КСП Иркутской области проведена экспертиза проекта закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты» (ПЗ-770).
1.Законопроектом предлагается норматив распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду из бюджета субъекта (- 40%) полностью передать на местный уровень.
Плановые платежи из областного бюджета, которые предлагаются к передаче на местный уровень, оценивались в объеме 217 млн. р., фактически на 01.10.2020 года поступили в объеме 234 млн. р., ожидаемая оценка в 2020 году – 294 млн. р.
КСП области предлагает рассмотреть возможность зачисления доли областного бюджета (40%) платежей «напрямую» в бюджеты городских и сельских поселений.
2. Законопроектом предлагается в связи с отменой единого налога на вмененный доход установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту закона, по данным УФНС России по Иркутской области снижение доходов бюджетов МО от налогообложения МСП оценивается в 2021 году в сумме 286,0 млн. р., что составляет 3,57% от прогнозируемых поступлений УСН. В таком размере предлагается дополнительно дифференцированно передать УСН в местные бюджеты в 2021 году.
В формуле расчета дифференцированного норматива отчислений в бюджет муниципального района (городского округа) на 2021 год (Приложение 11 к проекту закона) учитываются поступления по ЕНВД и УСН за отчетный финансовый год.
КСП области в целях определения более реалистичных дифференцированных нормативов отчислений предлагает учитывать в их расчете ряд отчетных периодов, в том числе отчетный год, предыдущий отчетный год, а также данные по состоянию на первое июля текущего года.
Кроме этого, в проекте закона не предусмотрены положения в части установления переходного периода по упрощенной системе налогообложения при превышении ограничений по доходам и численности, установленных НК РФ.
3. Законопроектом внесены изменения в приложение 9 Закона № 74-оз:
в пункте 3:
- абзац пятый дополнить словами «, принятым в первоначальной редакции»;
дополнить абзацем девятым следующего содержания:
- «При наличии финансовых возможностей общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, утвержденный решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района, может превышать общий объем указанных дотаций, рассчитанный в соответствии с настоящим пунктом.»;
КСП области полагает, что уточнение словами «в первоначальной редакции» некорректно, поскольку в закон об областном бюджете могут быть внесены уточнения объема дотации в течение финансового года. Закрепление объема дотации в первоначальной редакции может повлечь снижение объема финансовой поддержки поселениям.
Условие в части «финансовых возможностей» бюджета муниципального района, не соответствует положениям бюджетного законодательства, не предусматривает методику и порядок предоставления бюджетам поселений средств ввиду «финансовых возможностей».
Кроме того, предлагаемая норма не в полной мере соотносится с полномочиями муниципальных районов, установленных положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не отнесены.
4. Статьей 2 проекта закона установлены сроки вступления в силу.
Приложение 11 распространяется на правоотношения, возникающие в период с 2021 года, и не применяется на плановый период 2022 и 2023 годов, что требует дополнительного пояснения.
В целом, Законопроект соответствует нормам действующего законодательства, отдельные вопросы, изложенные выше, требуют уточнения.
Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.