Информация по результатам проведенной экспертизы предложений исполнительных органов государственной власти Иркутской области о внесении изменений в государственные программы Иркутской области

 

КСП Иркутской области проведена экспертиза предложений исполнительных органов государственной власти Иркутской области о внесении изменений в государственные программы Иркутской области.

 

Общий объем ресурсного обеспечения государственных программ Иркутской области на 2021 год предлагается утвердить в сумме 177 131 396,0 тыс. р., что меньше расходов госпрограмм на 2020 год (в действующих редакциях) на сумму 35 156 858,6 тыс. р. и расходов на госпрограммы согласно СБР на 01.10.2020 на сумму 44 164 511,3 тыс. р.

 

При сравнении с ресурсным обеспечением госпрограмм на 2021 год и объемом средств на 2020 в первоначальной редакции установлено, что расходы сокращаются на сумму 9 056 132,2 тыс. р., или на 4,9%.

 

Общие замечания к формированию государственных программ и их изменений:

 

  • особо КСП области отмечает, что к очередной подготовке рассмотрения проекта областного бюджета не устранены ее замечания, высказываемые на протяжении ряда лет по результатам различных контрольных и экспертных мероприятий, в части отсутствия необходимых расходных обязательств, надлежащего правового регулирования отношений в различных сферах, что, кроме игнорирования норм бюджетного законодательства, еще не обеспечивает комплексное, системное и последовательное решение вопросов и проблем, приводит к незаконному, неэффективному, нерезультативному расходованию бюджетных средств. Такие факты не единичны;
  • — объемы ресурсного обеспечения региональных проектов, предусмотренные в рамках изменений госпрограмм на 2021 год, не согласуются с данными о финансовом обеспечении их реализации в паспортах, размещенных на официальном сайте Правительства Иркутской области (https://irkobl.ru/region/priority/), что вызвано неопределенным юридическим статусом региональных проектов, указывает на недостаточную работу с ними и влечет риски невыполнения мероприятий;
  • — не все государственные программы содержат понятную, прозрачную информацию о мероприятиях, предусматривающих капитальные ремонты объектов государственной или муниципальной собственности, в отличие от мероприятий, обеспечиваемых министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области, министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, что обусловлено недостатками Положения № 282-пп. В связи с чем, КСП области предлагает дополнить нормы Положения № 282-пп в разделе 3 «Подпрограммы» возложением обязанностей на всех ответственных исполнителей госпрограмм по формированию в качестве приложений к подпрограммам или госпрограмме перечней объектов капитального ремонта.

 

1. ГП «Развитие образования».

 

На 2021 год в сравнении с текущим годом сокращен объем субвенций на образование на 2 249 558,4 тыс. р. (6,2%: с 36 332 184,2 тыс. р. до 34 082 625,8 тыс. р.).

 

Предложенный объем субвенций в нарушение требований ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определен не на основании утвержденных нормативов, что не в полной мере обеспечивает государственные гарантии на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях.

 

С учетом планируемых к принятию новых значений нормативов в дальнейшем дополнительно потребуется корректировка ресурсного обеспечения субвенций в большем размере.

 

В нарушение требований Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» администрация Усть-Ордынского Бурятского округа наделена функциями учредителя общеобразовательной организации.

 

Расчетная потребность по субсидии на питание обучающихся с ОВЗ в рамках основного мероприятия «Дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях в Иркутской области» обеспечена финансированием на 73,4% (-68 346,9 тыс. р.).

 

Без учета замечаний КСП области на 2021 год предусматривается индексация норматива формирования стипендиального фонда на 3,7% (с 416 до 431 рублей). По расчетам КСП области норматив на 2021 год должен составить порядка 607 рублей.

 

При формировании расходов на компенсационные выплаты студентам, обучающимся по программам подготовки специалистов среднего звена (129 рублей в месяц (с учетом районного коэффициента — 154,8 рублей (юг), 167,7 рублей (север)), не учтены замечания КСП области о необходимости их индексации.

 

В несоблюдение требований ст. ст. 14, 65, 85 БК РФ нормы расходов на бесплатное питание студентам, слушателям, обучающимся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, фактически не установлены. Установленные нормы отдельных продуктов (6 позиций) в натуральном выражении, не согласуются с требованиями к организации здорового питания, установленными СанПиН.

 

Требует индексации стоимость питания для обучающих по профессиям рабочих, обеспечение питанием которых предусмотрено Законом Иркутской области от 10.07.2014 № 91-ОЗ «Об отдельных вопросах образования в Иркутской области»: на 2020 год 17,25 рублей (11 499 чел.), на 2021 год – 16,78 рублей в день (11 816 чел.). При этом стоимость бесплатного питания даже для обучающихся начальной школы гораздо выше и составляет 69 (75) рублей.

 

Приобретение объекта недвижимости для размещения детского сада на 55 мест в с. Аларь Аларского района (6 884,6 тыс. р., в том числе ОБ – 4 586,6 тыс. р., ФБ – 2 298,0 тыс. р.) в госпрограмме предусмотрено необоснованно, поскольку по установленной процедуре отбора объектов распоряжением Минстроя области от 07.09.2020 № 59-687-мр принято решение об отказе в предоставлении субсидии на 2021 год. В материалах экспертизы отсутствуют данные об исключении муниципальным образованием обстоятельств, послуживших основанием для этого отказа.

 

Проектом изменений в госпрограмму предусматривается распределение нераспределенного остатка средств по объектам на 2023 год, которое не согласуется с распоряжением Минстроя области от 07.09.2020 № 59-690-мр, где на отдельные объекты предусмотрены субсидии к предоставлению в 2021 году (строительство школ в с. Идеал Аларского района, в с. Тихоновка Боханского района, др.).

 

2. ГП «Здравоохранение».

 

По сравнению с 2020 годом расходы на обеспечение деятельности медицинских организаций предлагается сократить на 12,2 %, или на 814 361,6 тыс. р. в связи с применением к базовому объему расходов (на 10.06.2020) корректирующего коэффициента 0,85.

 

При планировании расходов на обеспечение деятельности учреждений здравоохранения на 2021 год не учитывались расходы, возникшие в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в частности, на средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, тесты, и др. КСП области полагает необходимым проработать вопрос финансирования указанных расходов в 2021 году.

 

В случае сохранения нестабильной эпидемиологической обстановки в 2021 году, в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Иркутской области и увеличения количества проводимых тестирований на новую коронавирусную инфекцию, необходимо предусмотреть дополнительные бюджетные ассигнования в областном бюджете на приобретение высокочувствительных тест систем и расходных материалов проведения исследований биоматериала на новую коронавирусную инфекцию, расчетно на сумму 247 млн. рублей.

 

КСП области рекомендует дополнить Госпрограмму новым основным мероприятием «Организация обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», включив в него все расходы, связанные с мероприятиями по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции.

 

Проектом предусмотрено снижение расходов на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу ОМС, по сравнению с 2020 годом на 15,3 %, или на 196 439,4 тыс. р., в том числе за счет средств областного бюджета – на 156 582,4 тыс. р., или на 15 %. В связи с сокращением финансирования данного вида медицинской помощи предлагается скорректировать в сторону уменьшения значение целевого показателя по количеству пациентов, которым будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, не включенная в базовую программу ОМС, с 4 121 до 3 950 человек, или на 171 человека (для сравнения: в 2020 году – 4 121 чел.).

 

Всего на 2021 год предусмотрено 1 087 532,8 тыс. р., в том числе за счет федеральных средств – 200 232,2 тыс. р. (в 2020 году – 240 089,2 тыс. р.), областных средств – 887 300,6 тыс. р. (в 2020 году – 1 043 883 тыс. р.).

 

На иммунопрофилактику предлагается предусмотреть расходы в объеме 140 788,3 тыс. р. (73 % от потребности), что на 24 845 тыс. р., или на 15% ниже уровня 2020 года (165 633,3 тыс. р.). За счет указанных средств планируется приобретение иммунобиологических лекарственных препаратов (вакцин) для проведения иммунизации отдельных категорий населения, а также аллергенов туберкулезных для проведения массовой иммунодиагностики детям.

 

Анализ документов, поступивших от Минздрава области на запрос КСП области, показал, что в целях выполнения календаря профилактических прививок (в том числе против пневмококковой инфекции и гриппа) дополнительно требуется 61 258,6 тыс. р., в том числе 25 785 тыс. р. на закупку 15 000 доз вакцины для профилактики пневмококковой инфекции, 18 500 тыс. р. на закупку 100 000 доз вакцины для профилактики гриппа, 16 973,6 тыс. р. на закупку 8 000 доз вакцины для профилактики ветряной оспы для 4 000 человек.

 

КСП области отмечает, что недостаточное количество вакцины, особенно в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, может привести к увеличению в 2021 году заболеваемости и смертности.

 

Со снижением к уровню 2020 года предусмотрены расходы на обеспечение детей первого — второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания (2020 год – 28 496,1 тыс. р., Проект на 2021 год – 25 942,6 тыс. р.), а также на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет через специальные пункты питания и организации торговли по заключению врачей (2020 год – 38 914 тыс. р., проект на 2021 год – 20 921,7 тыс. р.). По мнению КСП области, учитывая рост цен на специализированные продукты для детского питания, предусмотренного объема средств недостаточно для обеспечения потребности, что может привести к социальной напряженности.

 

По расчетам Минздрава области, представленным в КСП области, дополнительно на 2021 год требуется на обеспечение детей первого — второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания 8 990 тыс. р., на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет через специальные пункты питания и организации торговли по заключению врачей – 9 208 тыс. р.

 

Неверно отражены расходы за счет субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по предупреждению и борьбе с социально значимыми инфекционными заболеваниями. Так, на финансовое обеспечение закупок диагностических средств для больных туберкулезом вместо 28 042,5 тыс. р. предусмотрено 42 199,4 тыс. р.; на финансовое обеспечение закупок диагностических средств для больных ВИЧ-инфекцией, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов В и С – вместо 43 665 тыс. р. отражено 28 783,3 тыс. р.; на финансовое обеспечение реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C, в том числе с привлечение СОНКО – вместо 4 941,1 тыс. р. предусмотрено 5 665,9 тыс. р.

 

Существенно ниже уровня 2020 года предусмотрены расходы на капитальный ремонт объектов здравоохранения. На 2021 год предлагается направить на эти цели 258 257,5 тыс. р., или на 47,4 % меньше (в 2020 году – 490 717,8 тыс. р.). ). За счет указанных средств планируется осуществить капитальный ремонт 14 объектов в 13 медицинских организациях. При предлагаемых объемах финансирования потребность учреждений в капитальном ремонте будет удовлетворена на 9,5 %.

 

При предлагаемом объеме расходов на здравоохранение прогнозируется дефицит финансового обеспечения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области за счет средств областного бюджета на 2021 год расчетно в объеме 1 942,7 млн. рублей, или 17 %.

 

3. ГП «Развитие физической культуры и спорта».

 

Расходы на госпрограмму на 2021 год предлагается установить в размере 2 067 218,4 тыс. р., что ниже уровня 2020 года на 2 776 549,1 тыс. р., или на 57,3 %. Из них за счет средств областного бюджета предусмотрено 1 867 785,1 тыс. р. (ниже уровня 2020 года на 2 188 283,1 тыс. р., или на 54 %), средств федерального бюджета – 199 433,3 тыс. р. (ниже уровня 2020 года на 588 265,7 тыс. р., или на 74,7 %).

 

В связи с применением при планировании корректирующего коэффициента сокращены расходы на оплату труда, что создает риск снижения среднемесячной заработной платы работников учреждений, подведомственных министерству спорта.

 

На подпрограмму «Развитие физической культуры и массового спорта» на 2021 год предусмотрено 288 568,8 тыс. р., или на 73,3 % больше уровня 2020 года (166 536,4 тыс. р.). Учитывая низкий уровень исполнения (51,5 %), сложившийся на 01.10.2020 из-за отмены спортивных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, при сохранении эпидемиологической обстановки имеется риск не освоения запланированных средств.

 

Расходы на предоставление социальных выплат спортсменам и их тренерам в целях ежемесячного денежного содержания предлагается увеличить в 2021 году по отношению к уровню 2020 года на 2 900 тыс. р. (с 15 739,7 тыс. р. до 18 639,7 тыс. р.), без изменения количества получателей – 112 человек.

 

КСП области отмечает, что ч. 1 ст. 23 действующего Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 108-оз «О физической культуре и спорте в Иркутской области» предусмотрено предоставление социальных выплат в целях ежемесячного денежного содержания спортсменам — участникам чемпионатов, первенств, кубков мира и Европы, Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, Всемирных специальных олимпийских игр, входящим в состав спортивных сборных команд Российской Федерации и проживающим на территории области, и их тренерам. Размеры, условия и порядок предоставления данных выплат определены постановлением администрации Иркутской области от 21.04.2006 № 58-па. В отступление от требований Закона указанным постановлением предусмотрено предоставление социальной выплаты не всем участникам, как предусмотрено Законом, а лишь спортсменам (и их тренерам), занявшим первое, второе, третье места. КСП области рекомендует привести данное постановление в соответствии с нормами Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 108-оз «О физической культуре и спорте в Иркутской области».

 

На предоставление выплаты для софинансирования приобретения или строительства жилых помещений спортсменов и их тренеров, нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрено 5 074,2 тыс. р. и установлен количественный показатель по предоставлению – 3 человека. Исходя из очередности и расчета потребности на выплаты 3 спортсменам, требуется 4 544,2 тыс. р., или меньше на 530 тыс. р. КСП области рекомендует скорректировать расходы на данное мероприятие.

 

По региональному проекту «Спорт-норма жизни» на 2021 год предусмотрены расходы в объеме 245 674,3 тыс. р. (средства областного бюджета – 54 389,5 тыс. р., средства федерально бюджета – 191 284,8 тыс. р.), за счет которых планировалось строительство 3 объектов: крытого катка с искусственным льдом в г. Свирск, физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Усолье-Сибирское, спортивного зала «Центр тяжелой атлетики» в спортивно-оздоровительном комплексе «Училище Олимпийского резерва».

 

По причине неготовности проектной документации, получившей положительные заключения экспертизы, Правительством Иркутской области в связи с обращением министерства спорта направлено письмо в Минспорт России о замене объектов (на физкультурно-оздоровительный комплекс по адресу: Иркутский район, д. Карлук, ул. Луговая, 2 «А»; спортивный оздоровительный комплекс в п. Плишкино Иркутского района; крытый тренировочный каток с искусственным льдом, расположенный в микрорайоне Университетский в Свердловском районе г. Иркутска).

 

Как следует из письма Минспорта России от 30.09.2020, замена объектов может повлечь дополнительные расходы областного бюджета, поскольку положение о приоритетности Байкальского региона (в который входит Иркутская область) исключено из государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта».

 

4. ГП «Развитие культуры».

 

Ресурсное обеспечение госпрограммы на 2021 год по сравнению с действующим областным бюджетом (в ред. от 25.05.2020 № 44-ОЗ) уменьшено на 1 296 200,6 тыс. р. (с 3 611 550,1 тыс. р. до 2 315 329,5 тыс. р.), или на 35,9 %. По сравнению с действующей госпрограммой на 2020 год (в ред. от 26.08.2020 № 698-пп) объем финансирования в предлагаемом проекте госпрограммы уменьшился на 1 317 408,3 тыс. р. (с 3632737,8 тыс. р. до 2 315 329,5 тыс. р.), или 36,3 %.

 

В пояснительной записке отсутствует обоснование причин корректировки расходов, в связи с чем, достоверно установить их обоснованность, достаточность не представилось возможным.

 

Целевые показатели госпрограммы скорректированы с учетом изменения объема финансирования.

 

5. ГП «Молодежная политика».

 

Ресурсное обеспечение проекта госпрограммы на 2021 год предлагается утвердить в сумме 214 953,9 тыс. р., что на 30 434,3 тыс. р. меньше (на 12,4%) расходов ГП в 2020 году (2020 год – 245 388,2 тыс. р.).

 

Предлагаемыми изменениями корректируются целевые показатели госпрограммы:

 

  • «Общая численность участников мероприятий государственной программы в возрасте от 14 до 30 лет»: в действующей редакции значение целевого показателя на 2021 год установлен – 767 006 чел., проект – 673 232 чел. (сокращение 93 774 чел.);
  • «Доля молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, зарегистрированных с диагнозом «синдром зависимости от наркотических средств (наркомания)», «пагубное (с вредными последствиями) употребление наркотических средств», установленным впервые в жизни, в общем количестве молодых людей от 14 до 30 лет: в действующей редакции значение целевого показателя на 2021 год установлен – 0,05%, проект – 0,07% чел. (увеличение – 0,02%).
    Снижение численности участников мероприятий государственной программы на 93 774 чел. и увеличение доли молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, зарегистрированных с диагнозом «синдром зависимости от наркотических средств (наркомания)» с 0,05% до 0,07% может свидетельствовать о снижении эффективности государственной программы;
  • Расходы на обеспечение деятельности учреждений в области молодежной политики предлагается установить в объеме 25 989,7 тыс. р., что меньше уровня 2020 года на сумму 4 529,0 тыс. р. По данным министерства по молодежной политике необходимый фонд оплаты труда на 2021 год для оплаты труда подведомственных учреждений составляет 76 601,9 тыс. р., при применении методики расчета и коэффициента бюджет 65 396,6 тыс. руб. при этом потребность в соответствии с действующим законодательством — 11 205,3 тыс. р..
    Не обеспечены в соответствии с действующим законодательством расходы на ФОТ работников министерства по молодежной политике на сумму 5 182,7 тыс. р.;
  • На 2021 не предусмотрены отдельные мероприятия в области молодежной политики, в том числе организация и проведение областного фестиваля «СтудЗима»» (846,0 тыс. р.), студенческий турнир — Кубок Губернатора Иркутской области по интеллектуальным играм» (500,0 тыс. р.).

 

6. ГП Социальная поддержка населения».

 

Предложения о внесении изменений в ГП на 2021 год (плановый период 2022-2023 годов) поступили в КСП Иркутской области 13.10.2020, то есть с нарушением срока, установленного п. 22 Положение № 282-пп.

 

В целях выполнения Указа Президента РФ № 204 в 2021 году предлагается реализация РП «Финансовая поддержка семей при рождении детей (Иркутская область)». Экспертизой установлено несоответствие финансового обеспечения указанного РП в паспорте, размещенном на официальном сайте Правительства Иркутской области (7 570 729,8 тыс. р.) с предложениями по изменению ГП на 2021 год, поступившими на экспертизу в КСП области (5 418 065,7 тыс. р.).

 

В пояснительной записке не содержится информации в части реализации отдельных мероприятий, установленных в Общенациональном плане действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, роста экономики и долгосрочные структурные изменения с учетом социально-экономических последствий распространения короновирусной инфекции.

 

Представленные предложения на 2021 год не учитывают часть МБТ из федерального бюджета при наличии заключенных соглашений (не распределены в законопроекте № 1027743-7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»). Таким образом, представленные предложения на 2021 год не соответствует принципу ресурсной обеспеченности и в ближайшее время потребуют внесения корректировок в ГП. По оценкам КСП области «недозаложенность» за счет средств федерального бюджета может составлять 4 049 903,2 тыс. р., из них:

 

  • 60 220,0 тыс. р. для строительства здания Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в г. Нижнеудинск на 24-32 койко-мест в ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершенолетних Нижнеудинского района» (соглашение от 25.12.2020 № 149-09-2020-252;
  • 1 977 553,3 тыс. р. для назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии 81 805 чел. (на 2022 год 1 724 693,0 тыс. р.). Кроме того, дополнительная потребность в субсидии для 7 051 человек может составить 650 868,0 тыс. р.; 727 421,2 тыс. р. На реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта по действующему соглашению от 17.04.2020 № 149-09-2020-400.
    Кроме того, софинансируемая часть областного бюджета запланирована в большем объеме 199 921,2 тыс. р., вместо 193 365,1 тыс. р. (превышением уровня софинансирования на 6 556,0 тыс. р.);
  • для осуществления ежемесячных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, на основании Указ Президента РФ от 20.03.2020 № 199, в связи с отсутствием решения Правительства РФ;
  • 1 284 708,7 тыс. р. на осуществление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (РП) в рамках действующего соглашения от 22.02.2020 № 149-08-2019-117/7.

 

Из представленных материалов для проведения экспертизы установлено отсутствие индексации расходов связанных с приобретением путевок в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей, и стоимости набора продуктов питания для лагерей с дневным пребыванием в рамках подпрограммы «Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Иркутской области».

 

Не учтены расходы на реализацию нового расходного обязательства Иркутской области (Закон Иркутской области от 20.08.2020 № 73-ОЗ) для семей с детьми в виде обеспечения бесплатным питанием в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, граничащего с Иркутской областью, как на 2020 год (2 802,6 тыс. р.), так и на 2021 год и плановый период 6 306,048 тыс. р. ежегодно.

 

На приобретение объектов недвижимого имущества в целях социального обслуживания населения не предусмотрены дополнительные средства областного бюджета (по 6 789,1 тыс. р. на плановый период 2021 и 2022 годов), которые заявлялись при принятии нового расходного обязательства области в Законе Иркутской области от 16.07.2020 № 69-ОЗ «О порядке и условиях предоставления в Иркутской области жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан и пользования такими жилыми помещениями».

 

Имеются замечания к целевым показателям отдельных подпрограмм в части отсутствия корреляции плановых значений с финансовым обеспечением.

 

Так, по подпрограмме «Старшее поколение» отмечается отсутствие корреляции планового значения целевого показателя подпрограммы «количество граждан пожилого возраста, охваченных социальными, оздоровительными, культурно-досуговыми мероприятиями» на 2021 год к финансовому обеспечению (рост целевого показателя на 6,2 % при снижении расходов на 21,6 %).

 

По подпрограмме «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения» отмечается отсутствие корреляции плановых значений целевых показателей на 2021 год к финансовому обеспечению (рост целевых показателей при снижении расходов подпрограммы на 30,7 %):

 

  • рост на 0,4 % (в 2021 году – 82,3 %, в 2020 году – 81,9 %) по показателю «доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее — МГН) приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Иркутской области»;
  • рост на 3,3 % (в 2021 году – 62 %, в 2020 году – 60 %) по показателю «доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Иркутской области»;
  • отмечаются риски образования кредиторской задолженности по заработной плате, так как ФОТ обеспечен только на 85% от заявленной потребности 740 724,3 тыс. р. Дополнительная потребность на ФОТ по оценкам КСП области у Минсоцразвития области, включая подведомственные учреждения на 2021 год составляет 443 908,7 тыс. р.

 

7. ГП «Реализация государственной национальной политики в Иркутской области».

 

Предусматривается сокращение объемов ресурсного обеспечения к показателям 2020 года на 380,6 тыс. р. или 0,8% (с 48 546,9 до 48 166,3 тыс. р.), что, в основном обусловлено правилами формирования проекта областного бюджета на 2021 год с учетом корректирующего коэффициента 0,85 (распоряжение Минфина области от 15.07.2020 № 419-мр).

 

8. ГП «Реализация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области».

 

Проектом постановления предлагается утвердить ресурсное обеспечение государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области» на 2021 год в сумме 8 418 543,8 тыс. р., что на 278 409,4 тыс. р. или 3,4% больше уровня ресурсного обеспечения ГП 2020 года (8 140 134,4 тыс. р.).

 

В рамках ПП «Обеспечение реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Иркутской области» по ОМ «Обеспечение возмещения недополученных доходов организациям в связи с оказанием населению Иркутской области услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод по льготным тарифам» на 2021 год предусмотрено ресурсное обеспечение на 2021 год в сумме 1 886 966,6 тыс. р.

 

Вместе с тем, как показало контрольное мероприятие, проведенное КСП области в 2020 году, только на 01.08.2020 Службой по тарифам Иркутской области согласован объем выпадающих доходов на 2020 год в отношении 136 ресурсоснабжающих организаций (получателей субсидии) в сумме 4 612 691,3 тыс. р. (в 2019 году министерством предоставлены субсидии на выпадающие доходы 154 организациям).

 

Таким образом, ресурсное обеспечение по ОМ сформировано на 2021 год на 40,9% от реальной потребности 2020 года и потребует корректировки в течение 2021 года.

 

Проектом постановления на 2021 предлагается утвердить ресурсное обеспечение ПП «Обеспечение проведения сбалансированной и стабильной политики в области государственного регулирования цен (тарифов)» в сумме 83 379,3 тыс. р., в том числе 12 176,7 тыс. р. предусмотрено на предоставление субвенции на осуществление отдельных областных государственных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения.

 

Вместе с тем, в 2018-2020 годах наблюдается значительный рост выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций по коммунальным услугам водоснабжения и водоотведения (22,9%), в связи с чем, целесообразно закрепить полномочия по установлению экономически-обоснованных тарифов для предприятий данного сектора за Службой по тарифам Иркутской области.

 

Отдельные целевые показатели ГП не соответствуют целям и задачам, установленным в нормативных правовых актах Иркутской области. Например, целевой показатель по ОМ «Обеспечение возмещения недополученных доходов организациям в связи с оказанием населению Иркутской области услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод по льготным тарифам» не соответствует целям, установленным постановлением Правительства Иркутской области № 439-пп, постановлению Правительства Иркутской области № 336-пп.

 

9. ГП «Формирование современной городской среды».

 

Согласно проекту постановления ресурсное обеспечение госпрограммы «Формирование современной городской среды» на 2018 — 2024 годы предлагается утвердить на 2021 год в объеме 1 513 546,0 тыс. р., в том числе за счет средств федерального бюджета – 1 174 130,9 тыс. р., областного бюджета – 339 415,1 тыс. р., что на 83 035,6 тыс. р. или на 5,2% меньше действующей редакции ГП (1 596 581,6 тыс. р.).

 

В 2021 году основной объем ресурсного обеспечения ГП в сумме 1 488 546,0 тыс. р. (98,3%) предусмотрен на реализацию регионального проекта «Формирование комфортной городской среды в Иркутской области» (F2).

 

По мероприятию РП «Оказание содействия муниципальным образованиям Иркутской области на поддержку мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий» на 2021 год в ГП предусмотрено ресурсное обеспечение в сумме 1 079 130,9 тыс. р. (ФБ – 854 130,9 тыс. р., ОБ – 225 000,0 тыс. р.), при этом постановлением Правительства Иркутской области от 04.09.2020 года №736-пп на 2021 год распределены субсидии по мероприятию в отношении 85 МО в сумме 1 174 208,9 тыс. р. т.е. на 95 078,0 тыс. р., больше, чем предусмотрено проектом постановления.

 

По мероприятию РП «Поощрение муниципальных образований Иркутской области-победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды 2020 года» на 2021 год предусмотрено ресурсное обеспечение в сумме 404 570,1 тыс. р. (ФБ – 320 000,0 тыс. р., ОБ – 84 570,1 тыс. р.), из которых 402 722,1 тыс. р. предусмотрено на реализацию 5 новых проектов в 2021-2022 годах.

 

Ресурсное обеспечение по 5 новым проектам сформировано исходя из численности населения, проживающих в малых городах, без наличия проектной документации, достоверности сметной стоимости, что в последующем потребует проведения корректировки ресурсного обеспечения ГП.

 

10. ГП «Доступное жилье».

 

Ресурсное обеспечение Госпрограммы на 2021 год в сравнении с 2020 годом уменьшено на 8 728 239,8 тыс. р., из которых 4 935 286,0 тыс. р. — средства федерального бюджета.

 

Из 13 Подпрограмм ресурсное обеспечение на 2021 год по четырем подпрограммам не предусмотрено, в том числе по причине завершения в 2020 году реализации части подпрограмм и мероприятий, а также недостаточности предельных объемов бюджетных ассигнований, доведенных до Минстроя области министерством финансов Иркутской области, при имеющейся потребности в сумме 750 млн. рублей по ПП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов (социальных) и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Иркутской области» и около 1,0 млрд. рублей по строительству объектов, пострадавших в результате паводков.

 

Анализ целевых показателей показал, что при сокращении ресурсного обеспечения госпрограммы некоторые целевые показатели не откорректированы. Так, например, по региональному проекту «Жилье» предусмотрено сокращение ресурсного обеспечения на 83,4% (2020 год – 287 716,7 тыс. р., 2021 год 47 730,0 тыс. р.), при этом целевые показатели установлены с увеличением «Количество семей, улучшивших жилищные условия в результате реализации проекта» 240 ед. и 923 ед., соответственно и «Объем ввода жилья, построенного с привлечением государственной поддержки в рамках проекта» 13 000 кв. м и 50 000 кв. м., соответственно.

 

11. ГП «Развитие транспортного комплекса Иркутской области».

 

Отсутствие надлежащего правового регулирования в сфере организации транспортного обслуживания населения Иркутской области, в том числе в части определения государственной политики в указанной сфере, установления расходных обязательств Иркутской области приводит к нарушениям бюджетного законодательства при планировании и расходовании средств, в том числе:

 

  • годами не решается вопрос об организации транспортного обеспечения населения Тофаларии воздушным транспортом и завоза туда грузов в соответствии с федеральным законодательством, путем введения государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и, возможно, грузов, что приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств и создает проблемы социального характера; министерством не обеспечено не только соблюдение законодательства о разграничении полномочий, но и бюджетного законодательства (ст. ст. 34, 158 БК РФ);
  • ненадлежащим образом организовано предоставление на территории Иркутской области услуг по перевозке пассажиров и грузов внутренним водным транспортом (паром) на переправах, пересекающих автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения. По мнению КСП области, необходимо исключить практику оказания таких услуг за счет средств дорожного фонда Иркутской области;
  • В составе Госпрограммы в 2021 год предусмотрено мероприятие «Услуги по реализации проекта по развитию авиационного узла города Иркутска» (55 000,0 тыс. р.), в рамках которого планируется разработка технико-экономического обоснования объемов и сроков реконструкции действующего аэропортового комплекса и разработка стратегии привлечения инвестиций в развитие авиационного узла города Иркутска.

 

В этой части КСП области обращает внимание на неисполнение с 2015 года обязательства по внесению обязательств по реконструкции и модернизации действующего аэропорта г. Иркутска, а также по строительству нового аэропорта в документы стратегического и бюджетного планирования социально-экономического развития Иркутской области в рамках заключенного Правительством Иркутской области, Минтрансом РФ и Росавиацией еще в 2014 году Соглашением №10-38-05.

 

В рамках Госпрограммы предусмотрено снижение на 2021 год планируемого объема субсидий в целях возмещения недополученных доходов, связанных с оказанием услуг по пассажирским перевозкам пригородным железнодорожным транспортом на 96 111,7 тыс. р. или 16 % по сравнению с 2020 годом, с одновременным снижением целевого показателя по количеству перевезенных пассажиров на 73 % (с 7 157 до 1 933 тыс. пасс.). Таким образом, усматривается существенное снижение показателей транспортной доступности.

 

12. ГП «Реализация государственной политики в сфере строительства, дорожного хозяйства».

 

КСП области ежегодно отмечает, что ресурсное обеспечение Госпрограммы, предусмотренное в составе расходов дорожного фонда Иркутской области, не покрывает утвержденные нормативы финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог. Уровень содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Иркутской области носит признаки недопустимого.

 

В Перечень объектов капитального строительства (реконструкции) государственной собственности, включены три объекта реконструкции и семь объектов капитального ремонта, по которым не утверждена проектно-сметная документация, не проведена ее государственная экспертиза, что создает риски освоения средств в установленные Госпрограммой сроки.

 

Приложения 1 к Подпрограмме «Дорожное хозяйство» и Приложение 10 к Госпрограмме требуют корректировки по следующим причинам: 1) внесения двух объектов ремонта дважды с финансированием в разные периоды, 2) требуют уточнения значения графы «остаток сметной стоимости» и «сметная стоимость» (по отдельным объектам).

 

Проведенный сравнительный анализ обеспечения деятельности подведомственных министерству учреждений, показал неравнозначный подход министерства к установлению системы оплаты труда сотрудников учреждений. В этой части КСП области обращает внимание на значительный отток квалифицированных специалистов инженерно-технических специальностей в ОГКУ «Дирекция автодорог». Принимая во внимание, что Дирекция автодорог является основным заказчиком при расходовании средств Дорожного фонда ИО, реализации мероприятий Нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» с учетом ежегодного увеличения требований и количества обращений (жалоб) со стороны общественного контроля, можно рекомендовать учредителю проработать данный вопрос и изыскать средства на индексацию оплаты труда специалистов в дорожной сфере.

 

13. ГП «Охрана окружающей среды».

 

Ресурсное обеспечение предусматривается с уменьшением к уровню 2020 года, предусмотренному действующей госпрограммой, на 1 559 366,2 тыс. р. (с 3 287 511,0 тыс. р. до 1 728 144,8 тыс. р.). В сравнении с действующим бюджетом на 2020 год уменьшение составит 270 037,0 тыс. р. В основном такое сокращение обеспечения госпрограммы обусловлено снижением финансирования из федерального бюджета в объеме 1 503 798,4 тыс. р. (с 1 631 684,0 тыс. р. до 127 885,6 тыс. р.).

 

В 2021 году не предусмотрены к реализации региональный проект «Сохранение озера Байкал» в части мероприятий по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат»; мероприятия «Демеркуризация цеха ртутного электролиза в г. Усолье-Сибирское», «Оценка степени экологической опасности загрязненных подземных и сточных вод, поступающих через промышленно-ливневые коллекторы в водные объекты» в связи с возложением решения этих вопросов на Министерство природных ресурсов РФ за счет федерального бюджета (Постановление Правительства РФ от 18.07.2020 № 1070).

 

Созданию условий для несистемного формирования мероприятий подпрограммы, непоследовательного решения проблем, неэффективного и неправомерного осуществления расходов способствует отсутствие правового регулирования в Иркутской области отношений по организации и проведению мероприятий по ликвидации негативного воздействия отходов на окружающую среду.

 

Передача решения вопросов с объектами накопленного вреда ОАО «БЦБК» и ООО «Усольехимпром» на федеральный уровень не исключает необходимость правового регулирования отношений в Иркутской области в сфере выявления, оценки, ликвидации объектов накопленного вреда. Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области продолжает планировать мероприятия по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в отсутствие полномочий и расходных обязательств. Так, на 2021 год предусматривается 11 000,0 тыс. рублей на разработку проектной документации по ликвидации накопленного вреда (свалки) на 12 карте ОАО «БЦБК».

 

В 2020 году в отсутствие расходных обязательств Иркутской области по решению вопросов в сфере обращения с отходами (отходами производства), в том числе по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, угроза возникновения которых возможна при хранении отходов накопленного вреда, были реализованы разовые мероприятия «Понижение уровня надшламовых вод, находящихся в картах-накопителях на промышленной площадке ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» на сумму 5 724,5 тыс. рублей и «Понижение уровня щелокосодержащейся жидкости, размещенной в очистных сооружениях на промышленной площадке ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» на сумму 24 917,8 тыс. рублей, эффективность которых вызывает много вопросов.

 

На 2021 год не предусматривается реализация регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», которым предусмотрено мероприятие по проектированию строительства межмуниципального мусороперерабатывающего комплекса с подъездными путями на территории Иркутской области. Окончание разработки проекта строительства в 2020 году требует решения вопроса о возможности реализации данного мероприятия в дальнейшем с привлечением средств федерального бюджета. Затягивание решения вопроса о создании межмуниципального мусороперерабатывающего комплекса с подъездными путями не направлено на решение вопросов реализации «мусорной» реформы на территории Иркутской области.

 

На 2021 год не планируется новых мероприятий по проектированию строительства полигонов. 177 946,2 тыс. р. предусмотрены на два мероприятия: завершение разработки проектной документации на строительство полигона в Жигаловском районе, продолжение строительства полигона ТКО на территории МО Слюдянский район Иркутской области.

 

Снижение ресурсного обеспечения подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса» на 1 540 113,5 тыс. р. или 61,2 % (с 2 518 189,3 тыс. р. до 978 075,8 тыс. р.) обусловлено уменьшением федеральной поддержки на 1 503 769,6 тыс. р., в том числе на финансовое обеспечение реализации мероприятий по строительству сооружений инженерной защиты Программы по восстановлению жилья, объектов связи, социальной, коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктур, гидротехнических сооружений, административных зданий, поврежденных или утраченных в результате наводнения на территории Иркутской области.

 

Увеличение министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области на 2021 год ресурсного обеспечения мероприятия за счет средств областного бюджета в объеме 662 180,3 тыс. р. (в 2 раза с 345 517,0 тыс. р.) вызывает вопросы с учетом полномочий и расходных обязательств. Обязанность осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий возложена ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ на собственника водного объекта. В Иркутской области не приняты нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства Иркутской области по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

 

14. ГП «Развитие лесного хозяйства».

 

Ресурсное обеспечение ГП «Развитие лесного хозяйства» на 2021 год в сравнении с показателями Госпрограммы и областного бюджета на 2020 год предлагается сократить на 354 355,9 тыс. р. или 12,8 % (с 2 760 306,6 тыс. р. до 2 405 950,7 тыс. р.), в том числе за счет областного бюджета на 276 477,4 тыс. р. (с 1 332 063,8 тыс. р. до 1 055 586,4 тыс. р.), за счет федеральных средств – на 77 878,5 тыс. р. (с 1 428 242,8 тыс. р. до 1 350 364,3 тыс. р.).

 

КСП области отмечает, что прослеживается устойчивая тенденция к уменьшению финансового обеспечения переданных федеральных полномочий за счет средств федерального бюджета и увеличению финансирования за счет средств областного бюджета. С несоблюдением требований федерального законодательства (Лесного кодекса РФ, правил и методик определения объема субвенции и расходов на реализацию переданных полномочий) объем финансового обеспечения федеральных полномочий за счет средств областного бюджета ежегодно, затем в течение финансового года, увеличивается.

 

В лесной сфере формальный Закон Иркутской области от 14.07.2011 № 64-ОЗ «О порядке использования средств областного бюджета для осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений», без конкретизации направлений расходов средств областного бюджета, приводит к ежегодному росту расходов на реализацию переданных федеральных полномочий.

 

Содержание ОГАУ «Иркутская авиационная база охраны лесов» и пожарно-химических станций (лесопожарных формирований) ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» подлежит финансированию за счет федерального бюджета, как сил и средств для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, в рамках полномочий по охране лесов от пожаров.

 

Новое мероприятие по приобретению пожарной техники, противопожарного снаряжения, инвентаря и систем видеомониторинга леса раннего обнаружения лесных пожаров в рамках основного мероприятия «Охрана лесов от пожаров на территории Иркутской области» с ресурсным обеспечением за счет областного бюджета в объеме 209 085,7 тыс. р. предусмотрено в отсутствие достаточных оснований с учетом полномочий в лесной сфере и расходных обязательств, определенных Лесным кодексом РФ.

 

Закупка специализированной лесопожарной техники и оборудования для проведения комплекса работ по охране лесов от пожаров осуществляется в рамках регионального проекта «Сохранение лесов (Иркутская область)», который финансируется из федерального бюджета: на 2021 год предусмотрено 86 556,1 тыс. р. с сокращением по сравнению с 2020 годом со 139 465,9 тыс. р.

 

15. ГП «Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

 

Проектом постановления предлагается утвердить ресурсное обеспечение государственной программы «Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на 2021 год в объеме 1 622 884,1 тыс. р., что на 556 155,1 тыс. р. или 25,5% меньше уровня ресурсного обеспечения ГП в действующей редакции (2 179 039,2 тыс. р.).

 

В 2021 году в рамках ГП запланировано финансирование 4 учреждений, подведомственных министерству имущественных отношений Иркутской области, при этом ФОТ всех учреждений на 2021 год, а также объем субсидий, необходимый для выполнения государственного задания сформирован с несоблюдением пунктов 1.1.1, 1.2 распоряжения министерства финансов Иркутской области от 15.07.2020 №419-мр.

 

Так, ФОТ ОГКУ «Центр по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» на 2021 год сформирован в сумме 110 720,7 тыс. р. (98,1%), ФОТ ОГКУ Иркутской области «Безопасный регион» в сумме 97 438,8 тыс. р. (85,2%), расходы на выполнение государственного задания ГБУ ДПО «УМЦ ГОЧС и ПБ Иркутской области сформированы в сумме 10 682,0 тыс. р. (86,3%), расходы на выполнения государственного задания ОГБУ «ПСС Иркутской области» в сумме 899 278,4 тыс. р. (88,0%).

 

В рамках ПП «Обеспечение реализации полномочий Правительства Иркутской области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне и пожарной безопасности» на 2021 предусмотрено ресурсное обеспечение в сумме 10 141,0 тыс. р. на реализацию одного из основных мероприятий «Государственная поддержка добровольной пожарной охраны» при этом Положение о предоставлении субсидий общественным объединениям пожарной охраны Иркутской области Правительством Иркутской области не утверждено.

 

16. ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика».

 

Объем ресурсного обеспечения госпрограммы на 2021 год планируется установить в сумме 2 921 182,8 тыс. р., что меньше объема на 2020 год на 955 918,9 тыс. р. (на 25%) и меньше объема ассигнований, утвержденных СБР на сумму 967 074,4 тыс. р.. Средства федерального бюджета на 2021 год сокращаются по сравнению с объемом на 2020 год на сумму 476 427,4 тыс. р., или на 31,1%, средства областного бюджета уменьшаются на сумму 479 491,5 тыс. р., или на 14,9%.

 

По госпрограмме на 2021 год не предусмотрены средства на оказание поддержки пострадавших в результате ЧС (2020 год — 154,9 млн. р.) и поддержку предпринимательства в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» (2020 год — 29,3 млн. р.).

 

Проектом федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов бюджету Иркутской области предусмотрены средства на реализацию регпроектов «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию», «Популяризация предпринимательства» в общей сумме 152 237,4 тыс. р., согласно ранее заключенным соглашениям на 2021 год — 121 527,4 тыс. р. (дополнительно 30 710,0 тыс. р.).

 

Дополнительный объем средств в сумме 30 710,0 тыс. р. в отсутствии правовых оснований предусмотрен только по регпроекту «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», что в дальнейшем потребует корректировку средств подпрограммы за счет средств федерального бюджета.

 

Проектом постановления сокращаются расходы по подпрограмме «Поддержка инновационной, научной и научно-технической деятельности в Иркутской области» к уровню 2020 года на 28 941,9 тыс. р. (на 59,0%), при этом предлагается скорректировать целевой показатель «количество получателей мер государственной поддержки в сфере научной и инновационной деятельности в Иркутской области» со 150 ед. в 2020 году до 170 ед. в 2021 году (на 30 ед.), что вызывает риски возможного недостижения показателей в условиях сокращения средств подпрограммы.

 

В рамках подпрограммы «Повышение инвестиционной привлекательности Иркутской области» предусмотрены расходы по регпроекту «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» на 2020 год в сумме 1 000,0 тыс. р., на 2021 год — 1 700,0 тыс. р.. Согласно паспорту РП, размещенному на сайте Правительства Иркутской области финансовое обеспечение мероприятий регпроекта 2020 год отражено в сумме 2 000,0 тыс. р., что не согласуется с объемом ресурсного обеспечения госпрограммы в действующей редакции на 2020 год и показателям СБР на 01.10.2020 (больше на 1 000,0 тыс. р.).

 

Анализ исполнения регпроектов на 01.10.2020 свидетельствует об отсутствии кассового исполнения по данному регпроекту, а также указывает на риски недостижения целевых показателей в 2020 году.

 

Сокращаются в 2021 году расходы на обеспечение деятельности ГАУ МФЦ по сравнению с уровнем 2020 год на сумму 169 591,6 тыс. р., не обеспечена потребность в средствах на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, субсидии на иные цели на сумму 425 360,2 тыс. р..

 

Предлагаемыми изменениями сокращается значение целевого показателя «количество заявлений (запросов) о предоставлении государственных и муниципальных услуг, поступивших в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на 2021 год и 2022-2023 годы, что может свидетельствовать о снижении эффективности деятельности учреждения.

 

На 2021 год сокращаются субсидии на реализацию мероприятий перечня проектов народных инициатив» с 850 000,0 тыс. р. в 2020 году до 520 000,0 тыс. р. в 2021 году (на 330 000,0 тыс. р.).

 

Расходы на обеспечение деятельности министерства экономического развития области на 2021 год предусмотрены в объеме 205 290,4 тыс. р., что выше параметров 2020 года, однако не обеспечен в полном объеме фонд оплаты труда с начисления работников министерства согласно действующему законодательству (не обеспечено 21 772,0 тыс. р.).

 

17. «Управление государственными финансами Иркутской области».

 

Ресурсное обеспечение проекта ГП на 2021 год предлагается утвердить в объеме 12 387 342,8 тыс. р., что на 488 660,5 тыс. р. меньше, чем ресурсное обеспечение ГП в действующей редакции на 2020 год (12 876 003,3 тыс. р.) и на 853 804,4 тыс. р. меньше объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе о бюджете на реализацию ГП в 2020 году (13 241 147,2 тыс. р.).

 

Проект паспорта, в целом, сбалансирован по целям и задачам. По сравнению с действующей редакцией цели и задачи не изменяются;

 

По основному мероприятию «Обеспечение сбалансированности и устойчивости местных бюджетов» ПП «Повышение эффективности бюджетных расходов в Иркутской области» (снижение премирования муниципальных образований за прирост налоговых, неналоговых доходов, а также за проведение преобразования муниципальных образований Иркутской области в форме объединения на 400 000,0 тыс. р. (с 700 000,0 до 300 000,0) не потребуется корректировка ЦП (гр.18 приложение 2), что неверно. При этом значение целевого показателя «Прирост поступлений налоговых доходов в местные бюджеты к предыдущему году (в нормативах текущего года)» по данной подпрограмме в приложении 1 (п. 2.1) скорректировано, с 104 % до 100,0 %.

 

Распределение средств в разрезе мероприятий, включенных в состав основных мероприятий, не представлено, что не позволяет оценить вносимые изменения в целом.

 

В нарушение ст. 22 Положения № 282-пп, согласно которой государственные программы подлежат приведению в соответствие с законом Иркутской области о внесении изменений в закон Иркутской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в течение месяца со дня вступления его в силу, на момент проведения настоящей экспертизы ГП не приведена в соответствие с законом о бюджете в части расходов мероприятий основного мероприятия («Управление государственным долгом Иркутской области») на сумму 4 888,4 тыс. р.

 

На сайте министерства финансов Иркутской области в разделе «Государственная программа «Управление финансами» ссылки находились в не активированном состоянии. По отдельным нормативным актам, связанным с внесением изменений в государственную программу» отсутствовали (не приняты) нормативные акты министерства финансов, принимаемые в целях реализации постановлений Правительства Иркутской области.

 

18. ГП «Труд и занятость».

 

Экспертизой установлено несоответствие финансового обеспечения регпроектов в паспортах, размещенных на официальном сайте Правительства Иркутской области с предложениями по изменению ГП на 2021 год, поступившими на экспертизу в КСП области.

 

На регпроект «Финансовое обеспечение реализации мероприятий по региональному проекту «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» в 2021 году в сравнении с 2020 годом расходы увеличены до 47 995,9 тыс. р., что на 26 601,2 тыс. р. больше расходов 2020 года. По остальным регпроектам расходы сохранены на уровне 2020 года («Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Иркутская область)» (55 870,9 тыс. р.) и «Содействие занятости женщин – доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» (42 066,4 тыс. р.).

 

Имеется необходимость корректировки значения показателя госпрограммы «Уровень регистрируемой безработицы», так как он не в полной мере отражает фактическую ситуацию о безработице (не объективен). Так, по информации о рынке труда, размещенной на официальном сайте Минтруда области (https://irkzan.ru), по состоянию на 12.10.2020 уровень регистрируемой безработицы составляет 5,4%, однако значение показателя на 2021 год предложено установить на уровне 2,1% при снижении финансового обеспечения госпрограммы в целом на 12,6%.

 

Отсутствие корреляции значения целевого показателя с финансовым обеспечением подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда в Иркутской области». Отмечается неизменность значения целевого показателя «Доля муниципальных районов (городских округов) Иркутской области, в которых разработаны и действуют территориальные планы мероприятий (программы) по улучшению условий и охраны труда, от общего числа муниципальных районов (городских округов) Иркутской области» при увеличении ресурсного обеспечения основного мероприятия «Финансовое обеспечение осуществления отдельных областных государственных полномочий в сфере труда». Это указывает на отсутствие прогресса в достижении цели.

 

Отсутствие корреляции значения целевого показателя с финансовым обеспечением ВЦП «Организация стажировок выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях приобретения ими опыта работы в Иркутской области». Показатель «количество выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, направленных на стажировки в целях приобретения ими опыта работы» не соответствует требованиям адекватности, поскольку очевидным образом не характеризует прогресс в достижении цели (с 2018 года составляет 16 человек).

 

Не проработан вопрос по устранению замечания КСП области в части включения в состав перечня публичных нормативных обязательств выплаты пособия на ребенка в Иркутской области в ГП «Труд и занятость» в рамках подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, направленных на оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом, в 2018-2019 годах» (отчет от 03.04.2020 № 12/3-КМ).

 

Отмечаются риски образования кредиторской задолженности по заработной плате, так как ФОТ обеспечен только на 85% от заявленной потребности 135 966,3 тыс. р.. Дополнительная потребность на ФОТ по оценкам КСП области у Минтруда области, включая подведомственные учреждения на 2021 год, составляет 20 280,5 тыс. р.

 

19. ГП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

 

Предложения по внесению изменений в госпрограмму представлены в КСП области 13.10.2020 с нарушением срока, определенного п. 22 Положения № 282 пп.

 

Экспертизой установлено несоответствие финансового обеспечения регпроектов в паспортах, размещенных на официальном сайте Правительства Иркутской области с предложениями по изменению ГП на 2021 год, поступившими на экспертизу в КСП области.

 

В 2021 году предполагается реализация 3-х регпроектов на общую сумму 193 085,6 тыс. р., что меньше уровня 2020 года на 38 819,4 тыс. р. или 17,3%. При этом на реализацию 2-х регпроектов («Спорт-норма жизни», «Первичная медико-санитарная помощь») с момента утверждения ГП финансирование не предусматривалось.

 

С целью уточнения объема субвенции на осуществление отдельных областных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек в границах населенных пунктов рекомендуем пересмотреть размер услуг по размещению в приютах для животных и содержанию в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи их новым владельцам или наступления естественной смерти (4 рубля на 1 кошку и 305 рублей на 1 собаку), содержание 1 кошки на 4 руб. вызывает сомнение.

 

Отмечается необходимость проработки вопроса о выделении дополнительных средств областного бюджета (10 650,0 тыс. р.) с целью осуществления ремонта зданий и сооружений, а также приобретения оборудования для создания региональной сети приютов по содержанию животных без владельцев. Поскольку на эти цели предусмотрено всего 23 000,0 тыс. р. (на приобретение земельного участка и зданий на нем). Однако эксплуатация приюта без ремонта и приобретения соответствующего оборудования невозможна.

 

Ответственному исполнителю необходимо пересмотреть целевой показатель «количество новых постоянных рабочих мест, созданных в организациях, осуществляющих деятельность в сфере заготовки, переработки и сбыта пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, получивших грантовую поддержку для развития материально-технической базы» с целью обеспечения его корреляции с финансовым обеспечением подпрограммы «Развитие сферы заготовки, переработки и сбыта пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений в Иркутской области» (пояснения: учитывались рабочие места за счет грантов 2020 и 2021 г.).

 

Имеется дополнительная потребность в средствах областного бюджета на сумму 16 897,0 тыс. р. для строительства (капитального ремонта) объектов социальной инфраструктуры в рамках подпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий Иркутской области», при наличии софинансирования данных мероприятий за счет средств федерального бюджета в сумме 405 527,1 тыс. р..

 

Госпрограмма дополнена новой подпрограммой «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов», предусматривающей реализацию мероприятий, ранее действующих в подпрограмме «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области», в том числе регпроекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»). Подпрограмма разработана в целях исполнения протокола заседания проектного комитета по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» от 11.06.2019 № 3. Для реализации мероприятий подпрограммы разработка новых расходных обязательств не требуется. Также госпрограмма дополнена новым мероприятием, включающем нового участника – Минкультуры. При этом необходимо установить новые расходные обязательства.

 

Отмечаются риски образования кредиторской задолженности по заработной плате, так как ФОТ обеспечен только на 85% от заявленной потребности. Дополнительная потребность на ФОТ по оценкам КСП области на 2021 год составляет 27 365,2 тыс. р., из них: у Минсельхоза — 16 342,9 тыс. р., Службы ветеринарии – 11 022,3 тыс. р.

 

20. ГП «Развитие и управление имущественным комплексом и земельными ресурсами Иркутской области».

 

В 2021 году в рамках Госпрограммы предусмотрена реализация нового мероприятия «Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, социальной выплаты взамен предоставления в собственность бесплатно земельного участка» с финансовым обеспечением размере 250 000,0 тыс. р.. Вместе с тем на момент проведения экспертизы в Иркутской области соответствующее расходное обязательство не установлено. По предварительным расчетам министерства имущественных отношений Иркутской области в 2021 году получить данную социальную выплату смогут 1 785 многодетных семей.

 

По основному мероприятию «Обеспечение содержания и управления государственным имуществом Иркутской области» предусмотрено перераспределение ресурсного обеспечения в размере 29 543,8 тыс. р., которое большей частью будет направлено на проведение текущего и капитального ремонта общедомового имущества и жилых помещений, находящихся в специализированном жилом фонде и предназначенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

В целях обеспечения деятельности органов ЗАГС вместо приобретения объектов недвижимости планируется реализовывать мероприятие по их строительству (в 2021 году — 39 853,1 тыс. р., планируется направить на разработку проектной документации по строительству объекта недвижимости для размещения органов ЗАГС в Ангарском городском округе).

 

В 2021 году приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Иркутской области и проведение капитального ремонта объектов областной государственной собственности не предусмотрено, запланировано ресурсное обеспечение в сумме 7 000,0 тыс. р. на подготовку проектной документации для проведения работ по реконструкции объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Горького, дом 31.

 

21. ГП «Развитие юстиции и правовой среды».

 

Ресурсное обеспечение госпрограммы на 2021 год (1 014 791,5 тыс. р.) на 99,8% соответствует уровню 2020 года (1 016 770,4 тыс. р.). Предельные объемы на 2021 год доведены в размере 1 014 791,5 тыс. р., из них: Агентству – 797 105,1 тыс. р. (на программные мероприятия), Службе ЗАГС – 216 705,1 тыс. р., Аппарату ГИО – 981,3 тыс. р., которые в полном объеме распределены по мероприятиям ГП.

 

Однако с учетом Порядка планирования № 35н-мпр ГП обеспечена только на 79,2% от заявленной потребности 1 280 225,1 тыс. р. Недофинансирование мероприятий на 2021 год – 265 433,6 тыс. р.

 

На основании вышеизложенного отмечаются риски недостижения целевых показателей ГП в 2021 году, образования кредиторской задолженности, в том числе по оплате труда.

 

В госпрограмме регпроекты в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» не предусмотрены.

 

КСП области предлагает доработать Положения № 282-пп в части включении адресного Перечня объектов капитального ремонта, по разделу «Осуществление бюджетных инвестиций в рамках подпрограммы» в отношении всех органов исполнительной власти, а не только в отношении обеспечиваемых Минстроем, Минприроды, Мин ЖКХ. Такой перечень повысит прозрачность информации о проводимых капремонтах в области.

 

Имеется необходимость пересмотра целевого показателя ГП «удовлетворенность населения Иркутской области деятельностью в сфере обеспечения судебной системы, услугами в сфере правового просвещения, оказания бесплатной юридической помощи, регистрации актов гражданского состояния» (план ежегодно – 90,0 % , факт в 2019 году – 97,6 %). Поскольку его ежегодное плановое значение (90 %) не соответствует требованиям адекватности, так как очевидным образом не характеризует прогресс в достижении цели.

 

На реализацию подпрограмм потребность обеспечена только частично, из них: «Развитие юстиции в Иркутской области» — на 80,8 %, «Развитие системы правового обеспечения населения» — на 58,7 %, «Осуществление государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Иркутской области» — 75,6 %.

 

В целях реализации положений ст. 10 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» Советом судей Иркутской области согласован проект расходов областного бюджета на 2021 год в части бюджетных расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей Иркутской области при условии выделения в полном объеме финансирования на оплату труда в пределах расчетных показателей. Также Советом судей рекомендовано Правительству Иркутской области учесть дополнительную потребность финансирования статей на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей при уточнении параметров областного бюджета в 2021 году.

 

Снижение объема субвенции на 2021 год (196 220,1 тыс. р.) Службе ЗАГС Иркутской области на 60 293,4 тыс. р. (23,5 %) связано с изменением Методики распределения субвенций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.08.2006 № 513 (требования ст. 133 БК РФ). При этом целевые показатели не снижены. Это повлечет дополнительную нагрузку на областной бюджет.

 

Плановое значение целевого показателя Службы ЗАГС «уровень удовлетворенности населения Иркутской области услугами в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния от числа опрошенных» (план ежегодно – 90,0 %, факт 2019 года – 92,8 %) требует пересмотра, поскольку отмечается не соответствие требованию адекватности (очевидным образом не характеризует прогресс в достижении цели).

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Председателю Правительства Иркутской области.