Информация по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области за январь-сентябрь 2020 года»

 

В соответствии с планом деятельности КСП Иркутской области на 2020 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области за январь-сентябрь 2020 года».

 

Анализ доходов, поступивших за девять месяцев 2020 года в бюджет ТФОМС, свидетельствует об их равномерном поступлении по отношению к утвержденным годовым назначениям. За январь-сентябрь 2020 года доходы исполнены на 74,4 %, при годовом плане 45 698 455,1 тыс. рублей поступило 34 003 939,3 тыс. рублей. Основным доходным источником являлась субвенция из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступившая в объеме 33 335 484,3 тыс. рублей, удельный вес которой в общем объеме доходов составил 98 %.

 

Вместе с тем, во втором и третьем кварталах 2020 года отмечается некоторое снижение поступлений неналоговых доходов (за 9 месяцев исполнены на 63,1 % от годовых назначений), что отчасти обусловлено приостановлением проведения страховыми медицинскими организациями и территориальным фондом плановых медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи, по результатам которых в доход бюджета ТФОМС поступали средства от применения к медицинским организациям санкций за выявленные нарушения.

 

Расходы бюджета ТФОМС за январь-сентябрь 2020 года составили 33 337 991,8 тыс. рублей, что составляет 71 % от утвержденных годовых назначений (46 929 267,5 тыс. рублей). Средства в объеме 32 656 808,9 тыс. рублей (или 98 %) направлены на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории Иркутской области (из них 841 179,9 тыс. рублей – на оплату оказанной в декабре 2019 года медицинской помощи за счет остатка субвенции 2019 года, возвращенного ФФОМС в феврале 2020 года на те же цели).

 

Средства на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в рамках регионального проекта «Медицинские кадры Иркутской области» за январь-сентябрь 2020 года использованы в сумме 26 118,4 тыс. рублей, или 6,8 % от годовых назначений, что указывает на существующие трудности у медицинских организаций по привлечению медицинских кадров. Кроме того, по мнению КСП области на низкое освоение средств могла повлиять ситуация с возникновением новой коронавирусной инфекции. В большинстве медицинских организаций произошло сокращение объемов оказания плановой медицинской помощи и снижение нагрузки на врачей и среднего медицинского персонала, вследствие чего не осуществлялся прием новых работников.

 

Учитывая, что не использованные до конца финансового года средства подлежат возврату в бюджет ФФОМС, КСП области рекомендует министерству здравоохранения Иркутской области и ТФОМС принять исчерпывающие меры для их освоения.

 

В отчетный период исполнение бюджета ТФОМС осуществлялось с учетом особенностей, установленных в связи с угрозой распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией.

 

1. Введен особый режим авансирования. За апрель-сентябрь 2020 года авансирование медицинских организаций осуществлялось в размере до 100 процентов. В результате этого, с учетом сокращения объемов плановой медицинской помощи, сложилось переавансирование медицинских организаций (превышение объема целевых средств, направленных медицинским организациям в соответствии с заявкой на авансирование медицинской помощи, над суммой счета на оплату за фактически оказанную медицинскую помощь). По итогам оплаты счетов за сентябрь 2020 года (по данным страховых медицинских организаций) переавансирование за апрель-сентябрь 2020 года составило 1 174 535,8 тыс. рублей (по 73 медицинским организациям).

 

Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрено новое направление использования средств нормированного страхового запаса ТФОМС: на финансовое обеспечение мер по компенсации медицинским организациям недополученных доходов в связи с сокращением объемов медицинской помощи, установленных территориальной программой ОМС, в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Однако правовые акты о выделении средств из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на компенсацию медицинским организациям недополученных доходов в связи с сокращением объемов плановой медицинской помощи приняты не были.

 

2. За апрель-сентябрь 2020 года с начала установления в Иркутской области ограничительных мер в связи с новой коронавирусной инфекцией объемы плановой госпитализации в круглосуточные стационары (без учета госпитализации по профилю «онкология»; госпитализации в экстренной (неотложной) форме; госпитализации пациентов с инфекционными заболеваниями органов дыхания, пневмонии, коронавирусной инфекции) сократились на 79 % (при плане 163 458 случаев госпитализации фактически выполнено 34 758). Аналогично в дневных стационарах (без учета онкологии, ЭКО, гемодиализа), число случаев лечения снизилось на 74 % (при плановом объеме 114 362 случая лечения выполнено 29 708), количество выполненных ЭКО снизилось на 56 % (при плановом объеме 937 случаев фактически выполнено 417).

 

Выпадающие доходы медицинских организаций Иркутской области за апрель-сентябрь 2020 года составили около 4 195 млн. рублей, дополнительное финансирование медицинских организаций на лечение больных коронавирусом – около 1 223 млн. рублей.

 

3. В августе 2020 года Распоряжением Правительства РФ от 12.08.2020 № 2075 из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ выделены иные межбюджетные трансферты в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ по предоставлению межбюджетного трансферта бюджету соответствующего территориального фонда ОМС на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в рамках реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, в том числе для Иркутской области – 247 506,3 тысяч рублей.

 

Согласно Правилам предоставления иных межбюджетных трансфертов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.08.2020 № 1213, а также Соглашению от 15.09.2020 № 056-17-2020-837 между Минздравом России и Правительством Иркутской области, основанием для перечисления средств бюджету ТФОМС является заявка, подтверждающая сумму принятых к оплате счетов по случаям оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и сумму средств, использованных на финансовое обеспечение тестирования лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, на новую коронавирусную инфекцию за период с 1 марта по 30 июня 2020 года. На дату проведения экспертизы в бюджет ТФОМС поступило 233 674,2 тыс. рублей.

 

4. При расчете субвенции из ФФОМС не учитывались расходы, возникшие в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в частности, на средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, тесты, и др. Полагаем необходимым проработать вопрос об источнике финансирования указанных расходов.

 

Так, согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, работники медицинских организаций, имеющие риск инфицирования при профессиональной деятельности, подлежат обязательному лабораторному обследованию, тестирование должно проводиться 1 раз в неделю. Согласно разъяснениям ФФОМС, лабораторные исследования биоматериала пациентов на наличие COVID-19 за счет средств ОМС проводятся при наличии медицинских показаний, работникам медицинских организаций, имеющим риск инфицирования COVID-19, но не имеющим симптомов инфекционного заболевания, тестирование на определение новой коронавирусной инфекции COVID-19 осуществляется за счет средств работодателя.

 

5. В сложившихся условиях из-за сокращения объема плановой медицинской помощи и снижения объема платных услуг медицинские организации Иркутской области по итогам 2020 года не смогут отработать полученное за предыдущие месяцы авансирование. Необходимость возврата указанных средств (переавансирования) в бюджет ТФОМС по окончанию 2020 года может привести к росту кредиторской задолженности, недостатку средств на медикаменты и расходные материалы, снижению заработной платы в части стимулирующих выплат.

 

Объем кредиторской задолженности медицинских организаций, работающих в системе ОМС, вырос с 1 581,2 млн. рублей на 01.01.2020 до 2 479 млн. рублей на 01.10.2020. На начало 2020 года просроченная кредиторская задолженность имелась у 5 областных государственных учреждений на общую сумму 175,6 млн. рублей, на 01.10.2020 – у 10 областных государственных учреждений на сумму 111,7 млн. рублей.

 

Следует отметить, что в настоящее время Правительством РФ рассматривается вопрос о продлении до конца 2020 года возможности для медицинских организаций расходовать средства ОМС на текущие расходы (оплату труда, уплату налогов, коммунальные платежи) независимо от объемов оказанной ими медицинской помощи.

 

По результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия КСП области рекомендует:

 

Правительству Иркутской области, министерству здравоохранения Иркутской области, Территориальному фонду в рамках своих полномочий:

 

  • принять дополнительные меры по обеспечению сбалансированности и достаточности средств на реализацию Территориальной программы ОМС в Иркутской области;
  • продолжить мониторинг за уровнем кредиторской задолженности медицинских организаций, в том числе просроченной; принять меры по сохранению в сложившихся условиях объемов финансирования медицинских организаций.

 

Министерству здравоохранения Иркутской области проработать вопрос об источнике финансирования расходов медицинских организаций, возникших в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в частности, на средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, тесты, и др.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.