Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «О внесении изменения в Закон Иркутской области «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации областного государственного имущества на 2021 год» (ПЗ-807)

 

Экспертиза показала, что законопроектом увеличивается расчетный прогноз поступления средств от приватизации областного государственного имущества в областной бюджет в 2021 году на 345 250,0 тыс. рублей (с 9 500,0 тыс. рублей до 354 750,0 тыс. рублей). Принятие законопроекта потребует внесения изменений в Закон Иркутской области от 20.12.2020 № 114-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

 

Увеличение прогноза поступления средств в областной бюджет связано с включением в Прогнозный план (программу) приватизации областного государственного имущества на 2021 год (далее – Прогнозный план) двух разделов, включающих в себя два пакета акций акционерных обществ с долей участия Иркутской области в уставном капитале, четыре нежилых помещения, три комплекса объектов недвижимости, а также девять транспортных средств.

 

1. Законопроектом предусмотрено включение в Закон № 85-ОЗ Раздела 1 «Пакеты акций акционерных обществ, доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью», согласно которому в Прогнозный план включаются пакеты акций двух хозяйственных обществ с долей участия Иркутской области в уставном капитале.

 

По информации Минимущества области деятельность:

 

  • АО «РИЦ Иркутской области» по итогам 2017-2019 годов оказалась убыточной, это связано с тем, что расчетный центр обслуживает только 1,4% от всех начислений за ЖКХ в Иркутской области.

 

Рыночная стоимость пакета акций АО «РИЦ Иркутской области», находящегося в государственной собственности Иркутской области, согласно отчету об оценке от 29.06.2020 №20-344 составляет 5 307,0 тыс. рублей. Информация об отчете содержится в пояснительной записке к законопроекту, однако сам отчет об оценке на официальном сайте Минимущества области не размещен.

 

  • ОАО «Сибэкспоцентр» по итогам 2018-2019 годов оказалась убыточной, Правительство Иркутской области не имеет влияния на принятие решений в Совете директоров общества.

 

В бюджет Иркутской области доходы в виде дивидендов по акциям ОАО «Сибэкспоцентр» поступили в 2016 году в сумме 236,5 тыс. рублей, в 2017 г. – 1,8 тыс. рублей, в 2018 г. – 115,5 тыс. рублей, в 2019 г. – не поступали.

 

Рыночная стоимость пакета акций ОАО «Сибэкспоцентр», находящегося в государственной собственности Иркутской области, составляет 31 471,0 тыс. рублей (отчет об оценке от 29.06.2020 № 20-370). Информация об отчете содержится в пояснительной записке к законопроекту, однако сам отчет об оценке на официальном сайте Минимущества области не размещен.

 

Рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона (конкурса), совершения сделки является итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, в течение шести месяцев со дня составления отчета. Соответственно на момент проведения приватизации во II квартале 2021 года рыночная стоимость пакетов акций, определенная отчетами об оценке от 29.06.2020 не может считаться актуальной, что обуславливает необходимость проведения повторной оценки.

 

2. Раздел 2 «Иное имущество» дополнен пятнадцатью новыми пунктами, в том числе:

 

2.1. Объекты недвижимости, отчет об оценке рыночной стоимости имущества на сайте Минимущества области не размещен, комплекс объектов недвижимости предлагается к приватизации впервые.

 

2.2. Транспортные средства. Девять транспортных средств предлагается внести в Прогнозный план в связи с тем, что они не используются областными государственными структурами в целях осуществления уставной деятельности.

 

В пояснительной записке к проекту закона расчетная сумма доходов от приватизации 9 транспортных средств указана в размере 360,0 тыс. рублей, то есть планируемая средняя стоимость одного транспортного средства составит 40,0 тыс. рублей. По пояснениям Минимущества области стоимость транспортных средств рассчитана исходя из средней цены продажи транспортных средств за 2019 год.

 

Отчеты об определении рыночной стоимости автотранспорта, предлагаемого к приватизации во 2 квартале 2021 года, на сайте Минимущества области не размещены.

 

3. Изменение назначения одного из объектов недвижимости, включенного в Прогнозный план, обусловило необходимость дополнения Закона № 85-ОЗ разделом 3 «Сведения об изменении назначения объектов социальной инфраструктуры для детей, произведенном в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

 

Нежилое помещение по адресу г. Ангарск, мкр-н 12а, д. 15, помещение 215 (далее — Объект) находилось в пользовании на праве оперативного управления ОГАУЗ «Ангарская городская детская больница № 1», и являлось объектом социальной инфраструктуры (объектом здравоохранения) для детей.

 

Инициатором внесения Объекта в Прогнозный план выступило министерство здравоохранения области (служебная записка №СЛ-54-945/19 от 14.03.2019). Минимуществом области распоряжением от 05.06.2019 №55-МПР была создана комиссия по оценке последствий решения об изменении назначения указанного Объекта.

 

Распоряжением Минимущества области от 14.05.2020 № 656/и «Об изменении назначения объекта» назначение Объекта было изменено на нежилое помещение.

 

Согласно информации Минимущества области, Объект находится в удовлетворительном состоянии, в настоящее время не используется. Предварительная оценка рыночной стоимости помещения — 9 100 тыс. рублей.

 

4. В соответствии с п.4 Порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области, утвержденного Постановлением № 67-пп, проект Прогнозного плана формируется Минимуществом области на основании поступивших предложений от органов государственной власти Иркутской области, юридических лиц и граждан, с обоснованием целесообразности приватизации имущества, с учетом рекомендаций постоянно действующей при Министерстве области комиссии по приватизации государственного имущества Иркутской области.

 

Согласно правилам, государственное имущество, подлежащее приватизации должно быть сгруппировано в перечни по видам экономической деятельности, кроме того, в случае если имущество является объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, дополнительно указывается информация об отнесении его к объектам культурного наследия в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

 

Рассматриваемым законопроектом, в состав имущества, предлагаемого к приватизации, включены три объекта культурного наследия, в связи с чем (с учетом новых требований федерального законодательства), представляется необходимым отражение данной информация в Прогнозном плане.

 

КСП области ежегодно обращает внимание на проблему морального и физического износа объектов недвижимого имущества, отнесенных к объектам культурного наследия. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти субъектов РФ. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта РФ.

 

По состоянию на 16.05.2018 в Реестре государственной собственности Иркутской области было отражено 204 объекта культурного наследия, в том числе 15 объектов значится в казне Иркутской области, 189 объектов закреплены за 59 правообладателями (балансодержателями) на праве оперативного управления.

 

Вместе с тем, как неоднократно отмечала КСП области, проведение мероприятий по реставрации зданий и приспособления их для современного использования позволит в определенной степени решить проблему недостатка площадей областной государственной собственности для размещения органов власти, областных учреждений.

 

Внесение в План приватизации объекта культурного наследия («Здание Главка «Востоксибстрой» (бывший дом Кузнецова)») общей площадью более 6,5 тыс. кв.м, в отсутствие полной информации о целесообразности и необходимости приватизации данного имущества, о проведенных предварительных расчетах затрат, необходимых для его приведения в надлежащее состояние и возможности размещения в нем органов власти, областных учреждений, с учетом требований Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта РФ, по мнению КСП области, требует дополнительного обоснования и обсуждения.

 

Согласно информации, предоставленной службой по охране
объектов культурного наследия Иркутской области (далее — Служба) в отношении объекта «Здание Главка «Востоксибстрой» (бывший дом Кузнецова)», необходимо отметить следующее.

 

В 2019 году губернатором Иркутской области было дано поручение министру культуры и архивов Иркутской области проработать вопрос о создании в г. Иркутске филиала Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского на базе «Здания Главка «Востоксибстрой» (бывший дом Кузнецова)» (далее — Объект), Службе — определить предварительную стоимость комплексного инженерного обследования Объекта (№ 06-145/19 от 04.04.2019).

 

С целью проведения комплексного инженерного обследования Объекта, работ по выполнению проекта реставрации и сохранения, приспособлению объекта культурного наследия под филиал консерватории, распоряжением министерства культуры и архивов области от 22.08.2019 № 1223/и Объект на праве оперативного управления был закреплен за областным государственным автономным учреждением «Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области» (далее – ОГАУ «ЦСН»).

 

В период с сентября 2019 года по июль 2020 года ОГАУ «ЦСН» были организованы и выполнены работы по инженерному обследованию, сейсмическому микрорайонированию, инженерно-геодезическим, инженерно-экологическим, инженерно- гидрометеорологическим изысканиям на общую сумму 4 483,8 тыс. рублей. Кроме того, проведена государственная экспертиза проектной документации и инженерных изысканий (901,1 тыс. рублей) и выполнены работы по устройству ограждения (163,8 тыс. рублей).

 

Вместе с тем, ректором Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского предложение о возможности открытия филиала консерватории в городе Иркутске поддержано не было (служебная записка министра культуры и архивов Иркутской области № СЛ-56-2330/19 от 20.09.2019), в связи с чем, вопрос о цели дальнейшего функционального назначения объекта и его конечном пользователе остался не разрешенным.

 

В связи с отсутствием фактической потребности ОГАУ «ЦСН» в указанном Объекте, а также отсутствием финансирования на проведение работ по сохранению Объекта, Службой было инициировано предложение о его включении в Прогнозный план приватизации. В соответствии с п. 4 Протокола заседания Правительства Иркутской области от 24.12.2020 указанное предложение было одобрено.

 

В целом, проведенная экспертиза законопроекта показала, что включение объектов приватизации в Прогнозный план проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства, вместе с тем, целесообразность включения в Прогнозный план объекта культурного наследия («Здание Главка «Востоксибстрой» (бывший дом Кузнецова)») требует дополнительного обоснования и обсуждения.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.