Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «О внесении изменения в отдельные Законы Иркутской области» (ПЗ-803)

 

Законопроектом предлагается внести изменения в Законы Иркутской области:

 

  • от 23.10.2006 № 63-ОЗ «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей» (далее — Закон области № 63-ОЗ);
  • от 10.07.2014 № 91-ОЗ «Об отдельных вопросах образования в Иркутской области» (далее — Закон области № 91-ОЗ);
  • от 18.07.2018 № 74-ОЗ «О кадетском образовании в Иркутской области» (далее – Закон области № 74-ОЗ)

 

в части исключения (уточнения) положений отдельных статей, предусматривающих принятие расходных обязательств Иркутской области по предоставлению в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий обучающихся бесплатного питания и регламентирующих условия и порядок обеспечения бесплатным питанием обучающихся общеобразовательных организаций.

 

1. КСП области отмечает, что предлагаемые изменения Закона № 63-ОЗ предусматривают меры поддержки в виде обеспечения один раз в день бесплатного питания детей из многодетных и малоимущих семей, предоставления им набора продуктов питания при отсутствии в образовательных организациях организованного питания либо на время применения электронного обучения (дистанционных образовательных технологий в период функционирования режима повышенной готовности на территории Иркутской области, а также предоставления ежемесячной компенсации родителям (законным представителям) расходов на питание обучающихся в федеральных государственных общеобразовательных организациях, расположенных на территории области, а также обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях расположенных на территории субъекта РФ, граничащего с областью, только на обучающихся по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

 

Нормы Закона № 63-ОЗ о праве детей из многодетных и малообеспеченных семей на получение набора продуктов питания при отсутствии в таких организациях организованного питания либо на время применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период действия режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для обучающихся из таких семей в начальных классах, предлагается исключить.

 

В этой части законопроект № 803-ПЗ не согласуется с законопроектом № 804-ПЗ, и при наличии замечаний к последнему (к пункту 10 статьи 7) не обеспечивает полноту мер социальной поддержки и единообразие регулирования.

 

Статьей 2 законопроекта № ПЗ-804 предоставление меры социальной поддержки в виде бесплатного горячего питания предусмотрено для всех обучающихся по программам начального общего образования, независимо от социального статуса.

 

Компенсация предоставления меры социальной поддержки в виде горячего питания путем предоставления набора продуктов питания всем обучающимся в начальных классах на время применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период действия режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральным законодательством не допускается. В связи с чем, исключение из пункта 4 статьи 4 и пункта 2 статьи 5 Закона 63-ОЗ указания на начальное общее образование приведет к снижению уровня социальной поддержки детей из малообеспеченных и многодетных семей, обучающихся в начальных классах, по сравнению с действующей редакцией пункта 4 статьи 4 и пункта 2 статьи 5 Закона № 63-ОЗ.

 

Следует отметить, что меры поддержки по обеспечению бесплатным питанием для детей из многодетных и малоимущих семей, обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования, предлагается предусмотреть как Законом № 63-ОЗ, так и законопроектом № 804-ПЗ.

 

При этом меры поддержки для обучающихся по программам начального общего образования предусмотрены только законопроектом № 804-ПЗ, что указывает на отсутствие единообразного подхода к закреплению мер. Нормы этих законопроектов должны быть согласованы.

 

Кроме того, законопроект № ПЗ-804 не предусматривает такой меры социальной поддержки для обучающихся по программам начального общего образования из многодетных и малообеспеченных семей в виде ежемесячной компенсации родителям (законным представителям) расходов на питание обучающихся в федеральных государственных общеобразовательных организациях, расположенных на территории области, а также обучающихся в муниципальных общеобразовательных расположенных на территории субъекта РФ, граничащего с Иркутской областью, что ухудшает права указанной категории детей.

 

Законопроектом № ПЗ-803 в связи с регулированием вопросов бесплатного питания в общеобразовательных организациях отдельным законом Иркутской области (законопроектом № ПЗ-804) предлагается признать утратившими силу абзац третий части 5, абзац второй статьи 8, изложить в новой редакции часть 1.4 статьи 7, определяющую условия и порядок предоставления мер социальной поддержки.

 

2. Статьей 2 законопроекта вносятся изменения в статью 12 Закона области № 91-ОЗ, исключающие из данного закона положения, регулирующие вопросы предоставления меры социальной поддержки в виде бесплатного питания обучающихся в общеобразовательных организациях.

 

Статью 12 Закона области № 91-ОЗ предлагается дополнить частью 9, в которой указано, что обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся общеобразовательных организаций в Иркутской области осуществляется в соответствии с отдельным законом Иркутской области.

 

3. Статьей 3 законопроекта вносятся редакционные правки в наименование и часть 1 статьи 6 Закона области № 74-ОЗ, предусматривающую обеспечение обучающихся кадетских корпусов бесплатным питанием в соответствии с отдельным законом Иркутской области.

 

Перечень нормативных правовых актов Иркутской области, изменение (отмена) которых потребуется с принятием настоящего проекта закона, представлен в пояснительной записке к нему.

 

Законопроект не содержит финансово-экономического обоснования, поскольку не предусматривает введения новых расходных обязательств Иркутской области, расходные обязательства, установленные Законами Иркутской области № 63-ОЗ, № 91-ОЗ, № 74-ОЗ не исключаются, поскольку предусмотрены законопроектом № ПЗ- 804.

 

Концептуальных замечаний к законопроекту № ПЗ-803 не имеется. При рассмотрении его Законодательным Собранием Иркутской области предлагается учесть указанные в заключении замечания.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.