13.09.2019 № 158-рз). Кроме того, медицинским организациям потребуются средства на планируемое увеличение МРОТ с 1 января 2021 года (с 12 130 рублей до 12 792 рублей).

 

Изложенное выше может повлечь за собой ряд рисков, что требует принятия дополнительных мер по обеспечению сбалансированности и достаточности средств на реализацию Территориальной программы ОМС в Иркутской области.

 

В государственных учреждениях Иркутской области, осуществляющих деятельность в рамках обязательного медицинского страхования, в соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 123-ОЗ «О размерах районного коэффициента к заработной плате работников государственных органов Иркутской области, государственных учреждений Иркутской области…» выплачивается повышенный районный коэффициент (расходы на его выплату составляют в целом около 2 млрд. рублей). Выполнение принятых расходных обязательств Иркутской области согласно нормам ст. 85 БК РФ должно осуществляться за счет средств областного бюджета. КСП Иркутской области неоднократно обращала внимание на данную проблему, которая до настоящего времени не разрешена.

 

Финансовое обеспечение базовой программы ОМС предусматривает финансирование медицинской помощи при наступлении страхового случая и не влечет расходных обязательств РФ по содержанию учреждений здравоохранения субъектов РФ.

 

Бюджет ТФОМС сбалансирован исходя из средних нормативов объемов медицинской помощи и средних нормативов финансовых затрат, установленных проектом Программы государственных гарантий. В соответствии со ст. 26 Федерального закона № 326, источниками доходов бюджетов территориальных фондов являются также платежи субъектов РФ на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС.

 

Правовая основа для этого в Иркутской области имеется, принят и действует Закон Иркутской области от 04.07.2012 № 75-ОЗ «О размере и порядке уплаты платежей Иркутской области на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования».

 

В статье 9 текстовой части законопроекта в соответствии с ч. 18 ст. 38 Федерального закона № 326-ФЗ предлагается установить норматив расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций в размере 1,00 процента (на уровне 2019-2020 годов). Исходя из предлагаемого норматива расходы на ведение дела в 2021 году вырастут на 3,6 % и составят расчетно 437 596,9 тыс. рублей.

 

По результатам анализа текстовой части законопроекта в целом подтверждается соответствие предлагаемых к утверждению положений требованиям бюджетного законодательства.

 

Вместе с тем частью 2 статьи 2 текстовой части законопроекта предлагается утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 2 к настоящему Закону. Как следует из ст. 184.1 Бюджетного кодекса РФ, законом о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда не могут устанавливаться нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

 

КСП области полагает, что проект закона может быть рекомендован к рассмотрению Законодательным Собранием Иркутской области.

 

При подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается учесть замечания КСП области в части исключения из статьи 2 текстовой части нормы об утверждении нормативов распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов и приложения 2 о распределении указанных нормативов.
 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.