Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «Об утверждении заключенного дополнительного соглашения о реструктуризации обязательств (задолженности) Иркутской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам» (ПЗ-774)

 

КСП Иркутской области проведена экспертиза проекта закона Иркутской области «Об утверждении заключенного дополнительного соглашения о реструктуризации обязательств (задолженности) Иркутской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам» (ПЗ-774).

 

1. Объем высвобождаемых в 2020 году средств в результате снижения объема погашения задолженности Иркутской области перед федеральным бюджетом составляет 608 340,0 тыс. р.

 

По пояснениям минфина Иркутской области, «высвобожденные средства будут направлены по итогам года на компенсацию снижения налоговых и неналоговых доходов (областного бюджета) по сравнению в 2019 годом».

 

В действующей редакции Закона об областном бюджете на 2020-2022 гг. указанные средства учитываются в источниках внутреннего финансирования дефицита областного бюджета на 2020 год.

 

Указанные средства подлежат корректировке и направлению указанным выше назначениям («коронавирусные» мероприятия, снижение налоговых и неналоговых доходов).

 

В целях соблюдения условий соглашения требуется внесение изменений в Закон «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

 

2. Объем высвобождаемых средств в 2021-2022 гг. в результате снижения объема погашения задолженности Иркутской области перед федеральным бюджетом составляет 912 510,0 тыс. р. ежегодно.

 

Дополнительное соглашение (п.5, подпункт «е») также регулирует использование в 2021-2022 гг. высвобождаемых средств, которые должны направляться на осуществление бюджетных инвестициях в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

 

Однако положение данного подпункта в отношении высвобождаемых средств в 2021 году на сегодняшний день не согласуются (Дополнительное соглашение подписано ранее 18.09.2020) с позднее принятой нормой — частью 10 статьи 6 Федерального закона от 15.10.2020 № 327-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году».

 

По пояснению минфина Иркутской области, высвобождаемые в 2021 году средства областного бюджета в объеме 912 510,0 тыс. р. полностью направляются на финансовое обеспечение расходных обязательств Иркутской области, связанных с реализацией:

 

  • РП «Финансовая поддержка семей при рождении детей (Иркутская область) (национальный проект «Демография») в сумме 749 486,4 тыс. р.,
  • РП «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи (Иркутская область)» (национальный проект «Здравоохранение») в сумме 97 141,2 тыс. р.
  • РП «Формирование комфортной городской среды в Иркутской области» (национальный проект «Жилье») в сумме 65 882,4 тыс. р.

 

На другие направления, за исключением региональных проектов, высвобождаемые средства не направляются.

 

Требует уточнения вопрос, будет ли Дополнительное соглашение приводиться в соответствие с положениями части 10 статьи 6 Федерального закона от 15.10.2020 № 327-ФЗ в 2021 году? Будут ли поддерживаться другие направления (кроме региональных проектов)?

 

3. Согласно Дополнительному соглашению высвобождаемые средства в 2022- 2023 гг. в объеме 912 510,0 тыс. р. направляются на осуществление бюджетных инвестициях в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов.

 

В материалах к законопроекту «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на плановый период 2023 года информация отражена в программе заимствования и в источниках внутреннего финансирования дефицита бюджета на 2022 -2023 гг.

 

Согласно пояснению минфина Иркутской области, в проекте бюджета на плановый период 2022-2023 гг. бюджетные ассигнования на реализацию новых инвестиционных проектов включены в объеме условно утвержденных расходов, «запрашиваемый перечень новых инвестиционных проектов …может быть представлен ответственным исполнителем (министерством экономического развития Иркутской области) после проведения … подготовительной работы».

 

4. Сопоставление отдельных положений Дополнительного соглашения и Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1531 «О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам» (далее – Правила) показало, что отдельные обязательства Иркутской области перед федеральным бюджетом не достигают предельных значений, установленных пунктом 11 Правил.

 

По пояснениям минфина Иркутской области, первоначальное решение (в 2017 году) в части установления 20 % порога основано на фактическом показателе доли государственного долга Иркутской области от объема доходов. С тех пор показатель, в целом, не изменялся.

 

5. Правилами и Дополнительным соглашением предусматривается обязательство по утверждению и обеспечению реализации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов субъекта РФ, включающего программу оптимизации расходов и мероприятия, направленные на рост доходов бюджета субъекта РФ и сокращение государственного долга субъекта РФ.

 

КСП области обращает внимание, что Программа, а также план мероприятий по росту доходного потенциала Иркутской области, оптимизации расходов бюджета и совершенствованию долговой политики, являющийся приложением Программы, содержит перечень мероприятий реализуемых в период только до 2024 года.

 

Принимая во внимание, что погашение реструктурированной задолженности согласно дополнительному соглашению предусмотрено в срок до 2029 года включительно, Правительству Иркутской области необходимо принять Программу оздоровления государственных финансов Иркутской области на период реализации соглашения.

 

В целом, законопроект соответствует бюджетному законодательству РФ, принятие его поддерживается.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.